Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 17






Тема X Публицистический стиль. Основы мастерства публичного выступления. Культура спора

Вопросы темы:

1. Публицистический стиль и его подстили.

2. Понятие публичного выступления как разновидности речевой деятельности. Особенности устной публичной речи. Роды и виды публичной речи.

3. Этапы подготовки к публичному выступлению.

4. Приемы поиска нужного материала. Виды вспомогательных материалов.

5. Композиция публичного выступления. Основные принципы построения выступления.

6. Способы и приемы изложения и объяснения содержания речи.

7. Доказательность и убедительность речи. Структура доказательства.

8. Основные виды аргументов.

9. Словесное оформление публичного выступления. Средства выражения логических связей. Типичные ошибки и недочеты, методика их исправления.

10. Средства речевой выразительности в публичной речи.

11. Правила запоминания и произнесения публичной речи. Типичные недостатки публичной речи.

12. Оратор и аудитория. Приемы установления контакта с аудиторией и управления аудиторией.

13. Понятие спора как вида речевой коммуникации. Классификация споров.

14. Стратегия и тактика спора. Основные правила полемиста.

15. Логические и социально-психологические аспекты спора.

16. Невербальные средства общения в публичной речи и споре.

Коммуникативная цель говорящего в аргументирующей речи - убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения, а также уговорить его на что-то, склонить к какому-либо действию.

Аргументирующая речь отличается от других видов речи тем, что:

- в ней всегда главная коммуникативная цель - убедить собеседника;

- адресат в аргументирующей речи, как правило, не остается лишь объектом воздействия: он представляет собой субъекта с собственной позицией, которую активно отстаивает;

- содержательной основой речи являются аргументы-доказательства, приводимые говорящим в защиту собственной позиции, - и контраргументы-доказательства в защиту противоположной позиции, приводимые адресатом.

Основным средством убеждения в аргументативном тексте является логика доказательства, что, в свою очередь, требует строгой структуры аргументативного текста, в которую обязательно входит тезис, аргументы, иллюстрации (примеры) к ним и вывод.

Тезис - основное положение, которое доказывается, поэтому в аргументирующей речи предъявляются повышенные требования к его формулировке и доказательству. Он представляет собой доказуемое логическое непротиворечивое спорное утверждение, одно и то же в ходе всего доказательства.

Для доказательства используют аргументы - мысли, суждения, приводимые для подтверждения другого тезиса. Аргументы делятся на логические и психологические.

Логические аргументы представляют собой ссылки на:

- факты (на статистические сведения: случаи из повседневной жизни, из истории, из личного опыта, из литературы и т.д.);

- ссылки на заведомо истинные суждения (аксиомы, правила и т.д.);

- ссылки на авторитеты (цитаты из речи знатоков в этой области; пословицы, поговорки, крылатые слова и т.п.).

К психологическим аргументам относят:

- аргументы к авторитету;

- аргументы к публике, включающие мнения других людей, присутствующих при разговоре или принимающих в нем непосредственное участие;

- аргументы к эмоциям и чувствам - возбуждение в оппоненте чувства жалости и др.

Аргументы по силе делятся на сильные и слабые.

По направленности выделяются собственно аргументы и контраргументы.

Иллюстрации подтверждают аргументы конкретными примерами.

Вывод в доказательстве выполняет роль не только заключения в речи, но прежде всего усилителя тезиса на основе всего доказательного процесса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.