Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психограмма и профессиограмма






Результаты профессиографического исследования обобщаются в виде профессиограммы.

Профессиограмма – это характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией и включает в себя подробное описание психологических, производственных, технических, медицинских, гигиенических и других особенностей специальности, профессии.

В профессиограмме указываются функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.

Поэтому, с точки зрения определения требований к субъекту труда, профессиограмма представляет собой обусловленную содержанием труда систему количествен­но измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией, самостоя­тельного профессионального труда и совершенствования в нем.

Менеджеру по персоналу важно изучить и понять особенности требований конкретной профессии к психологическим качествам работника. Но личность, индивидуальность человека, являясь сложнейшим многоуровневым образованием, характеризуется множеством признаков и качеств. Те качества и свойства, которые важны для успешного выполнения работником профес­сиональных задач в данном виде труда, называют профессио­нально важными качествами (ПВК). Описание упорядоченной совокупности ПВК и называется психограммой профессионала. Термин «психограмма» был предложен немецким психологом Ви­льямом Штерном (1871 — 1938) в его книге «Дифференциальная психология в ее методических основах» (1911, 1921), в которой он разделял психограммы на полные (в этом случае психологическое изучение профессии составлялось по обширной программе) и ча­стичные (программа обследования личности касалась лишь важ­ных для обсуждаемой проблемы сторон).

В начале XX в. при формировании психограммы составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда — ус­пешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется, в первую очередь, наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). В дан­ном случае речь шла о выявлении устойчивых, плохо поддающих­ся тренировке свойств личности (способностей), которые весьма существенны для достижения профессионального успеха. В каче­стве примера можно привести психограмму успешного вагоново­жатого (составленную берлинским психологом К.Траммом), ко­торая включала: внимание; способность быстро принимать реше­ния; присутствие духа; хорошие зрение, слух, глазомер; хорошую память; различение скорости движения; суставное чувство; тех­нические способности; сопротивление усталости. Таким образом в психограмме, которая является неотъемлемой составной ча­стью профессиограммы, отражаются взаимосвязи между необходимыми для успешного профессионального труда психологиче­скими свойствами и качествами, а также степень их устойчиво­сти, указываются возможности формирования каждого из них, а также нормативные показатели профессиональной пригодно­сти.

Профессиографический анализ деятельности позволяет выявить требования, которые труд предъявляет к зна­ниям, умениям и навыкам, а также к психофизиологическим и личностным характеристикам человека — субъекта труда. Эта тех­нология служит для анализа информации по профессиям для уп­равленческих служб предприятий и учреждений. В частности, о должностях (трудовых постах), технологических производствен­ных процессах, формах организации труда, психологических ха­рактеристиках труда и др. Материалы профессиографического ана­лиза деятельности используются для оптимизации работы по под­бору и расстановке кадров, определения перспектив профессио­нального продвижения работников, при решении вопросов клас­сификации видов работ, профессиональных занятий, разработки квалификационных характеристик новых профессий, утверж­даемых Министерством труда и социального развития РФ (Ква­лификационный справочник, 2001, с. 59 — 60).

Профессиограммы различаются по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему.

Наиболее интересны, на наш взгляд, следующие классификации:

· по цели составления выделяются такие профессиограммы, как: информационная, коррекционная, диагностическая, прогностическая, методологическая, формирующая;

· по мере общности различаются три вида профессиограмм: общая групповая, монографическая.

· по объему различаются полная профессиограмма и профессиокарта.

Дадим краткую характеристику наиболее распространенных видов профессиограмм.

Информационная профессиограмма, нацелена на обеспечение профориентационной работы, включает все названные характеристики, однако дает их обобщенно, кратко, описательно.

Коррекционная профессиограмма направлена на повышение безопасности профессионального труда. В ней детально и аналитически описываются только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.

Диагностическая профессиограмма необходима для обеспечения организации профессиональной психодиагностики.Она ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и требующих наиболее высоких показателей скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.

Формирующая профессиограмма, используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.

Частные.профессиограммы являются результатом исследова­ния отдельных вопросов, связанных с профессиональной деятель­ностью человека труда. Такие профессиограммы могут отражать задействованные в деятельности физиологические функции; пси­хологические характеристики человека; условия и социальные факторы труда; особенности трудового поста применительно к антропометрическим, психофизиологическим и другим характе­ристикам человека. В зависимости от цели исследования того или иного вопроса взаимодействия человека с профессией внимание исследователя акцентируется на отдельных разделах (блоках) ори­ентировочной схемы системной профессиографии. Поэтому частные профессиограммы можно разделить на следующие виды: санитарно-гигиенические; физиологические; психофизиологиче­ские; психологические; социологические; эргономические и пр.

Комплексные профессиограммы выполняются с целью обоснования квалификационных требований к работникам, совершен­ствования процесса деятельности (оптимизации условий и режи­ма деятельности, повышения производительности труда, обеспе­чения требуемой работоспособности специалистов и т.д.), объек­та труда (обеспечения эргономичности образцов техники, опти­мизации трудового поста, средств деятельности, совершенствова­ния используемых материалов и веществ и т.д.) и субъекта труда (обеспечения профессиональной надежности, повышения соци­альной активности, формирования требуемых ценностей, моти­вов, установок в деятельности, повышения психологической ус­тойчивости и т.д.). Вместе с тем, в настоящее время строгая клас­сификация комплексных профессиограмм не разработана и нет четких и емких определений разновидностей этих профессио­грамм.

Целью специальных профессиограмм является выявление осо­бенностей личности человека, которые наиболее актуальны для соответствующих этапов его профессионального становления. При этом решаются конкретные практические задачи психологиче­ского сопровождения развития личности в конкретной профес­сии: профессиональная ориентация; консультация; разработка ме­тодов профессионального отбора (подбора), подготовки, аттеста­ции; профессиональная адаптация; поддержка кадровых решений; разработка нормативно-правовой основы формирования про­фессиональной пригодности специалистов; разработка системы контроля за процессом и результатами профессиональной деятель­ности.

Главную часть профессиограммы составляет психограмма, представляющая собой полное описание собственно психологических характеристик деятельности, совокупность психофизиологических и личностных качеств, являющихся для неё профессионально важными.

Еще раз следует отметить, что профессиограммы имеют различное содержание в зависимости от тех целей, для которых они составля­ются. Вместе с тем анализ профессиографической литературы позволяет выделить обобщенную схему профессиограммы на основе системного подхода к моделированию профессиональной деятельности. При определении содержания такой профессиограммы учи­тывается нормативно-параметрическое описание тру­да, морфологическое и функциональное строение дея­тельности, профессионально ориентированная струк­тура деятельности, условия труда, профессиональные противопоказания и ограничения.

Профессиограмма включает: общие сведения о профессии, характеристику процесса труда, санитарно-гигиенические условия труда, психологические требования профессии к человеку и пути получения профессии.

Следует отметить, что недостаток опыта применения профессиографии в управлении персоналом отражает тот факт, что начинающие руководители и опытные специалисты по управлению человеческими ресурсами часто видят одну и ту же профессию по-разному. Чаще всего причиной такого явления является неполное или искаженной знание данной профессиональной деятельности и недостаточное овладение методами профессиографического исследования.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.