Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы ергодизайну






 

Дизайн и эргономика имеют общие задания: улучшить условия труда, быта, отдыха людей; повысить качество промышленной продукции; создать новые виды изделий, которые бы удовлетворяли широкому спектру потребностей покупателей. Эргономика рассматривает дизайн как средство эффективной реализации эргономичных требований, норм в проектных доработках и на практике.

Дизайн, в прикладном значении, - это проектная художественно-техническая деятельность из разработки промышленных изделий со значительными потребительскими свойствами и эстетическими качествами, формирование гармоничной предметной среды жилищной, производственной и социально-культурной сферы.

Таким образом, дизайн охватывает деятельность относительно художественного конструирования в промышленности, которая представлена творчеством художников-конструкторов (практика проектирования), результатами их труда (изделия, продукты дизайна), а также теорией художественного конструирования.

В качестве объектов дизайна выступают:

· промышленные изделия (оборудование, мебель, посуда, одел, другое);

· элементы и система городской, производственной, обитаемой среды;

· визуальная информация, др.

Важнейшим принципом дизайна является сочетание в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств объекта который проектируют.

В литературе очень часто, оценивая соответствие дизайнерского проекта - решение требованиям эстетики, рассматривают отдельно требования к качеству изделия и системы в целом, к форме и структуре продукции и среды, а также специальные требования к оборудованию.

К качеству изделия выдвигают следующие требования:

1. Социальные. Это совокупность требований, которые позволяют оценить уровень соответствия функционального назначения изделия с позиций потребительской полезности.

2. Функциональные. Требования, которые выдвигаются потребителем к назначению изделия, процесса его использования.

3. Эргономичные. Характеризуют удобство и комфорт эксплуатации изделия; направлены на оптимизацию всей физической и психической нагрузки на человека, что связаны с получением полезного эффекта.

4. Эстетические. Характеризуют эстетические свойства изделий. Они формируются с учетом назначения изделия, его конструктивной организации, а также эстетических норм и идеалов, которые сложились в обществе.

Особенную группу требований к дизайн - проекту представляют требования к структуре и формы, которые полнее всего раскрывают назначение, функциональность и ергономічність изделия и системы в целом.

Все требования к структуре и форме предметной среды соединены в несколько групп:

· типологические - определяют разделение объектов на группы, виды, типы по критерию их связи с человеком, за весомостью человеческого фактора;

· компоновка - требования к пространственному по элементного и функционального разделения объекта разработки, которая обеспечивает оптимизацию процессов деятельности и создания комфортных условий для человека;

· типизации и унификации - требования к разработке базовых моделей, типологических рядов изделий и системы унифицированных элементов, необходимых для формирования этих рядов, а также, в отдельных случаях, - для создания конструктивно-типизирующих элементов, которые обеспечивают максимальное разнообразие вариантов решений объектов из ограниченного числа конструктивных элементов;

· цветно-фактурного еталонування материалов - определяются с целью выбора номенклатуры материалов и видов покрытия с типизирующими свойствами, что позволяет при ограниченном количестве базовых свойств и характеристик получить бесконечно изменяемые цветно-фактурные сочетания и цветные гаммы разных оттенков.

Важным элементом системы является ее машинный компонент. Учитывание человеческого фактора при разработке его дизайн проекта будет существенно влиять на эффективность функционирования системы в целом. Поэтому в литературе часто отдельно выделяют требования к технике, оборудованию.

Эстетические требования к оборудованию такие:

1. Отражение современного воображения об эстетических ценностях структуры и формы оборудования - уровень эстетического совершенства оборудования исходя из тенденций промышленного формообразования, раскрытия связи изделия и функционально - предметной среды с человеком, проявление факторов фирменного стиля, другое.

2. Отражение художественными средствами в форме оборудования его функционально-технического назначения - отражения в форме функций оборудования и эргономичных показателей; выявление в форме технологии изготовления оборудования и специфики материалов, которые применяются; то есть должно быть достигнуто высокого уровня информативности формы оборудования и его элементов.

3. Достижение целостной формы оборудования с помощью композиционных средств - объемно-пространственная структура и тектоника формы. Она проявляется через ритмичное построение, пластику, пропорциональность, масштабность форм оборудования и его элементов; цвет и фактуру поверхности оборудования; графическое решение символов, знаков, текстовых таблиц, и тому подобное.

4. Создание эстетически выразительного вида оборудования с высоким качеством выполнения поверхности и промышленной графики - тщательность выполнения видимых элементов формы. Следовательно, качественным должно быть защитно-декоративное покрытие; высоким уровень выполнения художественно-графических элементов; рациональными конструкции и красивый внешний вид пакетов, коробок, в которых будут продаваться товары. Кроме того, должен быть информативным рекламно-сопроводительная документация, а также выразительным ее графическое и цветное решение.

Учитывание данных требований позволяет направить разработку дизайн проектов оборудования на достижение:

· единству эстетического и функционально-технического уровня оборудования;

· композиционного единства и гармоничности форм всех элементов рабочего места;

· декоративности и гармоничности цветно-фактурного решения поверхностей с учетом особенностей тактильного восприятия;

· выразительности и декоративности примененных объемных и накладных элементов внешней формы, знаков и графических обозначений технологического и другого назначения;

· высокого качества обработки видимых элементов формы оборудования (швы, элементы крепления, защитные ограждения, другое).

Внешняя среда, как уже было отмечено раньше, существенно влияет на работоспособность человека в системе, потому дизайн помещений, других элементов внешней среды является особенно важным.

Дизайнеры предлагают клиентам такие основные принципиальные решения помещений:

· офис закрытого коридорного типа;

· единое общее пространство;

· комбинированный офис.

Офис кабинетного типа характерен для компаний, разделенных на отделы с небольшой численностью сотрудников, в случае, когда важнее является не общение, а самостоятельная работа каждого. Офисы кабинетного типа бывают двух видов:

- кабинеты для однієї-двох лиц с четкой пространственной организацией и статичностью оборудования;

- комнаты большого размера, которые рассчитаны на пребывание трех и большего количества сотрудников.

Относительно размещения и отделки офисов предметами труда, мебелью, отметим. Современное решение офисной мебели в основном определяется количеством и видом техники, которую будут эксплуатировать. Дизайнерские решения большинства образцов массовой мебели для специалистов, специалистов существенно отличаются от образа бытовой мебели, и приближаются за стилем к дизайну промышленной техники. Для них характерным является широкое применение металла и синтетических материалов, контрастное цветное решение элементов, подчеркнутый рационализм конструкций.

Дизайнерское решение кабинетов руководителей остается традиционным: преобладает деревянная мебель, им характерны удобство, комфортность. Нередко используют ценные породы дерева, натуральную кожу, мрамор.

Дизайнерское решение относительно создания соответствующего офиса невозможно без его оформления. Поэтому отдельно остановимся на цветном отделка помещений и других элементов внешней среды, в т.ч. оборудование.

Вообще, цвет на рабочем месте играет важные функции: является средством информации, фактором психологического комфорта и средством композиции. В соответствии с этим существует ряд рекомендаций, которых необходимо придерживаться при разработке дизайн, - проектов.

Относительно цветов отделки машин, они такие. Цвета окрашивания основного производственного оборудования (станков, прессов, агрегатов) избираются из группы физиологически оптимальных, которые способствуют снижению зрительной и общей усталости, но повышают функциональные характеристики зрения (цвета средневолнового участка спектра, средней яркости и насыщенности). К упомянутой группе относят желтый, желто-зеленый, голубой цвета, которые имеют насыщенность в пределах 20 - 40 % и коэффициент отражения в пределах 40 - 70 %. Так, рекомендованы корпуса машин и оборудования красить в свете неяркие тона (салатный, зелено-голубой), а органы управления - более яркими красками (желтый, помаранчів), обеспечивая вместе с тем мягкость контрастных цветов по отношению к рабочей зоне производственного помещения.

Вспомогательное оборудование и предметы организационной оснастки красят цветами - оттенками (акцентами) группы " физиологически оптимальных", которая помогает ориентироваться в среде и обогащает цветные схемы фактуры оборудования.

Традиционно места оборудования, которые больше испытывают загрязнения (основы, опоры), красят более темными цветами. Опасные узлы, механизмы красят цветами группы " сигнальный - предупредительных", определенных соответствующим Гостом.

С целью повышения эстетических качеств производственного оборудования дизайнеры должны учитывать следующее:

· чем большие габариты оборудования и более громоздкие его формы, тем светлее должно быть его украшение; из уменьшения размеров, украшение должно быть более насыщенным;

· в оборудовании больших размеров целесообразно вводить несколько цветов отделки;

· в оборудование малых размеров не рекомендуется введение многоцветного украшения;

· при окрашивании оборудования или отдельных его узлов и механизмов с четкими и строгими формами рекомендуют использовать мало насыщены и светлые цвета; при сглаженных формах и нечетких гранях - более насыщенные цвета;

· поверхности основы и несущих частей оборудования красят более темными цветами, сравнительно с другими поверхностями;

· спокойные приглушенные цвета применяют с матовой фактурой, а интенсивные - с гладкой и глянцевой фактурой поверхности.

При этом отметим, что бытовая техника является специфическим товаром, потому не все выше названные правила можно применять при разработке ее дизайн - проектов. Так же, как военной техники, ведь целью цветного оформления скорее является соответствие условиям эксплуатации, которая требует учитывание эффекта маскировки.

В качестве средства информации цвет используется для ориентации работающих в производственной среде и рабочем оборудовании. С помощью цвета определяются и маркируются коммуникации, обеспечивая беспечность работы. Так стандартами определены такие значения цветов:

Красный - запрет, непосредственная опасность, средства пожаротушение.

Желтый - предупреждение, возможная опасность.

Зеленый - распоряжение, которое обеспечивает безопасность.

Синей - информация, указание.

В соответствии с отмеченным цветом устанавливают соответствующие знаки: те, которые запрещают, предупреждают, приказывают, а также указательные. Формы знаков, размеры их элементов, фоновые цвета определяются стандартом.

Выбор цвета помещения зависит от типа, производимых работ, содержания труда, а также от размера производственного помещения, насыщенности его оборудованию, ориентации дома.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.