Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Йога кундалини упанишада






1. Свами Шивананда. Кундалини йога. — СПб., 1993. - С. 129.

2. Побуждения — Букв, «скрывающие», т. е. карма, накопленная в этой и прошлой жизнях, закрываю щая извечно чистый Разум.

3. Движущийся —

4. Пробуждение Силы

5. Лотосная, Алмазная — Опи сание последней отличает ее от обычной, состоящей в сиде нии на коленях. Здесь она скорее схожа с сиддхасаной.

6. Кольцевитая — т. е. подобная свернувшей ся кольцами змее.

7. Продвижение Силы — Се/алей Ж. Ва ренн переводит как «укрепление», однако, судя по контек сту, а также по описаниям традиционных крий, речь идет как раз о продвижении шакти.

8. Сарасвати — другое имя сушумны, центрального тока тонкого тела. Три тока

чаще всего уподобля ются: ида — Ганге, пингала — Ямуне и су шумна — Сара свати, священной реке, по преданию, текущей под землей.

9. Движение Сарасвати — то же, что и 10.Арундхати — супруга ведийского риши Васиштхи, олицетворение супружеской верности. Интересно также, что Арундхати в некоторых текстах является синонимом кундалини. Видимо, здесь мы имеем дело с распространенной в индуизме идеей божественного супружества: Бог, олицетворяющий чистое, но бездеятельное сознание, и его супруга, шакти. В тантрийских текстах очень часто изложение учения и приемов ведется от имени женской богини.

11. ...12 и 4 перстов... — т. е. 16 angula мера дли ны, равная ширине большого пальца, или примерно 2 см.

12. ...полутора часов... — 2 мухурты , '/30 часть дня или 48 мин.

13. Дрожь (?) — tana. В имеющихся словарях этого слова нет.

14. ...следует запереть в горле... — видимо, здесь ука зание на джаландхару бандху.

15. Правый ток — т. е. пингала.

16. Первоначальный звук —

17. Желчность — pliha, букв, «селезенка». Ж. Варенн толкует как «расширение селезенки».

18. Составная, Особая — sahita, kevala. Sahita Ж. Ва ренн переводит как «сложная».

19. По порядку:

20. ...кубкам... Кумбхакой (kumbhaka) игра слов.

21. Дхану — dhanu, букв, «лук» — мера длины, равная 4 локтям.

22. ...воды... — ср. Шветашватара уп. 2.10.

23. Правый проток — Синоним пингалы, здесь: правая ноздря.

24. Вата-расстройство Термин аюрведы, обозначающий один из видов нарушения равновесия орга-

низма, вызываемый излишком воздуха — одной из составляющих тела и, шире, характера.

25. Расстройство от червей — т. е. глистов.

26. Солнечное прободение —

27.Слизь — Флегма, мокрота, также термин аюрведы.

28. Огонь, питающий тело — пищеварительный огонь.

29. Дхату — семь основных элементов тела: жизнен ный сок (rasa), кровь (rakta), мясо , жир (medas), кости (asthi), костный мозг (majja), сперма (Sukra).

30. Победоносная —

31. Желчьpliha.

32. Холодящая —

33. вместо

34. Воздух — «Очищающий», эпитет огня; так же свежий ветер.

35. Воздух — anila.

36. Благой ток — brahma nadl. Синоним сушумны.

37. Три узла — granthi. См. Словарь.

38. Мехи — bhastri.

39. Перечисленыи

40. Апана — одно из пяти дыханий в теле, проявляе мое выдохом.

41. Местопребывание огня — манипура чакра в сол нечном сплетении.

42. Прана — дыхание, идущее вверх, проявляемое вдохом.

43.См. прим. 35.

44. Ваджрасана — см. прим. 5.

45. Утолщение — Место, откуда исходят три тока тонкого тела. См. «Анатомия» тонкого тела (по всту пительной статье).

46. Пащчимотана — другое название позы хатха йоги, при которой, сидя с вытянутыми вперед ногами и держась за пальцы ног руками, наклоняют туловище и голову к коленям.

47.Движение Сарасвати описано в ст. 9-18.

48. Местопребывание дыхания — т. е. праны. В аюр- веде область праны соответствует грудной клетке. Ср. с Йога таттвой, где область Воздуха помещается между сердцем и межбровьем.

49.Обычно в области межбровья располагают аджня чакру. Этот и нижеследующие ст. 70-72 передают идею о

постоянном стекании нектара из верхних чакр (чаще из аджня чакры) в огонь Вайшванара и испарении его там. Предотвратить этот процесс, по хатха йоге, могут бандхи и перевернутые позы.

50. В некоторых системах чакр инду чакру располага ют выше аджня чакры, в лобной области.

51. Восемь природных элементов — Земля, Вода, Огонь, Воздух, Пространство, Ум, Разум, Особость

52. Тонкое тело — в тексте ativahika, букв, «обгоняю щий ветер», синоним linga sarlra.

53. ...личность со Вселенной... —

54. Признак — также название тонкого тела.

55. Сам всепронизывающий —

56....с Неделимым... ~ т.е. с запредельным состоя нием сознания.

57. Корневой клубень

58. Узел Брахманаbrahma granthi.

59. Царь змейкундалини.

60. Прекращение — имеется в виду прекращение обус ловленного бытия, т. е. Освобождение

61. Соединение — melana, также «встреча», «слияние», «союз», «общение».

62. ...конца времен... — букв, «упадка юг». См. Словарь.

63. Писание — Этот отрывок обыгрывает два зна чения слова Sastra — «писание» и «орудие», «инструмент».

64. Зовется — читаем ucyate вместо acyutam. Возмож но, текст искажен.

65. Власть Индры — т. е. высшая власть. Индра в индуизме считается царем богов.

66. Семя - blja.

67. Небесные странницы — т. е. птицы.

68. Из девяти звуков составленную сому... — Сома — напиток бессмертия и вдохновения, который пьют боги. В ведийское время так назывался особо приготовленный жертвенный напиток. Сома — также луна, находящаяся в аджня чакре и производящая нектар, стекающий вниз. Девять звуков — это биджи Кхечари мантры, о которых говорилось выше. Два звука в упанишаде не названы, но возможно, это мантра so'ham.

69. Небесная странница — она же перелетная пти ца — душа.

70. ...до плеча... — букв, «до конечности».

71. Благое отверстие — brahmarandhra.

72. Ссылка на один из главных мифов Ригведы — об убийстве богом Индрой своей палицей (ваджрой) демона Вритры.

73. Семя — blja.

74. Каранъяса — индуистский обряд соотнесения бо жеств или явлений с определенными частями тела касани ем рук и произнесением соответствующих мантр (см. так же Хамса г/и.).

75. ...тринадцатью... — неясное место. Возможно, имеются в виду индуистские боги.

76. ...три года... — возможно чтение «три сезона».

77. Хорошо сосредоточенный — mathanam, букв, «хо рошо взбивающий» или «пахтающий».

78. Средоточие — mathana, букв, «взбивание», «пахта- ние». Неявная ссылка на сказание о пахтании небесного океана богами и асурами для добывания амриты. Также название процесса добывания священного огня трением.

79. Повторение мантры ~ japa.

80. Удобная поза —

81. Глубокий сон ребенка — здесь парадоксальное, но не просто некое поэтическое сравнение. Сосредоточенное состояние похоже на ненарушимый и спокойный сон ре бенка своей естественностью и ненапряженностью. Другие тексты (см. напр. Хатха йога прадипика 4.48) также указы вают, что результатом кхечари мудры является состояние йога нидры. Йога нидрой называлось состояние Вишну, спящего на кольцах мирового змея Шешу и как бы грезящего мир.

82. ...звучание... — т. е. выполнение кхечари мудры сопровождается звуком

83. Вселенная букв, «яйцо Брахмана».

84. См. прим. 73.

85. Каждая буква бидж обозначает то или иное боже ственное проявление. Например, в бидже hrim ha означает Шиву, га — Природу та — Великую Майю , носовой резонанс — Мать вселенной, а бинду — Разрушителя скорби.

86. Благодетель — Одно из имен Шивы.

87. Утверждение — sthiri.

88. Точка — bindu.

89. Счастливый нимб — синоним сахасрары.

90. Мироздание ~ «Яйцо Брахмана», Все ленная.

91. Бинду чакру, или Точечную чакру, располагают внутри головы ближе к затылку. Считается, что эта точка

является переходной между проявленным и непроявленным мирами.

92. ...кормчего... — в тексте, видимо, описка: вместо

93. Побуждения -

94. Полнозвучие — последняя из четырех ста дий рождения звука.

95. Горняя — букв, «стоящий на вершине».

96. Он я — so'ham.

97. С вдохом человек как бы произносит so (Он, выс шее божество), а с выдохом — ham, сокращенное от aham — «я».

98. Светородное — taijasa. Энергия.

99. Сиятельный, Золотой зародыш, Владыка — viraj,

100. Ограничения — Понятие, ставшее очень важным в веданте. Упадхи — это ограничения и определе ния, которые мешают познать Брахмана как единственную действительность.

101. Кит — символ скрытой в глубинах мощи.

102. Марево — Иллюзия.

103. Расстройство и текучесть —

104. ...в горшке... — намек на плотское тело, часто сравниваемое с горшком.

105. Свободный при жизни — jlvanmukta.

106. ОМ ТАТ CAT - «ОМ - То Сущее» - священ ное возглашение индуизма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.