Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В контексте связей с общественностью






Современная Россия столкнулась с тем, что проблема распространения экстремизма и его крайнего проявления, терроризма, все больше охватывает межэтнические, межконфессиональные и миграционные отношения, проникает во все слои общества, особенно в молодежную среду. Это подтверждается увеличением числа конфликтов с применением насилия, организованных выступлений молодежных организаций (например, фанатов). Профилактика экстремизма поднимается на уровень приоритетного направления государственной политики.

Экстремизм и терроризм в молодежной среде – это одна из острейших проблем современной России. По данным МВД РФ, «сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок», в деятельность которых вовлечены почти 10 тысяч человек. Больше всего молодых экстремистов проживают в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Воронеж, Самара, Мурманск[26]. По мнению автора данного исследования, это обусловлено задачами самореализации и самоутверждения, свойственными молодежи.

Россия является одним из государств, где риски появления экстремистских настроений среди молодежи достаточно велики. Это объясняется полиэтническим и поликонфессиональным характером государства, а так же самой спецификой молодежи. Часто ей свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления. Зачастую проявления молодежного экстремизма связаны с определенными потребностями молодых людей активно заявить о себе.

В.Т. Лисовский классифицирует молодежные экстремистские группировки в соответствии с их идеологией и характером поведения на антисоциальные и просоциальные[27].

Под антисоциальным или деликвентным (лат. «delinquo» — совершать проступок, провиниться) поведением подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений. Антисоциальная молодежь часто ввязывается в драки, совершает хулиганские действия, пропускает занятия в школе, бродяжничает, совершает мелкие кражи. Под данную категорию в современной России подпадает подавляющее большинство молодежных движений.

К просоциальным молодежным экстремистским группировкам относятся клубы социальной помощи, экологические, этнические, историко-патриотические объединения и иные формирования, которые, несмотря на свои положительные цели, выбирают радикальные способы их реализации.

Также В.Т. Лисовский делит молодежные движения и формирования в соответствии с существующим социальным расслоением, которое проявляется как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Например, наиболее характерным движением у неимущих подростков стали «панки», а у подростков из среднего класса – «рэперы»[28].

По мнению Л.В. Баевой существуют различные формы экстремизма: политический, националистический, экологический, религиозный, антиглобалистский, моральный и подростково-молодежный. Последняя форма выделена в отдельную группу, поскольку как пишет автор, данный вид экстремизма представляет собой «взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении»[29]. С данным утверждением можно согласиться, но было бы неверным выделять молодежный экстремизм в отдельную категорию, так как он может носить и религиозный характер, и политический. Ему могут быть присущи черты всех выше перечисленных форм.

Проведя анализ характера и направленности деятельности различных молодежных экстремистских организаций, действующих на территории России, автор данного исследования предлагает в соответствии с этим классифицировать их следующим образом:

­– радикально-националистические (радикальные молодежные движения, подчеркивающие свою националистическую окраску наряду с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью, например, движение скинхедов от англ. skinhead (бритоголовые));

– политические (к экстремистским молодежным организациям и движениям, ставящим перед собой цель изменить режим власти в России, можно отнести такие, как крупная праворадикальная политическая организация «Русское национальное единство» (РНЕ), Национал-большевистская партия и многие другие);

– религиозные (экстремистские и террористические формирования, например, церковь сатаны, ваххабиты, рекрутирующие молодежь для осуществления своих целей – проведение теракта, нарушение общественного порядка).

По мнению автора, для PR-специалиста, работающего в сфере профилактики молодежного терроризма и экстремизма, важно уметь разделять радикальные молодежные организации по характеру экстремистской идеологии и характеру совершаемых ими правонарушений. Поскольку это главные критерии, в соответствии с которыми возможно эффективно построить работу по противодействию распространению экстремистских и террористических идей среди молодежи.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации[30], которые подтверждаются МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет[31]. При этом наибольшее количество преступлений на почве межнациональной розни отмечается в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Нижегородской, Свердловской, Кемеровской, Тюменской и Новосибирской областях.

Беспорядки на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года резко повысили значимость проблем борьбы с проявлениями национализма и расизма в сознании российского общества. Одни эксперты утверждают, что данные события были националистическими и по форме, и по сути, другие – что национализм был лишь формой, в которую воплотился социальный протест. Разница состоит только в расстановке акцентов. События на Манежной площади были проходившей под откровенно националистическими лозунгами акцией протеста против разгула преступности и коррумпированности правоохранительной системы. В ходе анализа тех событий выясняется, что большинство людей (начиная от политической оппозиции и заканчивая представителями общественности) считают главной причиной массовых беспорядков недостаточную работу властей и силовых структур в борьбе с экстремистскими организациями и движениями. Именно радикально настроенные группировки использовали стихийно выступающих молодых футбольных фанатов для достижения своих националистических целей путем применения такого механизма, как манипулирование общественным сознанием.

Буквально через год после массовых выступлений на Манежной площади развернулись не менее значимые для страны события уже на Болотной площади. 10 декабря 2011 года в Москве прошел «Марш несогласных». Митинг протестующих против фальсификации выборов являет собой положительный опыт цивилизованного проведения массовых мероприятий. Он собрал огромное количество молодежи, причем представляющей социально-стабильную часть общества (молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие стабильную работу, заработную плату). Видимо данный фактор и послужил тому, что присутствовавшие на Марше представители радикальных движений не смогли спровоцировать митингующих на массовые беспорядки. Однако уже 6 мая 2012 года проходит «Марш миллионов». Как известно, беспорядки начались в социальных сетях «Facebook» и «ВКонтакте», а потом перешли уже на Болотную площадь.

Если на «захват Манежной площади» пошли радикальные националистические активисты, готовые на жесткое противостояние с ОМОНом, понимающие возможные риски и несущие всю полноту ответственности за свои действия, то на «Марше миллионов» были в большом количестве совершенно мирные граждане, которые хотели высказать свое мнение без возможных эксцессов.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, присутствовавший на акции оппозиции, назвал заранее спланированной провокацией попытку прорвать полицейское оцепление со стороны участников «Марша миллионов»[32].

Для PR-специалиста сферы профилактики молодежного терроризма и экстремизма эти события будут являть собой яркие примеры использования PR-технологий по отношению к молодежи со стороны деструктивных сил, будь то радикального движения или же оппозиции.

Власти долгое время практически не меняли политику в отношении этой радикальной риторики. Правоприменение по пропаганде ненависти по сути очень мало изменилось в сравнении с предыдущими годами. Количество приговоров выросло в полтора раза, но старые недостатки этой практики сохранились. Такой механизм, как запрет экстремистских материалов, давно показал свою неэффективность. А механизм запрета организаций как экстремистских в 2010 году действовал вполне заметно, но неудачно: были запрещены мелкие локальные ультраправые группы, давно не существующие организации, а также Славянский союз (и его дальневосточный филиал), который беспрепятственно продолжил свою деятельность, слегка изменив название[33].

Итак, прежде чем приступить к анализу деятельности государства по связям с общественностью в сфере профилактики молодежного терроризма и экстремизма для PR-специалиста очень важно исследовать основные источники данного явления и непосредственно сами особенности молодежной среды как наиболее привлекательной для распространения террористических и экстремистских идей.

Автор полагает, что к основным источникам экстремизма в молодежной среде современной России можно отнести следующие: смена ценностных ориентаций общества; отсутствие единой идеологии; социальные проблемы, усиленные кризисом (безработица); социокультурный дефицит и криминализация массовой культуры; растущее социальное расслоение общества, духовная дезориентация населения (развитие идеологии потребительства), непримиримые противоречия между религиями и конфессиями и многие другие.

Одним из современных инструментов разжигания этнической розни и совершения на ее основе преступлений, используемых экстремистами, является Интернет. В системе интернет экстремисты используют социальные сети, например, сеть «ВКонтакте» насчитывающая около 60 млн. человек. Только за 2010 год следственные органы возбудили 13 уголовных дел, связанных с распространением в этой сети материалов экстремистского характера, в некоторых случаях установлены факты использования сайта для объединения в группы с целью совершения преступлений[34].

Кроме этого, в экстремистской среде становится все более популярным применениевидеороликов. Преступники часто выкладывают в Сеть видеоролики нападений на людей другой национальности. Мониторинг показывает, что экстремисты продолжают поиск единомышленников, пользуясь бездействием организаторов и модераторов сети.

В производстве следственных органов находятся десятки уголовных дел о размещении в Интернете материалов, направленных в основном на возбуждение расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. В некоторых Интернет-материалах имеются открытые призывы к осуществлению террористической деятельности, а в некоторых оправдывается терроризм. В практике имеют место преступления, совершенные с использованием видеороликов, и получившие широкий общественный резонанс. Поэтому со стороны государства было бы уместным в противовес деструктивным силам проводить свою политику по противодействию терроризму и экстремизму в молодежной среде посредством такого инструмента PR как использование сети Интернет.

Экстремистские организации существенно дестабилизируют обстановку в стране, представляют собой деструктивные силы, разжигающие межнациональную и межрелигиозную рознь.

Особую опасность представляют международные экстремистские и террористические организации, преступная деятельность которых распространяется по разным регионам нашей страны.

Большая роль в активизации деятельности преступных группировок принадлежит лидерам молодежного экстремизма таких организаций, как скинхеды «правые», движение «Антифа» (последнее по методам действий мало чем отличается от своих оппонентов) и другие радикальные националистические группы, независимо от их местонахождения.

На фоне отсутствия «социальных лифтов» и несформировавшейся мотивации позитивных установок, кризиса культуры и духовной дезориентации населения российская молодежь становится все более восприимчивой к радикальным идеям. Отмечены попытки расширения сферы влияния некоторых организаций, использующих псевдопатриотическую и националистическую риторику, путем прикрытия своей экстремистской деятельности под маской спортивных фанатов. Все это создает предпосылки к увеличению количественного состава националистических группировок и популяризации экстремистской идеологии.

Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой[35].

Анализ социологических опросов показал, что в большинстве своем школьники отрицательно относятся к таким явлениям как экстремизм и терроризм. В основе такого отношения – отторжение жестокости, понимание недопустимости вторжения в личную жизнь человека. Школьники предпочитают «цивилизованные» способы взаимодействия с властью. Чтобы защитить свои интересы, они будут обращаться в СМИ (больше половины ответивших), суды и правозащитные организации (каждый третий). Каждый пятый признает возможность собственного участия в забастовках и митингах. Только каждый четвертый из опрошенных школьников станет заступаться за человека, которого оскорбляют по причине национальной и религиозной принадлежности[36].

При этом, несмотря на отрицательное отношение к таким явлениям как экстремизм и терроризм, изучение ценностных ориентаций показывает, что такое отношение не является устойчивым. Ценностные ориентации студентов «допускают» силовые методы влияния.

Настораживает тот факт, что высоким оказался процент тех, кто выразил хотя бы умозрительную – на уровне голого умысла – готовность принять участие в тех или иных насильственных действиях: в отрядах «самообороны» – от 40, 2% у студентов, до 58, 4 % у курсантов военных училищ; в «терроризме» (кавычки указывают, что мы имеем дело лишь с вербальной заявкой на совершение этих действий) – от 5, 9 % у респондентов из числа школьников, до 20, 8 % среди курсантов; в локальных войнах (в качестве «волонтеров») от 6, 3 % у студентов, до 30, 2 % у курсантов; в уличных беспорядках или погромах – от 6, 1 % у учащихся ПТУ, до 10, 4% у курсантов[37].

Социологи делают вывод о том, что потенциальные «террористы» в большей степени тяготеют к идеалу «беззаботного человека», не связанного сколько-нибудь серьезной ответственностью (у них в 1, 5-3 раза ниже ориентация на семью и бытовое устройство, обзаведение собственностью). Это люди с ослабленным чувством жалости и способности прощать людей, они склонны к «нанесению ответного удара» («отомстить, чтобы запомнили навсегда» – этот показатель среди них в 3, 8-4, 5 раза выше, чем в среднем по массиву). Могут совершить поступок, наказуемый по закону, 48, 9 % «террористов», 47, 8 % «погромщиков» и 37, 1 % «волонтеров» при среднем значении этого показателя 20 %[38].

Следовательно, появление среди молодежи «террористов» (агрессивно-экстремистски настроенных лиц) представляет собой в основном нравственно-мировоззренческую проблему, и в то же время, большинство из них воспитывалось в нормальных, вполне здоровых семьях. Опасность, по мнению автора, заключается в том, что экстремистски настроенной молодежи может оказаться достаточно для создания «критической массы» и возникновения цепной реакции в обществе. И для того, чтобы не допустить этого, необходимо проводить четкую PR-политику государством по противодействию проявлениям терроризма и экстремизма в молодежной среде.

По мнению А.Н. Перенджиева, функционально антитеррористическая политика необходима для организации и проведения работы по устранению причин и условий, способствующих терроризму, прогнозирования возникновения террористической угрозы, обеспечения эффективной государственной и общественной безопасности, урегулирования и разрешения всех политических конфликтов и разногласий на правовой основе, создания необходимых условий для нормальной (мирной) деятельности государства и всего общества[39]. С данным утверждением нельзя не согласиться, поскольку эффективная политика противодействия терроризму и экстремизму действительно способствует прогрессивному развитию всего мирового сообщества (это мы можем наблюдать на опыте США и Германии, описанном в первом параграфе данной главы).

Антитеррористическая политика требует выделения из бюджета больших финансовых средств. Основные расходы, как правило, направлены на антитеррористическую деятельность силовых структур и спецслужб, содержание их агентуры, техническое обеспечение, решение социально-политических и социально-экономических проблем в обществе, ликвидацию последствий проведения контртеррористических операций и так далее. Но все же становится понятным, что должны выделяться средства и на работу PR-специалистов.

Государственная власть нуждается в создании своего положительного образа в глазах общества при формировании и проведении антитеррористической и антиэкстремистской политики, для получения от общественных организаций поддержки и помощи при решении вопросов противодействия терроризму. Такой положительный образ и создается активной PR-деятельностью органов государственной власти и силовых структур.

Ведущая роль в проведении любого вида государственной политики принадлежит институту государственной власти, деятельность которого можно рассматривать и в качестве основного механизма регулирования профилактики экстремизма.

На федеральном уровне вопросами противодействия экстремизма и терроризма занимаются различные государственные структуры (ФСБ, МВД, Генпрокуратура и другие министерства и ведомства).

Общим недостатком деятельности этих органов до 2006 года являлась разрозненность предпринимаемых мер, отсутствие системности в политике государства по профилактике экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, а также координациидеятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной национальной политики. В результате этого политика носила фрагментарный характер.

Сегодня деятельность органов ФСБ находит отражение на официальном веб-сайте www.fsb.ru. Объемный архив сообщений СМИ о деятельности органов безопасности России в рубрике «ФСБ в зеркале прессы» представлен на сайте www.chekist.ru. Выше было отмечено о необходимости использования государственными структурами сети Интернет. Следует сказать, что так называемый PR 2.0 (PR в Интернете) является неотъемлемой частью осуществления деятельности данных органов, поскольку он свидетельствует о ее прозрачности и легитимности.

После принятия федерального закона «О противодействии терроризму» и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» в России была создана новая целостная организационная система противодействия угрозам терроризма и экстремизма, основанная, прежде всего, на координации действий органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях через Национальный антитеррористический комитет (НАК) и Антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации (положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденное НАК 7 июля 2006 года, см.: www.nak.fsb.ru). Руководство НАК России неоднократно выражало обеспокоенность широким распространением идеологии терроризма и экстремизма, в том числе в сети Интернет[40], в связи с чем указывалась необходимость совершенствования и расширения арсенала средств и методов противодействия противоправной подстрекательской агитации и пропаганде. На Национальный антитеррористический комитет и Антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации, в частности, возложены задачи:

– участия в реализации на территории субъекта Федерации государственной политики в области противодействия экстремизму;

– мониторинг политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на противодействие терроризму;

– координация деятельности по осуществлению профилактики терроризма.

В 2008 году НАК были разработаны Методические рекомендации по информационно-пропагандистскому сопровождению антитеррористической деятельности.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указано, что во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма[41].

В целях оптимизации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, институтов гражданского общества по противодействию распространения террористической и экстремистской идеологии, создания условий для реализации наступательных мероприятий в информационной сфере Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым был утвержден «Комплексный план информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008–2012 годы».

Основное внимание при планировании мероприятий Комплексного плана уделено организации работы по снижению уровня радикализации различных слоев населения, прежде всего молодежи, противодействию религиозному экстремизму в республиках Северного Кавказа и Поволжья, противодействию терроризму в информационной среде.

Одно из направлений достижения цели, поставленной Планом, – совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей задействование органов государственной власти, возможностей правоохранительных органов и спецслужб, общественных организаций, учёных, специалистов в области религиозных отношений, образования, культуры и искусства, СМИ, бизнес-сообщества[42]. Это своего рода PR-задача государства – объединить власть и общество.

На основании Комплексного плана при методической поддержке аппарата НАК Антитеррористическими комиссиями в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны, приняты и реализуются региональные планы и программы информационного противодействия терроризму, профилактики терроризма и экстремизма.

Для устранения вышеуказанных проблем в деятельности органов государственной власти Указом Президента РФ от 26 июля 2011 г. N 988 сформирована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму - коллегиальный орган государственной власти, которая параллельно с Национальным антитеррористическим комитетом проводит политику по профилактике радикальных настроений в обществе.

Основная цель Межведомственной комиссии: обеспечение реализации государственной политики в области противодействия экстремизму (в том числе и регулирование межэтнических отношений), координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в противодействии экстремизму, а также организационно-методического руководства этой деятельностью[43].

Органы государственной власти разрабатывают и реализуют программы: по развитию межэтнических отношений, снижающих уровень остроты между проживающими этносами, местным населением и прибывающими мигрантами. Примерами таких программ являются программы строительства домов национальностей, программы проведения праздников народных песен, дни культуры и тому подобное. Это определенным образом способствует гармонизации, во-первых, межэтнических и межнациональных отношений, а во-вторых, отношений между государством и обществом.

Однако в работе и Межведомственной комиссии, и НАК есть недостаток. Хотя в Положениях указано «взаимодействие с общественными организациями», в состав обеих структур не входит ни один представитель общественности. В этом плане для России будет полезен опыт Америки и Европы, который описан в предыдущем параграфе.

Что же касается регионального опыта, то в 59 из 83 регионов существуют региональные целевые программы или подпрограммы в сфере гармонизации межэтнических отношений, профилактики этнополитического экстремизма, в том числе в молодежной среде, этнокультурного развития народов. Аналогичный комплексный план действий по гармонизации межнациональных и межэтнических отношений разработан и во Владимирской области.

В Санкт-Петербурге принята вторая программа «Толерантность» на 2011-2015 годы; в Москве планируется принятие программы «безопасный город», рассчитанной на период 2012-2014 годы[44].

Все вышеперечисленные меры, принимаемые государством в сфере противодействия терроризму и экстремизму, как уже было сказано, в определенной степени являются PR-шагами на пути достижения гармонии между властью и обществом. По мнению автора, они абсолютно правильны, но недостаточны, поскольку необходимо ориентироваться на вызовы современной молодежи, среды наиболее уязвимой и восприимчивой.

Автор отмечает, что как в США и Германии, так и в России вопросу воспитания культуры межэтнического и межнационального общения молодежи уделяется много внимания. Министерством образования и науки РФ в 2010 году разработан проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации.

В нем говорится о том, что «обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на современном этапе российской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира»[45].

Целостная инновационная система поликультурного образования в полиэтноконфессиональном российском обществе призвана установить межкультурный диалог и создать все условия для развития межэтнической и межконфессиональной гармонии. Она основана на принципах полилингвальности, преемственности, дифференциации и разнообразия, креативности, культурной ценности, объемной (стереоскопической) картины мира, вариативности и этической актуальности[46].

Следует отметить, что проблема укрепления гражданского общества в России обострилась в период становления российской государственности и долго оставалась нерешенной.

Большая часть молодого населения видит в иммигрантах виновников своего ухудшающегося социально-экономического положения, конкурентов на рынках жилья и труда. Раздражающими факторами, особенно в отношении приезжих жителей республик Закавказья, являются этнокультурные и этнопсихологические различия – манера поведения в общественных местах, неуважение к обычаям, традициям местного населения. В результате в молодежном общественном сознании постепенно формируется мигрантофобия, создающая питательную среду для роста экстремистских настроений. В ответ на это в среде мигрантов растут опасения за свою жизнь и жизнь детей, формируется неприязнь к местному населению и как результат - стремление к ведению анклавного образа жизни и рост экстремистских настроений в иммигрантской среде.

Осознавая все эти проблемы, российские политики принимают меры к укреплению гражданского единства. Наиболее продуктивными из них оказались:

– выстраивание вертикали власти, что улучшило управляемость государства и позволило снизить накал сепаратистских настроений во многих субъектах, это предоставило возможность конструктивно решать проблемы приведения регионального законодательства в соответствие федеральному и способствовало сплочению нации;

– формирование федеральных округов позволило более эффективно проводить федеральную политику в жизнь субъектов, в частности - национальную и культурную;

– укрупнение субъектов федерации за счет объединения автономий с областями и формированием на их базе краев (Пермский край, Забайкальский край) и более крупных областей сделало крупные субъекты более самодостаточными с экономической точки зрения, что позволило проводить более взвешенную и эффективную региональную политику, в том числе и национальную.

Для укрепления гражданского единства активно используются организационно-правовые и PR-механизмы, используемые государством в сфере профилактики молодежного терроризма и экстремизма. Наибольший эффект дали: создание в высших органах государственной власти на федеральном и региональном уровнях коллегиальных органов государственной власти (межведомственных структур), организующих и координирующих работу ведомств по обеспечению национального согласия и профилактике экстремизма; взаимодействие государства и общественных организаций по национальному вопросу, профилактическая работа органов МВД с общественными объединениями, в школах и вузах; формирование ФМС России; создание домов национальностей и другие.

Выводы:

1. Опыт полиэтноконфессиональных США и Германии в сфере противодействия терроризму и экстремизму в молодежной среде очень полезен для России, поскольку осуществляемая государствами PR-деятельность по налаживанию отношений власти и общества и установлению эффективной двусторонней коммуникации между ними дает свои позитивные результаты.

2. PR-деятельность российских государственных структур по противодействию молодежному терроризму и экстремизму находится в стадии становления. Несмотря на положительную по многим показателям результативность, политике государства по профилактике межэтнического и межконфессионального молодежного экстремизма и терроризма не хватает той гибкости в укреплении гражданского общества, которая присуща США и Германии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.