Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде. Для выявления специфики работы PR-специалиста в сфере противодействия молодежному терроризму и экстремизму и определения модели оптимальной PR-работы будет






Для выявления специфики работы PR-специалиста в сфере противодействия молодежному терроризму и экстремизму и определения модели оптимальной PR-работы будет полезен опыт связей с общественностью правовой школы по профилактике экстремизма среди молодежи, о которой было упомянуто в предыдущем параграфе. Школа создана с целью проведения мероприятий по правовому просвещению в рамках Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», противодействия идеологии ксенофобии и терроризма, вовлечению молодёжи в организации экстремистской направленности и утверждена постановлением Губернатора области.

Основными задачами правовой школы являются[57]:

– правовое просвещение молодого поколения в сфере законодательства о противодействии экстремизму;

– формирование у молодежи области антиэкстремистского и антитеррористического сознания;

– воспитание у молодых людей правильного понимания необходимости проведения антиэкстремистской и антитеррористической государственной политики;

– вовлечение студентов вузов в социально-ориентированную деятельность.

В 2011 году в рамках деятельности правовой школы были проведены 40 мероприятий в виде: конференций, семинаров, лекций, встреч, бесед, тренингов, игр, «круглых столов» и тому подобное, в которых приняли участие порядка 4, 5 тысяч молодых людей[58].

Администрация области создает в регионе все условия для дальнейшего развития гражданской позиции жителей области, активно привлекает молодежь к диалогу. Следует отметить, что в 2011 году в диалоговом формате проведены круглые столы «Проблемы межконфессиональных и межэтнических конфликтов в контексте национальной безопасности современной России», «Роль средств массовой информации в противодействии терроризму и экстремизму», студенческий научно-практический форум «Владимирский регион – территория культуры мира» в НГЛУ-Владимир и другие.

Это уникальный опыт взаимодействия государства и общества, который смогли достигнуть лишь на региональном уровне.

Как известно, проведение специальных мероприятий является важной составляющей PR-деятельности. Правовая школа по противодействию терроризму и экстремизму, созданная по решению Антитеррористической региональной комиссии в 2011 году, провела различные мероприятия в школьной и студенческой среде:

– совместные встречи с УФСИН России по Владимирской области с условно осужденными несовершеннолетними, совместно с областной прокуратурой с учащимися школ и средних специальных учебных заведений; встречи с членами неформальных молодежных объединений; с подростками, отдыхающими в летних оздоровительных лагерях;

– обучающие и методические семинары «Неформальные объединения и группировки экстремистской направленности», «Методики, направленные на развитие качеств толерантности. Методика, технология «открытого пространства», «Ролевая игра «Интолерантность»; «Этнонациональные грани проблемы экстремизма в молодёжной среде»

–классные часы «Будьте внимательны», «Мы все смеемся на одном языке», «Разрешение конфликтных ситуаций», «Умеем ли мы дружить», «О добре и бессердечности», «Неформалы, кто они такие?», «Мы разные, но мы вместе»;

– тренинги «Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения»;

– дискуссии «Как воспитывать толерантность?», а также родительские собрания «Роль родителей в выявлении причастности детей к неформальным объединениям», «О противодействии экстремистской деятельности», «Чем опасны неформалы?»;

– фотовыставки, конкурсы рисунков, занятия в учебных группах учреждений, круглые столы на темы: «Мир различий», «Пути преодоления конфликтов», «Терроризм - глобальная проблема», «Неформалы, кто они такие?», «Культурные традиции России», «Разнообразие наций и национальностей в современном мире», «Толерантность. Что это такое?», «Психологический портрет террориста», «Мы интересны друг другу потому, что мы разные», «Мы такие разные и все-таки мы вместе».

Следует отметить, что проведение данных специальных мероприятий требует серьезной подготовки, поскольку общение с каждой из перечисленных целевых аудиторий предполагает свой специфический подход ввиду их самоценности и самоидентификации, групповой и социокультурной адаптивности. Тем не менее, использование PR-технологии special events способствуют профилактике экстремистских проявлений, формированию у школьников культуры межэтнических и межконфессиональных отношений, положительных нравственно-этических качеств.

Ф. Джефкинс подчеркивает, что PR-деятельность направлена на «тщательно отобранные группы людей, которые являются составными частями большой общей публики»[59]. Перекладывая его мысль в плоскость данного исследования, можно весь сегмент молодежной среды разделить на три составные части по возрастному признаку: школьная, студенческая и рабочая молодежь. Тем не менее, цель, которую ставит перед собой PR-специалист, одна – противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма среди молодых людей.

Так, например, правовая школа к работе по профилактике экстремизма в детской и подростковой среде активно привлекает представителей культуры, науки, спортсменов, политиков, общественных деятелей, обеспечивает взаимодействие общественности с попечительскими советами учебных заведений, органами ученического самоуправления образовательных учреждений. В сегменте рабочей молодежи налажено сотрудничество с Владимирской региональной общественной организацией «Клуб болельщиков Торпедо» в целях расширения взаимодействия с общественными молодежными организациями при проведении информационно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику распространения в молодежной среде идей экстремизма и терроризма.

Однако автор обращает внимание на то, что в работе правовой школы есть существенный недостаток – не уделяется должного внимания сети Интернет, как одному из самых эффективных современных PR-инструментов. Ведь он активно используется экстремистскими и террористическими организациями как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и рекрутирования молодежи. Сегодня 7 из 10 молодых людей в возрасте 12–26 лет, пользуются Интернетом. Это вдвое больше, чем среди возрастной группы от 27 лет и старше[60]. Поэтому в данном случае был бы полезен зарубежный опыт проведения PR-политики в сфере профилактики молодежного терроризма и экстремизма в сети Интернет, описанный в первой главе данной работы.

Как было отмечено выше, PR-деятельность в антитеррористической политике весьма специфична и требует особой, по сути уникальной, профессиональной подготовки специалистов. Для этой цели Владимирский филиал Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова взял на себя ответственность по подготовке кадров для работы в интернациональной молодежной среде.

Согласно паспорту специальности «Организация работы с молодежью», «специальность сформирована под вызовы времени, ее актуальность продиктована необходимостью создания высококвалифицированной кадровой базы для работы с молодежью как человеческим капиталом, ее поддержки и защиты в разных сферах молодежного бытия»[61].

Поскольку распространение молодежного экстремизма представляет серьезную угрозу современному обществу, а PR-действия проводятся непрофессионалами, и в их деятельности присутствуют недочеты. Данная специальность сориентирована на то, чтобы оптимизировать работу по связям с общественностью в молодежной среде по профилактике терроризма и экстремизма. Будущий молодежный политик пройдет юридическую, управленческую, организаторскую, культурно-просветительскую, политическую, интернациональную и языковую подготовку. Выпускники данной специальности должны стать универсальными профессионалами, поскольку время предъявляет к ним самые серьезные требования.

Так, Г.Д. Кузнецова выделяет следующие принципы работы, которыми в совершенстве должны владеть специалисты в молодежной среде[62]:

1. Выступление перед молодежной аудиторией должно основываться на достоверной, систематизированной информации, поскольку некомпетентность и неуверенность специалиста раскрываются данной аудиторией безошибочно.

2. Излагая тему выступления «пунктирным» способом, специалист сможет достигнуть желаемого результата (у аудитории сложится четкое представление о том, что до нее хотят донести и что от нее требуется).

3. Специалист должен быть динамичен: менять тон и темп речи, картины и образы, моделировать голос. Так же не следует забывать, что молодежь не воспринимает поверхностного изложения, «мелькания» тем, имен и чисел.

4. При работе в молодежной аудитории специалисту следует «идти в ногу со временем» и успевать меняться: приводить примеры и анализ современных событий, вселять веру в силы молодых людей как единственных представителей общества, кто может что-то изменить в действительности и т.д.

5. Специалист, мастерски владеющий литературным языком, умело и уместно пользующийся сленгом, сможет вести эффективный диалог с молодежью. Однако стоит помнить о том, что речь должна быть доступной, но не примитивной, поскольку не вся целевая аудитория готова воспринимать лексику «низкого стиля».

6. Специалист должен учитывать такую специфику молодежи, как восприимчивость к образным словам и выражениям. Использование в речи метафор значительно облегчит восприятие вашей темы молодежной аудиторией.

7. Для специалиста, работающего в молодежной среде важно создавать точки опоры, с помощью которых аудитория сможет запомнить его послание. Такой точкой опоры могут послужить современные мультимедийные технологии.

8. Специалист должен вовлекать молодежь в процесс обсуждения: задавать вопросы, обращаться к аудитории, применять деловые игры и другие активные методы.

Автор данного исследования замечает, что при работе с молодежью в сфере профилактики терроризма и экстремизма специалисту по связям с общественностью необходимо помнить о том, что молодежь представляет собой особую социальную категорию. Прежде всего, молодежь – группа населения, которая всегда привлекает к себе большой общественный интерес. Ее легко увлечь, она подвержена разным влияниям, склонна к быстрому действию, радикализму, максималистским оценкам.

При организации молодежной PR-кампании главным залогом успеха можно считать оригинальность. Уникальные мероприятия всегда привлекают внимание прессы, следовательно, и широкий круг общественности.

Принимая во внимание специфику молодежной аудитории, можно выделить несколько особенностей, свойственных PR-кампаниям в молодежной среде:

– чаще всего используется такая технология PR как организация специальных мероприятий;

– PR-кампании отличаются креативным подходом и наличием оригинальных идей и способов их реализации;

– часто в молодежной организации основное внимание уделяется тактической стороне ее деятельности, но при этом стратегическое видение развивается слабо. Это приводит к тому, что люди, с которыми работает организация, иногда не могут точно сформулировать, чем она занимается, каковы ее цели и принципы.

А.Н. Перенджиев среди направлений антитеррористической политики выделяет те, которые имеют значение для организации PR-деятельности[63]:

1. Идеологическое направление, цель которого – показать антигуманный и антиобщественный характер самого явления терроризма и так же деятельности террористических объединений и движений, а также противостоять распространению идеологии террористов.

2. Религиозное направление, прежде всего, подразумевает «взаимодействие с лидерами религиозных организаций, которые строят свою деятельность на правовой основе с целью информационного воздействия на представителей террористических организаций, которые прикрываются религиозной идеологией и недопущения вовлечения других лиц (относящихся к определенной конфессии) в террористическую деятельность».

3. Этно-национальное направление заключается во взаимодействии с лидерами различных этносов и общественными организациями национального толка с целью разрешения межнациональных проблем и противоречий, противодействия различного рода националистическим и экстремистским организациям.

Среди требований к проведению этого вида политики для PR-деятельности, по мнению А.Н. Перенджиева, существенное значение имеют следующие[64]:

– эффективность и положительная результативность (в работе по связям с общественностью и СМК важное значение для власти заключается в показе эффективности противодействия террористической угрозе);

– своевременное и оперативное реагирование на возникающие угрозы (деятельность государства должна носить упреждающий характер, для чего необходим как можно более полный сбор информации и тщательная аналитическая работа);

– комплексный подход и согласованность действий всех государственных, общественных, силовых и международных структур (данное требование является ключевым для PR-деятельности, так как без связей с обществом и СМК нельзя мобилизовать граждан на борьбу с терроризмом, обеспечить комплексный характер противодействия террористической угрозе и моральную общественную поддержку действиям спецслужб и органов государственной власти);

– авторитет и профессионализм лиц, отвечающих за проведение антитеррористической политики (это требование имеет важнейшее значение для формирования имиджа политической власти в вопросах противодействия терроризму, от которого зависит степень общественной поддержки).

Итак, с учетом всего выше сказанного автор данного исследования определяет, что модель оптимальной работы PR-специалиста по профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде складывается из двух основных параметров: во-первых, из совокупности личных и профессиональных качеств самого PR-специалиста, а, во-вторых, из особенностей осуществления им PR-деятельности с учетом исключительности молодежной аудитории.

Портрет PR-специалиста, работающего в сфере противодействия распространению идей терроризма и экстремизма среди молодежи, можно обрисовать следующим образом.

1. PR-специалист должен быть физически активен и стрессоустойчив, обладать авторитетом среди молодежи, поскольку работа с ней требует больших затрат сил и энергии. Вполне естественно, что в практической деятельности авторитетом в молодежной среде будет пользоваться специалист приблизительно из этой же возрастной категории населения, и даже лучше, если он будет немного старше своей целевой аудитории (с одной стороны накоплен больший жизненный опыт, а с другой – принадлежит именно к данной среде).

2. В сфере профилактики терроризма и экстремизма невозможно обойтись без честности и открытости, так как основная задача PR-специалиста – создание и сохранение доверительных отношений с молодежью.

3. Молодое поколение легко подвержено влияниям нового времени, его привлекает все интересное, необычное, поэтому PR-специалист должен обладать не только оригинальными творческими способностями, но и идти, что называется «в ногу со временем» (решать нестандартные задачи, уметь быстро реагировать на появляющиеся изменения, стремиться постоянно пополнять свои знания и т.д.).

4. Коммуникабельность, эмпатия, гибкость, оптимизм и терпимость – неотъемлемые качества PR-специалиста в сфере профилактики распространения идей терроризма и экстремизма среди молодежи.

5. Взаимодействие с различными молодежными объединениями и сообществами, работа с неформальными группами молодежи требует от PR-специалиста наличия организаторских способностей и лидерских качеств, а так же инициативности, готовности к сотрудничеству, последовательности и ответственности.

6. В борьбе с молодежным терроризмом и экстремизмом PR-специалисту необходимо обладать широким спектром знаний в различных сферах, таких как связи с общественностью, социология, психология, социальная психология, педагогика, право и ряде других.

7. Профессиональное владение навыками публичных выступлений и умелое использование средств невербальной коммуникации значительно облегчат работу PR-специалиста в области антитеррористической и антиэкстремистской политики в среде молодежи, особенно при участии в митингах и собраниях.

Деятельность PR-специалиста в сфере профилактики молодежного терроризма и экстремизма очень специфична и имеет ряд своих особенностей.

1. Исходя из социально-психологических характеристик каждой возрастной группы молодежи, PR-специалист должен заранее установить неформальных лидеров, «группы риска», легко подвергаемые воздействию радикал-экстремистской идеологии, и нейтрализовать влияние деструктивных лидеров (превратить в помощников), с тем, чтобы добиться более эффективного воздействия на основную аудиторию.

2. При организации специальных мероприятий PR-специалист должен подключить к их подготовке максимально возможное количество молодых людей, в том числе неформальных лидеров. Тематика на таких мероприятиях должна быть интересна и близка молодежи, атмосфера в зале – живая и энергичная.

3. Принято считать, что молодым «свойственен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве»[65], поэтому для установления конструктивных коммуникаций PR-специалист должен вести себя с молодыми людьми «на равных», не позволяя использования назидательно-поучительного тона.

4. Учитывая нигилизм молодежной аудитории, PR-специалист не имеет права навязывать свое мнение, а должен уметь мотивировать молодежь к позитивным выводам опосредованным путем. Например, реальные рассказы бывших участников экстремистских акций. Также отличной поддержкой и мотивацией могут стать записи на DVD-дисках, видеоролики в Интернете а также издания, где собраны истории о сломанных судьбах, в которых каждый молодой человек сможет узнать себя.

5. Ориентируясь на то, что для молодежи характерна идеализация новизны, PR-специалист должен использовать гаджеты, то есть, новейшие изобретения техники. Например, подготовка Интернет-презентаций, тематических блогов, к созданию которых также необходимо привлекать молодых людей из «групп риска». Также для PR-специалиста важно быть активным пользователем социальных сетей (Twitter, ВКонтакте и др.), а также создателем сайтов, направленных на привлечение молодежи в активную борьбу с негативным влиянием экстремистских и террористических групп общественности.

Поскольку по своей природе молодежь энергична, мобильна, динамична, PR-специалистпри подготовке специальных мероприятий, должен использовать также формы, требующие от участников большой энергетической отдачи (умственной или физической). Это могут быть «мозговые штурмы» или, например, акции по закрашиванию экстремистских лозунгов.

7. Молодежи свойственно желание видеть конкретный результат своего труда «здесь и сейчас», что должен учитывать PR-специалист при разработке проектов социально- патриотической направленности, разбивая их поэтапно. При этом, при подведении итогов каждого этапа, необходимо подчеркивать значимость каждого молодого человека в достижении успеха, что будет способствовать их самоутверждению, а, в конечном итоге, позитивной социализации.

Выводы:

1. Во Владимирском полиэтноконфессиональном регионе формируется уникальный опыт диалога государства и общества по информационному противодействию терроризму и экстремизму. Ввиду актуальности проблемы Администрация области предпринимает различные меры в данном направлении, в том числе и по сдерживанию деструктивных явлений в молодежной среде. Используя ряд методов по связям с общественностью (организация специальных мероприятий, мониторинг ситуации в СМК, проведение социологических исследований и др.), она достигает значительных результатов по укреплению гражданского общества Владимирского края. Региональный опыт правовой школы по профилактике экстремизма среди молодежи имеет положительные тенденции, что по сути, является итогом ее эффективной деятельности по связям с общественностью.

2. Обобщив и проанализировав весь накопленный в результате исследования материал, автор утверждает, что молодежь представляет собой особенную категорию населения, оптимальная модель работы PR-специалиста с которой в области профилактики терроризма и экстремизма зависит от набора различных качеств как личностных, так и профессиональных. Сама же PR-деятельность в данной сфере имеет свои специфические требования: позитивная направленность, нацеленность на мгновенный результат, энергетическая заряженность, соответствие веяниям последних тенденций и т.д.

 


Заключение

 

В современном обществе проблема терроризма и экстремизма затрагивает не только отдельные государства, но и мировое сообщество в целом. Особенное значение она принимает в связи с вовлечением в террористическую и экстремистскую деятельность широких слоев молодежи, которая выступает как объектом, так и субъектом негативного воздействия. Противодействие данному деструктивному явлению в обществе невозможно без эффективной PR-деятельности.

Изучив и проанализировав имеющийся зарубежный и отечественный опыт связей с общественностью в сфере профилактики современного терроризма и экстремизма в молодежной среде, автор приходит к выводу, что наиболее гибкую политику в данной области осуществляют Соединенные Штаты Америки и Германия. Высокоразвитое гражданское общество этих стран в определенной степени помогает государственным властям противодействовать распространению идей терроризма и экстремизма среди молодежи. Поликультурное образование дает положительные результаты как в США и Германии, так и в России. Однако российское гражданское общество находится еще на стадии развития. Если за рубежом между государством и населением установлена эффективная двусторонняя коммуникация в сфере гармонизации межэтнических и межнациональных отношений, то в России гражданское общество еще не является полноправным участником диалога с властями по вопросам противодействия распространению идей терроризма и экстремизма в молодежной среде.

На региональном уровне реализация политики по профилактике молодежного терроризма и экстремизма успешно осуществляется администрацией Владимирской области, сущность и содержание работы которой состоит в системном, комплексном подходе региональных органов государственной власти к проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений (исследование и анализ этноконфессиональной ситуации в регионе, создание постоянно действующей системы диалога и др.). Администрация планомерно организует взаимодействие общества и государственных структур: создание Антитеррористической комиссией Владимирской области Совета по информационной политике в сфере профилактики терроризма, Правовой школы по профилактике экстремизма среди молодежи. Проанализировав их деятельность и изучив особенности молодежной среды, автор определяет специфику и выстраивает оптимальную модель работы PR-специалиста в сфере противодействия молодежному терроризму и экстремизму, зависящую не только от набора личных и профессиональных качеств, но и от специфики самой молодежи.

Поскольку молодое поколение представляет собой своеобразную категорию населения, деятельность PR-специалиста по профилактике экстремизма приобретает дополнительные специфические характеристики: тщательный мониторинг молодежной среды с выявлением неформальных «деструктивных» лидеров и групп «риска», наиболее подверженных воздействию радикальных идеологий; установление контактов с ними и их «нейтрализация» (превращение в помощников); проведение креативных специальных мероприятий или социально-патриотических акций, поэтапно подводя результаты, и подчеркивая значимость каждого молодого человека в достижении успеха; активное использование гаджетов; проведение конкурсов молодежных проектов социальной рекламы, направленных на гармонизацию социальных отношений, продвижение проектов-победителей в СМК; активное использование социальных сетей Интернета для создания тематических блогов, организации дискуссий по проблемам воспитания нравственности и толерантности, воспрепятствования распространению экстремистской идеологии и др.
Библиографический список






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.