Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия У. Диснея






Данная, и тоже предназначенная для всего нестан­дартного (проблем и решений), классическая для НЛП психотехнология была создана на основе моделирования стратегии творчества отца Микки Мауса. Оказалось, что У. Дисней интуитивно обнаружил, что лучше всего ис­кать нестандартные решения, используя три различные роли или позиции восприятия: Мечтателя, Реалиста и Критика. Делается психотехнология стратегия Уолта Диснея так.

1. Вместе с клиентом выберите проблему, которой вы собираетесь заняться, и подберите три места перед со­бой, в которые он сможет вступить (чисто физически), од­но для Мечтателя, одно для Критика, одно для Реалиста.

2. Предложите ему подумать о том времени, когда он на самом деле был креативным и его Мечтатель дейст­вительно создал нечто творческое. Пусть войдет в распо­ложенную перед ним позицию Мечтателя и переживет то время, закрепив свои ресурсы и стратегию Мечтателя на этом месте. Когда закончит, верните его в метапозицию.

3. Попросите клиента подумать о том времени, ког­да он был предусмотрительным и реалистичным относи­тельно некоторого плана - его или чьего-то еще. То время, когда он приводил какой-нибудь план в действие изящным и эффективным способом. Когда клиент будет готов, пусть перейдет в позицию Реалиста и как бы закрепит свои ресурсы и состояние «чистой реальности». Когда он закончит переживать свой опыт реалиста, верните его в метапозицию.

4. Наконец, оценка. Критик. Пусть клиент вспомнит то время, когда он критиковал какой-нибудь план конст­руктивным способом, видел как слабость, так и силу, выяв­лял проблемы (это мог быть один из его собственных про­ектов или проект коллеги). Когда у клиента будет рефе­рентный опыт, попросите его перейти на третье место, определенное вами, и пережить там этот опыт. Когда за­кончит, пусть выйдет в метапозицию.

То, что вы сделали, - это якорение (закрепление, привязка) Мечтателя, Критика и Реалиста в трех раз­личных местах. Каждая из этих позиций сама по себе фак­тически является стратегией, а все вместе - суперстра­тегией творчества, включающей в себя три отдельные стратегии.

5. Возьмите проблему или результат, с которым вы решили поработать. Предложите клиенту встать на мес­то Мечтателя и дать свободу своим мыслям (Мечтатель не обязан быть Реалистом). Мечты обычно представлены картинками, и Мечтатель вашего клиента, вероятно, ис­пользует визуально сконструированные представления. Небо - это ограничение. Не позволяйте реальности давить на мысли. Мегамозговой штурм: что бы он сделал, если бы точно не мог потерпеть неудачу? Мечтателя можно было бы выразить одной фразой: «Интересно, что будет, ес­ли...». Когда закончит, пусть вернется в метапозицию.

6. Теперь попросите клиента войти в позицию Реа­листа и подумать о плане, о котором он только что меч­тал. Пусть упорядочит свои идеи. Как их можно реализо­вать на практике? Что следует изменить, чтобы делать их более реалистичными? Когда он и вы будете удовле­творены ответами на эти вопросы, верните клиента в метапозицию. Фраза для Реалиста: «Как я могу это ре­ализовать?». Реалист - это по преимуществу кинестетик, человек действия.

7. Далее предложите клиенту войти в позицию Кри­тика и проверить и оценить свой план. Может быть, что-то упущено? Если этот план требует сотрудничества с другими людьми, то что они найдут в нем для себя? Что он сам получит из его реализации? Это интересно? Како­вы неожиданные результаты и компенсация? Критик здесь как бы спрашивает «Что упущено?» и «Что это даст?», и более оперирует внутренним диалогом.

8. Теперь пусть снова войдет в позицию Мечтателя и внесет в план творческие изменения, учитывая то, чему он научился у Критика и Реалиста. Предложите ему про­должать переходить из позиции в позицию до тех пор, по­ка план не будет конгруэнтно устраивать каждого из них.

7.3. Психотехнология «вращения иконок»

Эта - да и все последующие - психотехнология представляет собой сознательное использование возмож­ностей бессознательного для решения нестандартных проблем и обретения подлинно креативных решений. Од­нако в ней процесс поиска решения не столько завершает­ся, сколько запускается, что следует обязательно объяс­нить клиенту, дабы избежать непонимания им результа­тов работы. Алгоритм использования психотехнологии

«вращения иконок» следующий.

1. Предложите клиенту подробно представить себе нынешнее положение дел по проблеме, но представить это в виде обобщенного образа, который лучше всего передает суть исходного или текущего состояния проблемы. Данный образ и будет картинкой, символом или иконкой. Попроси­те клиента показать вам место в пространстве, где он ви­дит этот образ.

2. Теперь пусть он таким же образом представит желаемое состояние в виде реалистической или метафо­рической картинки где-то в пространстве. Попросите его обязательно проверить, нравится ли ему этот образ, и, если надо, откорректировать его, изменив или убавив, что надо.

3. Попросите клиента, если картинки получились слишком реалистичными, создать на месте каждой из них символическое отображение (иконку по компьютерной терминологии). Символ, простой и ясный значок, схемати­ческое отображение. Если же символы появились сразу, ос­тавьте все как есть.

4. Предложите клиенту расположить символы по кругу (или на прозрачном круге с двух его сторон).

5. Пусть теперь он, медленно и постепенно разгоня­ясь, начнет вращать круг символов так, чтобы они слились в сплошное кольцо.

6. Предложите клиенту позволить этому кольцу бы­стро сжаться, продолжая вращение до вспышки, из кото­рой сам по себе возникнет новый символ.

7. Теперь пусть клиент внимательно рассмотрит получившийся символ, не пытаясь разобраться в его значе­нии, а просто приближая его к себе и отдаляя.

8. Предложите клиенту представить все возможные действия для достижения желаемого результата, приду­мывая разные варианты или просто перебирая те, кото­рые сами собой придут в голову (но постоянно удерживая получившийся символ в поле зрения).

9. Попросите его сопоставлять каждый новый ва­риант с этим символом, ожидая внутреннего чувства ре­зонанса или совпадения. Варианты, которые вызывают этот эффект, можно рассматривать как наиболее при­емлемые.

 

7.4. «Мне интересно, как...?»

Данная психотехнология «впрямую» использует уже знакомые принципы модели «НС —► ЖС» определе­ния наличествующего состояния дел (проблемы), жела­емого их состояния (решения) и выявления способов «перехода» исключительно за счет возможностей бес­сознательного. Делается психотехнология «Мне инте­ресно, как...?» так.

1. Предложите клиенту определить проблему.

2. Сформируйте вместе с ним образы настоящего и желаемого состояния дел.

3. Попросите клиента определить, где в простран­стве вокруг него находятся два этих образа.

4. Теперь пусть он мысленно соединит два этих об­раза неким экраном, примет наиболее удобную для него позу для размышлений и, проявляя заинтересованность и даже повторяя про себя: «мне интересно, как...», дож­дется появления на этом мысленном экране любого обра­за (в любом месте) из «кинофильма» о том, как можно осуществить переход из настоящего в желаемое состоя­ние дел.

5. Предложите клиенту, внимательно рассмотрев образ и оставив его там, где он появился, продолжать ра­боту до полного заполнения и «прояснения» «фильма».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.