Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законотворческий процесс: понятие и стадии.






Законотворчество – деятельность по изданию законов.

Законы - нормативные акты, принимаемые высшими представительными органами государственной власти страны по строго определенной процедуре, имеющие высшую юридическую силу и содержащие первичные нормы для регулирования различных групп общественных отношений.

В теории правотворчества выделяют два этапа правотворческого (законодательного) процесса.

1) предпроектный этап — в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Оценивает потребность в правовом регулировании общество, которое через свои институты — лидеров, СМИ, науку — может оказать влияние на законодателя, и правотворческие органы, государство. О том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия (экономическими, моральными и пр.).

2) проектным этапом, или этапом принятия правотворческого решения. Работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, на данном этапе создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Причем проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую. Первая стадия: внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы. Инициатор принятия закона – правительство. В необходимости принятия нового нормативного акта правительство нередко убеждают с помощью групп давления: профессиональные союзы могут оказывать давление на министров, членов парламента - Подобная деятельность называется лоббизмом (защитники чьих-либо интересов в кулуарах (lobby) парламента). Напр., принятие высоких таможенных пошлин, ограничивающих импорт иностранных автомобилей, под влиянием отечественных автомобильных гигантов. Депутат парламента имеет право представить законопроект, который может стать законом. ( Законодат. инициатива – право представить и обязанность рассмотреть законопроект. Законодательный почин право представлять без обяз-ти рассмотреть.) Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Третья стадия: обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Цель - высказывание предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента. Два варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; б) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента. Четвертая стадия: принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении.


39. Понятие, виды, правила и приемы юридической техники.

Юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Объект юр.техники - текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Законодатель использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов. Уровень развития юр.техники служит показателем уровня развития правовой культуры общества. Юридическая техника - критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Главной задачей юридической техники является рационализация юридической деятельности, достижения простоты и ясности в написанных документах, единообразия, совершен ствования языка правовых актов.

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

1) законодательная (правотворческая) техника;

2) техника систематизации нормативно-правовых актов;

3) техника учета нормативно-правовых актов;

4) техника индивидуальных правоприменительных актов.

1. Законодательная правотворческая техника - это совокупность средств, приемов и правил составления и оформления нормативных актов.

Имеет две основные цели:

1) регулировать общественные отношения;

2) сделать нормативно-правовые акты понятными для лиц, которым они адресованы.

2. Техника систематизации нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовые акты могут быть систематизированы по следующим признакам:

1) по форме предложения, в котором выражена норма;

2) по степени обобщенности:

а) абстрактный способ изложения;

б) казуистический способ изложения;

3) по степени полноты изложения нормы (прямой, ссылочный, бланкетный способы).

3. Техника учета нормативно-правовых актов.

В настоящее время применяются три способа учета: 1) журнальный учет; 2) картотечный учет; 3) учет с помощью ЭВМ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.