Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лесопользование






Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Объекты лесных отношений: лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.

Лесной фонд включает все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских, сельских поселений, земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

Участки лесного фонда — участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.

Земли лесного фонда:

1) лесные земли — земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибший древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами и др.);

2) нелесные земли — земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.), иные земли, расположенные в границах лесного фонда (занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли). Разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности производится в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями. На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования.

К лесам первой группы относятся леса, основное назначение которых — выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на категории защитности.

Леса второй группы — леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

Леса третьей группы — леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Они разделяются на освоенные и резервные леса.

Участки лесного фонда предоставляются в аренду гласно, по результатам лесных конкурсов, с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат переходу в собственность арендатора по истечении срока аренды. Выкуп арендованных участков, равно как и субаренда, запрещается.

По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или организация, осуществляющая ведение лесного хозяйства, органа исполнительной власти субъекта РФ (арендодатель) обязуются предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 99 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора.

Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Он считается заключенным с момента государственной регистрации.

В договоре аренды участка лесного фонда обязательно должны быть: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок аренды; размер арендной платы и порядок ее внесения; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесохозяйственных работ и др.

Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование участком лесного фонда, размер которой устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на нем, действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования.

При заготовке древесины в порядке рубок главного пользования арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню. Арендная плата взимается, исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины (живицы) на участке лесного фонда, переданном в аренду. Лесные конкурсы организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции. Лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключается договор аренды участка лесного фонда. Договор аренды участка лесного фонда является основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета, осуществление лесопользования без которого не допускается.

Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются на основе признания многофункционального значения лесов (одновременного использования разными лицами и в разных целях).

Права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд (леса, расположенные на землях обороны, землях городских и сельских поселений): безвозмездное; краткосрочное.

По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ.

Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до 1 года по результатам лесного аукциона или на основании решений органов государственной власти субъектов РФ посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. Участки лесного фонда предоставляются лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно, располагающихся и проживающего на данной территории, без проведения аукциона.

Для проведения лесного аукциона создается аукционная комиссия, состав которой утверждается органом государственной власти субъекта РФ. Лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона (территориальный орган федерального органа управления лесным хозяйством) подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора.

В протоколе лесного аукциона определяются границы участка лесного фонда, виды лесопользования, объемы (размеры) лесопользования, размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения, иные условия лесного аукциона.

Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия. Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.

Виды лесопользования:

1) Заготовка древесины. Осуществляется:

при рубках главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях;

при рубках промежуточного пользования и прочих рубках (сплошных санитарных рубках, расчистке лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубках для иных целей).

Рубки промежуточного пользования — выборочные санитарные рубки, для ухода за лесом, реконструкции и иные рубки, связанные с рубкой малоценных древостоев, а также древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции;

2) Заготовка живицы. Осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки главного пользования. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок. Не допускается передача указанных древостоев в подсочку без утвержденных планов рубок главного пользования и подсочки этих древостоев;

3) Заготовка второстепенных лесных ресурсов — пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок. Участки лесного фонда в пользование для этих целей предоставляются гражданам и юридическим лицам;

4) Побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и др.).

Дополнительные виды побочного лесопользования:

заготовки деревьев, кустарников и лиан на участках лесного фонда для посадки их на землях иных категорий;

использование участков для выращивания сельскохозяйственных культур и создания плантаций плодово-ягодных, орехоплодовых, лекарственных растений;

содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях;

устройство временных сооружений при осуществлении лесопользования, добывании объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, иных целей;

5) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства (т.е. в качестве охотничьих угодий);

6) пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

7) пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Основные требования к ведению лесного хозяйства:

1. Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека.

2. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:

1) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;

2) многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах;

3) воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;

4) рациональное использование земель лесного фонда;

5) повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;

6) сохранение биологического разнообразия;

7) сохранение объектов историко-культурного и природного наследия.

Принципы государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов:

1) устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);

2) рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесного фонда в интересах РФ и субъектов РФ;

3)несовместимость реализации функций государственного управления в данной области с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.

Мониторинг лесов — система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в этой области.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.