Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о профессиографии






Описание профессии по всем психологическим и психофизиологическим признакам труда характеризует профессиональную деятельность достаточно многогранно и широко. Оно позволяет по существу анализировать любой вид профессионального труда, опираясь на эти психологические признаки. Большинство исследований в психофизиологии и психологии груда, инженерной психологии, эргономике начинаются с изуче­ния конкретной деятельности. Для этого Для этих целей служит уже упомянутая в подразделе 4.1. темы 4 технология изучения и проектирования профессии называемая профессиографией. Сущность этой технологии заключается в составлении разносторонней характе­ристики конкретной профессии.

Профессиография представляет собой технологию (метод) изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Она используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Кроме того, профессиография обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда. Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности – социальные, социально-психологические, экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированно­го подхода к изучению профессиональной деятельно­сти. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и про­фотбора необходимо выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испы­туемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, про­фессиональных знаний, умений и навыков. Для изуче­ния профессионального утомления выделяются при­знаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость. Другими словами, объем, глубина и детальность изучения профессиональной деятельности зависят от цели.

Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности: аттестацией работников, проектированием новых профессий и специально­стей, профконсультацией оптантов и отбором специалистов, совершенствованием профессионального образования, подготовкой и повышением квалификации, научными исследованиями профессионального развития личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.