Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде






 

При исследовании зарубежного опыта связей с общественностью по противодействию терроризму и экстремизму в молодежной среде для PR-специалиста наибольший интерес представляют опыт США по укреплению гражданского общества и опыт Германии с ее политикой мультикультурализма.

Соединенные Штаты Америки исторически представляют собой полиэтноконфессиональное общество, где сохраняются и процветают расовая, национальная и этническая дискриминации, особенно среди молодежи[2]. Борьба с экстремизмом и терроризмом является частью государственной политики по укреплению гражданского общества.

Законодательство США определяет экстремизм как «специальную юридическую квалификацию особого рода преступлений против личности, совершаемых под влиянием ненависти к лицам иной расы или национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола и сексуальной ориентации, инвалидам»[3]. Американское законодательство уравнивает в правах всех граждан США независимо от цвета их кожи, предоставляет широкие права мигрантам по интеграции в американское общество, не допускает дискриминацию какой-либо группы по расовому, религиозному, половому признакам[4].

В США большое внимание уделяется профилактике молодежного экстремизма и терроризма. По данным П. Кинга, «15 % мужчин-американцев, исповедующих ислам, в возрасте от 18 до 29 лет готовы поддержать террористические атаки»[5]. Решением этой проблемы занимается сразу несколько государственных структур: Управление гражданских прав и свобод Министерства внутренней безопасности (МВБ), Служба общественных связей Министерства юстиции (МЮ), Федеральное бюро расследований (ФБР), Национальный антитеррористический центр (НАТЦ) и другие. Однако невозможно определить, какая из этих структур занимает главную позицию в вертикали власти при осуществлении деятельности по связям с общественностью в молодежной среде по профилактике терроризма и экстремизма. МВБ и МЮ обмениваются друг с другом только положительным опытом по вопросам реализации политики в области взаимодействия с американской общественностью. А НАТЦ осуществляет координацию распространения данных по различным аспектам противодействия мировому терроризму[6].

На федеральном уровне Конгресс США периодически проводит слушания по проблеме предотвращения жестокости и борьбы с ростом радикальных настроений в среде американских граждан, выводы по которым ложатся в основу законотворческой деятельности. Так, в 2001г. после событий 11 сентября был принят «Закон о патриотизме» (USA Patriot Act; в 2011г. его действие было продлено на 4 года), который расширил полномочия полиции и спецслужб в борьбе с террором (прослушивание телефонов, просмотр посланий по электронной почте и т.д.). С одной стороны, двусторонняя коммуникация с общественностью была достигнута, большинство населения поддержало данную инициативу, а с другой стороны, это идет вразрез с построением гражданского общества и нарушает частные права и свободы граждан США.

Одним из примеров эффективного осуществления PR-деятельности по профилактике молодежного экстремизма и терроризма является деятельность Национального центра по предотвращению преступлений, совершаемых молодежными группировками экстремистской направленности по мотивам расово-этнической ненависти (National Center for Hate Crime Prevention). Основными направлениями деятельности Центра являются[7]:

– сбор и анализ информации о преступлениях, совершаемых по мотивам расово-этнической ненависти, и преступниках, совершающих такие преступления;

– подготовка на основе полученной информации статей, брошюр о борьбе с преступлениями, совершаемыми по мотивам расово-этнической ненависти.

Другой действенный механизм предотвращения роста молодежных экстремистских группировок и проведения работы по их разобщению – специальное подразделение, созданное департаментом полиции Нью-Йорка. Оно состоит из десяти полицейских, имеющих опыт практической работы в районах, где наблюдается неблагоприятная оперативная обстановка. Аналогичные структуры действуют на всей территории США. В задачи подразделений так же входит мониторинг сайтов различных социальных сетей и сервисов, включая Facebook и Twitter, для поиска информации о различных экстремистских проявлениях, например, разборках уличных банд. При каждом полицейском управлении существует своя общественная палата из представителей этнических общин и религиозных лидеров. Представители правозащитных организаций зачастую на общественных началах являются советниками начальника полиции в том или ином городе.

Интересен опыт взаимодействия властей Соединенных Штатов Америки и общества. Государство делегировало часть своих функций по отслеживанию и профилактике экстремизма общественным организациям. В настоящее время в стране действует Национальная сеть аналитических центров (National Fusion Center Network)[8]. В нее входит рядобщественных организаций – независимых специализированных аналитических центров, которые не относятся к спецслужбам. Данные центры осуществляют мониторинг информации об экстремистской активности, разрабатывают рекомендации органам государственной власти по противодействию этнополитическому и религиозному экстремизму, формируют банки данных об экстремистских организациях, их лидерах, членах, совершенных и планируемых мероприятиях.

Аналитические центры охватывают мониторингом широкий спектр организаций: от человеконенавистнических до клубов защиты животных и экологии, информацию они получают непосредственно из среды экстремистов от своих осведомителей. Центры готовят научно-обоснованные прогнозы развития ситуации в молодежной среде. Своей деятельностью центры наносят существенный ущерб экстремистским движениям, организуя массовые иски в судах и, издавая журналы тиражом до 300 тысяч экземпляров, которые бесплатно распространяются по государственным органам и общественным организациям. Часто в таких журналах полиция и ФБР находят полезную информацию о молодежных экстремистских группах[9].

В аналитических центрах по специальным программам проводится обучение сотрудников полиции и ФБР. Наиболее эффективными аналитическими центрами признаются: Институт мира, Антидиффамационная лига, Южный центр по защите гражданских прав, Международный центр развития толерантного сознания и предотвращения экстремизма и другие[10].

Кроме аналитических центров существенный вклад в дело борьбы с экстремизмом и терроризмом и укрепления гражданского единства вносят общественные национальные и международные организации, отстаивающие интересы отдельных социальных и религиозных групп. К их числу относятся: Американо-мусульманский конгресс (неправительственная организация, стремящаяся к построению межрелигиозного и межэтнического понимания), Американский исламский центр (самая большая и авторитетная мечеть в Северной Америке), Исламский центр в Вашингтоне (исламский культурный центр и мечеть в Вашингтоне)[11].

Таким образом, осуществляется двусторонняя коммуникация между государством и обществом, без которой невозможно эффективно противодействовать распространению идей терроризма и экстремизма в молодежной среде. Примером тому может служить формирование доверенных сетей, посредством которых власти и общество пытаются лишить экстремистские сети социальной поддержки и вытеснить их из системы Интернет. Это своего рода PR-деятельность государства, которая направлена на объединение правительства, отдельных граждан и организаций, учреждений, бизнес-структур, которые сообща работают над тем, чтобы преодолеть угрозу, исходящую от сетевого агрессивного экстремизма. Идеологи этого метода выражают надежду, что со временем подобные сети помогут снизить риски вовлечения экстремистски настроенной молодежи в террористические организации.

Так же следует не забывать о том, что гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений – задача крайней важности для США, и не последнюю роль в этом играет образование. В ее решении принимают участие авторитетные организации: Совет по американо-исламским отношениям (CAIR); Федерация исламских ассоциаций США и Канады; Исламское общество Северной Америки (ISNA) и другие[12].

В настоящее время поликультурное образование в США возведено в ранг образовательной государственной политики и включено в перечень правительственных программ в области образования (например, Акт о билингвальном образовании (Bilingual Education Act, 1968)). В связи с этим при университетах и во многих мечетях страны действуют центры, реализующие программы толерантности, снижения рисков формирования групп радикально настроенных мусульман. По мнению автора данного исследования, это своеобразный PR-ход государства в сфере профилактики терроризма и экстремизма среди молодежи, поскольку посредством ведения политики поликультурного образования становится возможным установить двустороннюю коммуникацию и достигнуть желаемых результатов по гармонизации межэтнических и межнациональных отношений.

Р. Л. Гарсиа, один из теоретиков билингвального обучения, отмечает, что идея межгруппового образования стала развиваться после того, как начался процесс десегрегации школы (см. Приложение 2. Глоссарий). Соответствующие программы направлены на то, чтобы научить детей анализировать взаимоотношения представителей различных групп. Учащимся предлагается исследовать поведение человека в рамках своей группы и за ее пределами, проблемы этноцентризма, расизма, элитизма, сексизма, а также психологические процессы, которые приводят к стереотипизации мышления и предрассудкам, а следовательно, и к эстремистским и террористическим проявлениям[13].

О.К. Гаганова отмечает, что существует множество подходов к изучению проблемы поликультурного образования в США, однако, большинство исследователей сходятся во мнении, что поликультурное образование – необходимая составляющая системы общего образования, и его приоритетной целью является подготовка подрастающего поколения к жизни в поликультурном обществе[14].

Итак, государство на всех уровнях совместно с обществом пытается достигнуть определенных результатов в сфере противодействия терроризму и экстремизму в молодежной среде. Это достигается путем принятия различных PR-мер по профилактике распространения радикальных идей, охватывающих все целевые аудитории, начиная со школьников и заканчивая уже состоявшейся взрослой молодежью. На данном этапе главной целью политики Белого дома является последовательное и четкое распределение функций по борьбе с экстремизмом и терроризмом между федеральными органами, властями штатов и обществом[15].

В Европе гибкая политика по профилактике межэтнического и межконфессионального молодежного экстремизма и терроризма проводится в Германии – стране одной автохтонной (исторически принадлежащей данной территории) культуры. Во второй половине XX века государство проводило политику в отношении иммигрантов, согласно которой новые граждане страны должны встроиться в германскую культуру. И при таком подходе мультикультурализм рассматривался как угроза национальному единству[16].

Однако на рубеже веков произошли существенные изменения в экономике, вызванные демографическими проблемами (старение населения). Это, в свою очередь, существенно изменило представление об иммигрантах, и мультикультурализм был положен в основу национальной политики государства. Краеугольным камнем мультикультурализма является культура межэтнического общения, поэтому в Германии начали уделять этому вопросу пристальное внимание[17].

На государственном уровне Германское законодательство нормативно закрепляет положения о политкорректности. Так, Основной закон Федеративной Республики Германии (нем. Grundgesetz fü r die Bundesrepublik Deutschland) гласит: «Ни одному лицу пола не может быть нанесен ущерб или оказано предпочтение из-за происхождения, расы, языка, родины, веры или его религиозных и политических взглядов» (статья 3, пункт 3)[18].

В стране действует Национальный план действий Федеративной Республики Германии по борьбе с расизмом, ксенофобией и антисемитизмом и связанной с ними нетерпимости. В документе затрагиваются вопросы воспитания культуры межэтнического общения. План предусматривает так же формирование целевых групп, в том числе и молодежных, в состав которых включены: лица из числа потенциально возможных жертв проявлений расизма, ксенофобии и антисемитизма; публичные деятели (персоны) и СМИ (для создания системы контрмер и информационного поля); потенциальные сторонники расистских теорий и взглядов.

Соответственно, целевые группы позволяют составить целостную картину в конкретном сегменте экстремизма и терроризма, обозначить наиболее острые проблемы и развенчать с помощью ученых и журналистов СМИ экстремистские и террористические идеи и взгляды.

Согласно данному Плану, политика воспитания культуры межэтнического общения базируется на фундаменте политики:

– в области прав человека;

– взаимодействия с гражданским обществом;

– содействия интеграции мигрантов;

– наказания непосредственных виновников экстремизма, поиска путей позитивного влияния на социальную среду, лишающих экстремистов социальной поддержки[19].

В Германии так же действует Федеральная целевая программа «Интеграция и многообразие» (XENOS), которая направлена на укрепление демократии и толерантности, повышение информированности молодежи о проблемах расизма и ксенофобии[20].

Это определенные шаги на пути достижения эффективности государственной политики в области профилактики терроризма и экстремизма в молодежной среде посредством использования различных механизмов и методов связей с общественностью.

Не только на федеральном уровне, но и на уровне администрации земель и муниципалитетов занимаются вопросами воспитания культуры межэтнического общения. На нижних уровнях политической власти проводится активная работа по дискредитации идей расизма, антисемитизма, ксенофобии среди молодежи.

Очевидно, что противодействие распространению идей терроризма и экстремизма в молодежной среде без осуществления деятельности по связям с общественностью было бы невозможным.

В Германии действует Немецкий институт по правам человека (DIM), который насчитывает более 100 правозащитных организаций, большинство из которых имеют узкую направленность и свою специфику. Это и является особенностью немецких организаций. Они контролируют органы государственной власти и общественный порядок, чем вносят свой вклад в политику развития культуры межэтнических отношений.

В стране действует антидискриминационная сеть - Турецкий Союз земли Берлин и Бранденбург (ADNB), которая противодействует институциональной, структурной, индивидуальной и повседневной (бытовой) дискриминации[21]. Данный проект поддерживается Сенатом Берлина. Ключевым направлением в развитии ADNB является «осетевание», то есть выстраивание системы развивающихся сетевых структур, за счет соединения ресурсов, создания стратегии совместных действий, усиления совместной антидискриминационной деятельности, наблюдения за результатами (мониторинг) и работа с общественностью.

Основные принципы деятельности ADNB: ориентирование и координация целевых групп, ориентирование и консолидация на приоритетных направлениях имеющихся ресурсов, четкая ориентированность действий, транспарентность (прозрачность), последовательность, культивирование духа сопричастности.

Еще одним органом, осуществляющим деятельность по гармонизации межэтнических и межнациональных отношений в Германии, является Федеральный центр политического образования (BPB). Его задачами являются воспитание культуры межэтнического общения в процессе решения политических проблем, укрепление сил гражданского общества против политического экстремизма, расизма, ксенофобии и антисемитизма[22]. Именно таким образом осуществляется диалог между государством и обществом в сфере профилактики терроризма и экстремизма в молодежной среде.

Следует отметить, что как американское, так и германское общество уделяют большое внимание дошкольному воспитанию, поскольку именно в этом возрасте у детей формируются начальные убеждения и предубеждения, которые потом переносятся во взрослую жизнь. В плане дошкольного воспитания реализуется программа «педагогика для детей иностранцев»[23], цель которой двояка: аккультурация (интегрирование детей мигрантов в школьную среду принимающей страны) и сохранение их национально-культурной идентичности (для обеспечения возможности возврата на родину).

Переход национальной политики в 90-х гг. XX в. к лозунгу «мультикультурализм как шанс: чем пестрее, тем лучше»[24] породил Ауслендерпедагогику (этнокультурную педагогику – обучение по этническим группам). Однако политика мультикультуризма подверглась жесткой критике. 18 октября 2010. Канцлер Германии А. Меркель сделала заявление, ставшее мировой сенсацией: глава германского правительства объявила об «абсолютном крахе» политики мультикультурализма. «Этот мультикультуралистский подход, согласно которому мы просто живем бок о бок, и все довольны, полностью провалился» - Канцлер Германии подчеркнула, что «Германия приветствует иммиграцию, но иммигранты должны учить немецкий язык и получать образование в немецких школах»[25]. Вектор образовательной политики начал менять направление в сторону межкультурной педагогики. Ее задача – «культурное обогащение через различия». Педагогические цели: привитие терпимости к отличным по образу жизни и стилю поведения; понимание того, что культурные различия оказывают влияние на эмоциональную сферу человека, становясь источником его потребностных состояний; формирование способности дифференциации внутри иной культуры и умения взвешивать системы норм и ценностей по степени их исторически-конкретной важности для различных видов деятельности; выработку навыка интегрировать элементы иных культур в личную систему взглядов и ценностей. Соответственно, это поможет снизить уровень напряженности среди радикально настроенной молодежи.

Изменение образовательной политики еще раз доказывает, что Германия проявляет гибкость в отношении вопроса противодействия терроризму и экстремизму в молодежной среде. Это свидетельствует о готовности государства перейти к диалогу с общественностью в вопросах гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений.

Таким образом, в настоящее время США и Германия являют собой полиэтнические и поликонфессиональные государства. В них высоко развито гражданское общество, которое оказывает ощутимую помощь власти в борьбе с молодежным терроризмом и экстремизмом. Поскольку предпринимаемые государствами PR-шаги в сфере профилактики терроризма и экстремизма среди молодежи имеют уже определенные результаты, это представляет для нас практический интерес.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.