Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические основы применения психофизиологии для решения задач совершенствования профессиональной деятельности






Теоретической основой применения психофизиологии в сфере профессиональной деятельности является диалектическое понимание взаимодействия человека и среды. Сущность этого взаимодействия в том, что среда (условия жизни) побуждают человека к действию. Человек, воздейст­вуя на среду, преобразует ее. Если вся деятельность человека является ответом на те раздражители, которые поступают в центральную нервную систему из внешней среды, то и сама среда испытывает изменения под влиянием деятельности че­ловека (К.А. Альбуханова-Славская). Заниматься исследованиями процессов деятельности людей, объединенных конкретными условиями производства и призвана психофизиология профессиональной деятельности.

Пониманию необходимости и перспективности изучения психофизиологических процессов в профессиональной деятельности способствуют представления В.М. Бехтерева, рассматривающие психическое и физиологическое (нейрофизиологическое) в контексте отражательной функции нервной системы.

С позиций деятельностного подхода психическое отражение также не существует вне «чувственной ткани», вне процессов и не реализуется без них.

На современном этапе психологов и физиологов, занимающихся проблемами психологии труда, объединяет понимание того, что физиологическое обеспечение психических процессов в деятельности имеет системный характер. К концепциям, где раскрывается системная организация физиологических процессов, относятся теория функциональной системы П. К. Анохина (1968), концепции установки или механизма доминанты по А. А. Ухтомскому, отражающей «функциональный настрой» организма (1950), физиологии активности Н. А. Бернштейна (1966), динамической локализации функций А. Р. Лурии (1984), представления о пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга М. Н. Ливанова (1972), о структуре психологической системы деятельности Б. Ф. Ломова и В. Д. Шадрикова (1983) и др.

В соответствии с этими концепциями структурные изменения в психической деятельности на современном этапе сопоставляются уже не только и не столько с частными нейрофизиологическими процессами, а с их организацией, т. е. только через процессы «системного уровня» (В.Б. Швырков, 1978). С позиций системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации деятельности неразрывно связаны и не могут существовать порознь, и это положение намечает, по представлениям Б. Ф. Ломова (1984), конструктивный путь решения прикладных задач построения и оптимизации профессиональной деятельности. Именно такой подход характерен для работ практических психофизиологов, в которых анализ физиологических процессов используется для решения разнообразных задач, связанных с профессиональной деятельностью.

Остановимся подробнее на теории функциональных систем П.К.Анохина и возможности ее применения в решении практических задач исследования и оптимизации профессиональной деятельности.

История психологии знает немало попыток объяснить поведе­ние человека. Одними из наиболее многочисленных были так на­зываемые рефлексологические теории — бихевиоризм (Уотсон, Скиннер, Торндайк и др.) и теория условного рефлекса, постули­руемая школой И. П. Павлова. Однако поведение человека и, в ча­стности, выполнение сознательной, целенаправленной деятельно­сти, не укладывается в схемы типа «стимул — реакция». Только рас­смотрение психики человека как системного явления открыло перед исследователями новые методологические возможности для изучения поведения и деятельности. Систематакой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодей­ствие и взаимоотношение приобретают характер взаимосо­действия компонентов, направленного на получение полезного результата. Впервые детально общую теорию систем разработал биолог Людвиг фон Берталанфи.

П. К.Анохин выдвинул идею опережающего отражения, кото­рая легла в основу разработки его теории функциональных сис­тем (далее — ТФС). Смысл ее состоит в том, что человек, что бы он ни делал, всегда «заглядывает» в будущее, хотя бы на мгнове­ние вперед. Есть идеально задаваемый результат предполагаемого действия, который формируется в виде психического образа «по­требного будущего» — плана-программы. Этот ожидаемый резуль­тат какого-либо поведенческого акта и стал рассматриваться как системообразующий фактор.

Многочисленные работы психофизиологов, нейрохирургов, нейрофизиологов позволили установить узловые механизмы ТФС:

1) афферентный синтез, в котором участвуют механизмы до­минирующей мотивации. При учете текущей обстановки и про­шлого опыта создается образ текущей ситуации и готовится ре­шение о том, что нужно сделать для получения полезного резуль­тата;

2) принятие решения. Представляет собой процесс перехода от сбора и анализа информации к формированию образа того, что должно получиться в результате поведенческого акта, формиро­ванию программы необходимых действий и операций. В этот мо­мент образуется акцептор результатов действия, т.е. идеальный образ будущего, с которым производится сличение промежуточ­ных и конечного результатов активности функциональной сис­темы;

3) обратная афферентация. Обеспечивает функционирование системы за счет обратной связи; позволяет получать информацию о ходе реализации программы поведения системы, осуществлять сличение с тем образом, который был сформирован при приня­тии решения.

Физиологические процессы были объединены, интегрированы в системные процессы более высокого уровня — уровня психи­ческого отражения. Психическое выступает как системное каче­ство по отношению к физиологическому. Таким образом, ТФС, являясь одним из наиболее перспективных методологических принципов объяснения поведения человека (в том числе и трудового).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.