Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Амритабинду упанишада




1. Перед Амритабинду — одна из разновидностей шанти патха

представляющей собой рас-

пространенную мантру, составленную из двух стихов гимна Ригведы «Всебогам» (1.89.6, 8). Для ознакомления с ее

звучанием и содержанием приводим транскрипцию и вольный перевод, или, точнее, переложение (в тексте).

Но даже переложение, «раскрытое» переведенными именами богов, не способно передать всей совокупности логического, мифологического и психологического смыслов этой молитвы, вызывающих у включенного в индийскую традицию человека необходимое настроение.

2. Дивные —

3. ...проникающий невредимым через (звездное?) ко лесо — здесь описательно переданы два имени-эпитета Гаруды, царя птиц В мифе о похищении амриты Гаруда, уменьшившись, проскальзывает между ост рыми спицами вращающегося колеса, преграждающего до ступ к амрите. Б.Л. Смирнов переводит эпитет

как «тот, чья ось невредима».

4. Владыка молитвы — Брихаспати.

5. Бессмертие Также напиток бессмертия, некогда добытый богами и асурами при пахтании небесно го Океана.

6. Ум — manas,ощущающая и рассудочная сфера со знания, низшая по сравнению с buddhi (разум, совесть, убеж дение, наитие), также мыслительный орган (мозг) и его деятельность.
7. Толкователи разъясняют, что нечистый ум — это тот, который направлен на чувственные объекты, правящие им. Чистый и лишенный желаний ум, прежде всего, лишен вож деления, привязанности к предметам, явлениям и благам этого мира, а не нестерпимого желания знания, о котором часто говорится как о необходимом условии вступления на путь йоги.
8. Пока ум занят внешним, он — создатель путаниц, а личность — раб текущего, круговорота превращений и пе ревоплощений ; очищенный же ум устремляется к Избавлению.

9. ...по преданью букв, «запомненное», свод религиозных текстов индуизма, не входящих в sruti («ус лышанное», или, пользуясь более привычным понятием, «вдохновленное»), собственно ведийский канон.

10. Намек на остановку (nirodha) мысли в духе йоги Патанджали или растворение ума (manolaya), давшее на звание лайа йоге.

11. Сердце — местопребывание чистого сознания. В йогических упанишадах (см. Дхьянабинду уп. 93 след.) встречается такой образ: из сердца, как из лотоса, расхо дятся лепестки мысленных побуждений, которые нужно свернуть, заключить в нем (заключительным выводом).

12. То — tat. Одно из определений в целом неопреде лимого Блага (Брахмана), Высшей Действительности, Аб солюта в отличие от этого мира очевидного.

13. Следует прекращать — nirodhavyam.Производ ные от глагола nirudh также в ст. 4, 10. В Йога сутре Па танджали йога определяется как yoga citta vrtti nirodha («Йога — вихрей мыслей прекращение (или заключе ние)»).



14. Созерцание — размышление, медитация — прием, присущий всем учениям индуизма, но имеющий осо бое значение в йоге. В стихе можно видеть указание на то, что дхьяна — это даже не созерцание мысленных явлений. Так как о самадхи упанишада не упоминает, то в данном тексте она мыслится как заключительная ступень знания.

15. Правила — пуауа.Здесь имеется в виду не нъяя, одна из шести ортодоксальных школ индийской филосо фии, а вообще логические правила, рассуждения и доказа тельства. Здесь утверждается, что они бесполезны и что только йога может привести к Избавлению.

16. ...достигается Благо brahma. Возможно «обер- тональное» понимание: становится «Благом».

17. Средоточие звуком — очевидно, имеется в виду звук ОМ (средоточие в данном случае — йога).

18. ...в беззвучии высшем... — уже в ведийской об рядности мысленное, т. е. беззвучное, повторение мантры считалось более действенным и мощным , нежели произне сенное во весь голос или шепотом. Высшее беззвучие так же можно истолковать как отсутствие постоянной «мыс ленной болтовни» на разные темы, что прекращается со средоточением только на слоге ОМ.

19. Возможно, в этом стихе содержится скрытое возра жение против «неистинных» или «неестественных»

(nistikd) учений, особенно буддизма, отрицающих существование Атмана и объявляющих целью достижение несуществования.

20. То Благо — я сам - Одна из основ индийского миропонимания — тождество и единство Аб солютного и индивидуальной души, микро- и макрокосмо са, выраженная в древнейших упанишадах в «великих из речениях» tattvamasi (To — ты есть) и (Я есмь Благо). Узнать что-либо — значит осуществить это в себе, отождествиться с этим.



21. Часто выражаемое парадоксом определение высо чайшей пользы из отрицательных характеристик, обычное для ведантистских произведений. О Брахмане можно ска зать только,что он «не то, не то» (nei, neti).

22. Сам — Сущность человека, проявляется множеством состояний, явлений, предметов, но не затраги вается ими, оставаясь единым. Атман неизменен и тожде ственен самому себе в трех состояниях сознания.

23. Бдение, сны, забытье — три состояния сознания, где забытье или глубокий сон без сновидений — состояние высшее по отношению к снам, которые, в свою очередь, выше, чем бодрствование. Но все их превосходит Четвертое (turiya), свободное от всяких ощущений, образов и привя занностей.

24. ...как в воде месяц... — высшая истина лишь отра жается в мире явлений, как одна луна — во множестве водоемов и сосудов. Но эти отражения не есть она сама.

25. ...живущий... — джива непреходяща, а не просто бессмертна, так как перевоплощается в ряд тел до соедине ния навеки со Всеобщей Жизнью, Брахманом. Джива об разует формы и покрывается своими ограничениями

как небо облаками.

26. То tat, здесь обозначение дживы.

27. Марево - божественная сила иллюзии, ма гии. Мир обликов и слов, скрывающий Действительное, Брахмана.

28. ...в лотосе... — есть два значения санскритского

допускающего два понимания или соединяющего их: а) лотос (вероятно, имеется в виду местопребывание манаса в сердце); б) барабан (здесь идея, что неслышимый звук покоится в барабане и извлекается ударом, как и выраженное в словах извлекается из безмолвия).

29. Непреходящее - слог ОМ, знак и звуковое выражение Высшей Истины, Блага и даже само Благо.

30. Два ведения - «мирское» знание, крага vidya Самоосуществление.

31. Проникший —

32. Одна из основ индуистской культуры — почитание божественного слова, явленного Ведами. Не останавлива ясь на том, что Благо — это слово, создатели упанишады утверждают, что в действительности Благо — не слово как таковое, а суть слова, известная по другим источникам как nada гудение, гул, звон, слышимый в состоянии вдохно вения.

33. Образ извлечения содержащейся в существах Выс шей Сущности, чья природа — познание, что выражено одним из «великих изречений» brahma. (См.также предисловие к Махавакъя г/и.)

34. ...воспламенится высшим... — другой образ Брах мана, незримо присутствующего в каждой вещи, как огонь в дереве. В ведийской обрядности жертвенный огонь до бывается трением двух кусков дерева

35. Здесь производными от основы «кров» сделана попытка передать «объемный» смысл и звукопись шлоки, обыгрывающей разные значения санскритского vasu....сокровище дивное... — vasudeva. Как правило,концовка упанишад отмечается повторением последних слов. Здесь — слова Васудевы (патронимическое имя Кришны), с которым в итоге отождествляется йогин.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал