Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алгоритмическое описание трудовой деятельности






В обыденном понима­нии алгоритм — это некоторое правило, задающее последователь­ность действий. Метод алгоритмического описания труда предна­значен для выявления и описания вариантов выполнения трудо­вой задачи, связей между компонентами. Составленные схемы могут служить для определения времени выполнения отдельных действий, для изучения содержания и функций по отношению к каждому действию. Другие названия метода — «операционно-структурное», «логико-вероятностное» описание деятельности.

Теория алгоритмов начала использоваться для описания тру­дового поведения человека с конца 1950-х гг., когда шел процесс поиска единого языка описания операций, выполняемых маши­ной, и трудовых действий людей. Алгоритм может быть представ­лен в виде текста, символической записи или граф-схемы. В про­стых случаях проверка логических условий требует принятия ре­шения при выборе из двух вариантов (альтернатив). В трудовой деятельности работнику иногда приходится выбирать из больше­го количества вариантов, учитывать вероятность последующих событий. При составлении алгоритма психологу важно выяснить типичное протекание деятельности и возможные отклонения от нормы, узнать их наиболее частые причины.

Составленный алгоритм помогает в исследовании индивидуаль­ных стилей работы. На схеме алгоритма могут быть отмечены осо­бенно сложные участки, вызывающие трудности, связанные, на­пример, с частым браком. В. Н. Пушкин посредством алгоритми­ческого описания деятельности дежурного по железнодорожной станции выделил нормативные, типичные проблемные ситуации и редкие, но очень трудные для работника, например, когда поезд не укладывается по длине в станционный путь. Оказалось, что са­мое сложное в работе дежурного состоит в оценке ситуации на станционных путях в целом. В.Н.Пушкин применял алгоритми­ческое описание для изучения и оценки оперативного мышления дежурных по станции на железнодорожном транспорте. Состав­ленные им описания использовались затем в нормировании труда дежурных на станциях с разным количеством транспортных ма­гистралей, а также для обучения начинающих работников профес­сиональному мастерству — решению оперативных мыслительных задач (Пушкин В.Н., 1965).

Г. М.Зараковский (1966) разработал количественные оценки показателей динамической интенсивности, стереотипности, логической (интеллектуальной) сложности различных видов труда, построенные на основе составления логико-вероятностных (алгоритмических) описаний их деятельности.

Метод критических инцидентов. Основан на изучении ре­зультатов труда работников, причем не только нормативно задан­ных, но и в виде затруднений, ошибок, браков в работе. Реализа­ция такого подхода базируется на самоотчетах профессионалов (метод критических инцидентов) и анализе ошибочных действий. Метод критических инцидентов разработан американским пси­хологом Джоном Фланаганом в начале 1950-х гг. Его суть состоит в том, что психологи проводят опрос работников изучаемой про­фессии, просят их описать критическую ситуацию в работе и ее исход. Инцидентом может стать любая, поддающаяся наблюдению и анализу человеческая деятельность, позволяющая по особенностям ее осуществления сделать определенные выводы о работни­ке. Критическим инцидент становится в том случае, если цель де­ятельности четко представлена наблюдателю и определены по­следствия трудового поведения (успешные, неуспешные). Сами описания не должны содержать истолкований с использованием научно-психологической терминологии, допускается обычный житейский язык. Особо обращается внимание на то, чтобы как можно более точно и полно была описана сама ситуация. Каж­дое описание должно содержать изложение профессиональной ситуации и предпосылки поведения работника, конкретизиро­ванные во времени и в пространстве; точное описание действий работника, которые считаются эффективными или неэффектив­ными для данной ситуации; последствия поведения работника; зависимость результатов действий от работника или от внешних причин. Накапливается банк такого рода описаний. Критерий достаточности — появление не более двух-трех новых, по сути, сюжетов на каждые 100 разных ситуаций. Далее карточки с опи­санием ситуаций предлагают экспертам для группировки по кри­терию причин проблем и субъектным факторам успеха в их раз­решении. Метод получил признание в работах по профотбору, обучению, в составлении программ профессиональных тренин­гов, в работах по аттестации персонала и других направлениях. В исследованиях военных летчиков в 1940-е гг., к примеру, было собрано свыше 700 критических инцидентов, далее они были раз­биты на 24 группы индивидуально-личностных свойств, составив­ших основу профессиональных требований к специалисту, а так­же базу подбора психодиагностических методик для профотбора летчиков.

Анализ ошибочных действий. Этот метод позволяет выявить наиболее слабые, уязвимые места в деятельности работников дан­ной профессии, уточнить этапы, условия, механизмы совершения ошибочных действий и на основе этой информации определить ПВК, «ответственные» за совершение ошибочных действий (их иногда называют «уязвимыми» ПВК). В нашей работе были про­анализированы материалы 518 случаев предпосылок к летным про­исшествиям (по современной терминологии — инцидентам), до­пущенных специалистами управления полетами (СУП). Сводные результаты анализа (проведенного с привлечением высококвали­фицированных профессионалов в данной области) представлены в табл. 5.

Проведенный анализ позволил усовершенствовать систему про­фессионального психофизиологического отбора специалистов при поступлении на обучение. Были внедрены методы оценки способ­ности к пространственным преобразованиям, усовершенствован процесс обучения.

Экспериментальный метод. Он реализуется в ходе естествен­ного, производственного или лабораторного эксперимента. Прин­ципы организации е стественного эксперимента разработал Л.Ф.Лазурский (1911). Его суть состоит в том, что испытуемым предлагают для оценки их способностей, качеств, компетенции привычные виды задач, а не новые специально созданные для них гесты. С.М.Василейский (1888—1961) реализовал идею Лазур-ского и предложил метод естественного профессиографического эксперимента (1927). В ходе эксперимента наблюдались группы успешных и неуспешных работников при их обычной работе, за­чем проводился сравнительный анализ индивидуальных профес­сиональных характеристик. При этом исследователь мог выявить типы профессиональной одаренности, которые могут достигать одинакового уровня успешности в профессии. Это позволило ре­ализовать индивидуальный подход в изучении профессионалов, противопоставлявшийся идее существования некоего единого типа успешного, первоклассного работника, отраженного в идеальной психограмме. То есть предполагалось, что за счет выработки ин­дивидуального стиля деятельности (см. гл. 6) работники с разным набором ПВК будут успешно справляться с работой. В настоящее время идея метода естественного эксперимента используется в центрах оценки персонала, которые признаются самыми эффек­тивными в прогнозировании профпригодности.

Имеющийся арсенал методов анализа профессиональной деятельности достаточно многообразен. Перечислим те методы, с которыми необходимо слушетелям ознакомиться самостоятельно: метод составления индивидуальной характеристики (метод полярных групп); анализ проблемностей в операторской деятельности, психосемантические методы: метод «клайк-анализа», метод качественного содержательного анализа текста (контент-анализ).

Еще раз отметим, что в психологии и психофизиологии труда накоп­лен значительный арсенал методов, используемых для изучения профессиональной деятельности. Их многообразие определяется теми задачами (составление психограммы, нормирование труда, эргономическая экспертиза и оптимизация техники и др.), кото­рые решаются исследователем при проведении анализа труда, спе­цификой самой профессиональной деятельности и контингента работников.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.