Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика профессионала






Термин «профессионал», в том числе и в психологическом смысле, не имеет четкого определения. Это понятие по-разному определено в социологии, пси­хологии, физиологии, юриспруденции, педагогике и других науках.

Собственно психофизиологический подход к изучению профессионала предполагает его исследование, как личности, как индивидуальности, и как субъекта профессиональной дея­тельности и профессионального пути. Остановимся на каждом из выде­ленных аспектов более подробно.

Личность, является психологической и социальной категорией (С.Л. Рубинштейн).

По мнению Б.Ф. Ломова определение свойств личности как системных социальных качеств позволяет сделать вывод, что личностными могут быть как пси­хические характеристики человека, так и физиологические, соматические, антропометрические (напри­мер, цвет глаз, форма черепа, цвет кожи, форма зубов). С этой точки зрения личность представляет собой систему социально ценных и значимых качеств индивида, развитие которых стимулируется обществом и которые обеспечивают существование и индивида и общества и его воспроизводство.

В психологической литературе общепринятое определение личности профессионала отсутствует. В научной литературе, посвя­щенной различным видам профессиональной деятельности, встречают­ся словосочетания типа " личность учителя", " личность рабочего", " лич­ность руководителя" и т.д.

Анализ показывает, что чаще всего понятие личности в таком кон­тексте ассоциируется с высоким уровнем эффективности профессио­нальной деятельности, с оригинальностью ее результатов, их качествен­ными и количественными особенностями.

Но наиболее полная характеристика профессионализма встречается в исследованиях Е.А. Климова, включившего в это понятие не просто «…высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а определенную системную организацию сознания, психики человека..." (37, С. 386 – 387).

Е.А. Климов выделяет следующие основные компоненты системной организа­ции психики и сознания:

· свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности);

· праксис профессионала (коммуникативные, регулятивные, исполни­тельские и другие умения, навыки);

· гнозис профессионала;

· информированность, знания, опыт, культура профессионала;

· психодинамику (интенсивность переживаний, быстрота их смены) работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессио­нальной области;

· осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии, осмысление роли физических качеств, наружности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области.

Рассмотрение личности профессио­нала в качестве активного участника и ор­ганизатора процесса производства материальных и духовных благ позволяет обозначить систему, определяющую форми­рование личности профессионала и задающую его основные функции:

· создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность изготовления которых не ниже нормативного уровня;

· производство, сохранение нормативно одобренного способа кон­кретной профессиональной деятельности, в ее развитии за счет индиви­дуального обогащения;

· воспроизводство, сохранение и развитие конкретной профессио­нальной общности, участником которой он является.

Для конкретизации функций профессионала необходимо проанализировать качества личности, обеспечивающие их реализацию. Эти качества де­лятся на: профессионально важные (ПВК) и профессионально значимые (ПЗК). Разделение профессионально ориентированных качеств лично­сти на две группы не является случайным, так как ПВК и ПЗК по-разному влияют на выполнение профессиональных функций.

ПЗК определяют отношение человека к профессиональным функци­ям и профессионализации в целом, степень их принятия. Большинство профессий требуют от человека определенной системы отношений к ее содержанию и условиям. В противном случае у него не формируется внутренняя профессиональная мотивация, а иногда он просто вынужден отказаться от избранной профессии. Например, хоро­шо известно, что человек может стать врачом только в том случае, если он " спокойно" переносит вид крови, препарирование трупов в анатоми­ческом театре и т.д.

ПВК в отличие от ПЗК определяют не отношение к профессиональ­ным функциям, а процесс и результат их выполнения.

Опираясь на положения комплексного подхода к профессионализму, личность профессионала можно определить как систему профессионально важных качеств, формирующихся в ходе профессионального становления лич­ности и влияющих на эффективность осуществления отдельных форм профессиональной активности и профессионализации в целом (Е.А. Климов).

«Исходным материалом» для формирования личности профессионала являются индивидуальные качества человека, включенного в процесс профессионализации. Это могут быть индивидуальные и личностные свойства человека, психологические и физиологические особенности, морфологические, соматические, биохимические признаки и т. д. Главным требованием к перечисленным свойствам человека является их парциальное или комплексное влияние на процесс профессио­нализации личности.

Индивидуальное " наполнение" ПВК – ПЗК определяет непо­вторимость личности профессионала, которая позволяет ему обогащать профес­сионально ориентированные качества личности качествами своей инди­видуальности. Поэтому анализ профессионала как индивидуальности предполагает ответ на вопрос, какие индивидуально-психологические качества человека могут выступать как ПВК и ПЗК. Эти качества и об­разуют индивидуальность профессионала.

Большинство исследований оперирует четырьмя подструктурами индивидуальных качеств про­фессионала: профессиональной направленностью, профессиональным опытом, профессиональной одаренностью и профессиональным самосознанием. Все перечисленные выше подструктуры имеют непосредственное отношение к механизмам иерархического поведения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.