Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика личности в процессе профессиональной деятельности






Для успешного освоения профессии, как правило, работник должен обладать некоторым набором способностей, что опреде­ляет профессиональную пригодность человека (см. гл. 5). Вместе с тем индивидуально-психологические качества в течение жизни претерпевают определенные изменения, во многом обусловлен­ные спецификой профессиональной деятельности. Профессия за­частую накладывает на человека свой особый отпечаток. Форми­рование профессионала — это динамичный процесс, предполага­ющий не только достижение необходимого уровня профессиональ­ного мастерства (определяемого наличием знаний, умений и на­выков), но и развитие, изменение личности, которые касаются всех ее сторон.

Анализ многочисленных исследований, проведенных в этой области, свидетельствует о многообразии изменений свойств лич­ности. Все эти изменения затрагивают, главным образом, следую­щие образования: 1) мотивационно-ценностное ядро; 2) особен­ности характера; 3) профессиональное самосознание (Н. С. Пряжников, А.К.Маркова, А.А.Деркач).

Особого внимания заслуживает изучение механизмов форми­рования личности профессионала. Ряд исследований детализиро­вали теорию Сьюпера об идентификации как основном механиз­ме становления профессионала. В любой профессиональной сре­де есть «герои» и «антигерои». «Герои» — работники, пользующи­еся всеобщим уважением, преимуществом в получении материаль­ных благ, карьерных преференций и т.д. Это люди, на которых хотят быть похожими начинающие работники. С другой стороны, поступки «антигероев» говорят всем о том, какими не надо быть. Стремление быть как лучшие (через механизм идентификации с ними) является мощным фактором формирования личности.

Идентификация — это эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим объек­том, группой, образом. Впервые понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом, причем механизмы идентификации, по его мнению, обеспечивают взаимную связь индивида и социальной группы. В классическом психоанализе идентификация выступает в качестве центрального механизма формирования способности «Я-субъекта» к саморазвитию, при этом между субъектом и отра­жаемым объектом происходит установление определенной эмоци­ональной связи, содержанием которой является переживание сво­ей тождественности с объектом.

В современной психологии понятие «идентификация» имеет три различных значения:

1) процесс объединения субъектом себя с другим индивидуумом или группой на основании установившейся эмоциональной связи или включение в свой внутренний мир и принятие как собственных групповых норм, ценностей, образов;

2) представление, видение субъектом другого человека как продолжение самого себя, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями;

3) механизм постановки субъектом самого себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что приводит к усвоению его личностных смыслов. Такой тип идентификации позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает соответствующее поведение. Идентификация себя с другим (или группой) может свидетельствовать о стремлении принадлежать или не принадлежать к определенной социальной группе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.