Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие взглядов на человека






Проблема человека - есть человек? какова его природа и предназначе­ние? каково место человека в мире? каково будущее человека? Большое значение для понимания сущности человека, пу­тей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Человек, согласно боль­шинству религиозных теорий, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от Бога. По-другому объясняют происхождение человека сторон­ники теории палеовизита. По их мнению, человек является созданием пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа, ставшие причиной появления человека и человечества. По мере развития самого человека, а также наук, изучаю­щих человека, возникают и развиваются научные представления о происхождении человека. Большим достижением в этом направлении было появление во второй половине XIX в. эволюционной теории Чарльза Дарвина. В основу эволюции Дарвин положил фактор естественного отбора, в котором он и его последователи видели главную причину изменчивости организмов. Изменчивость живого связывается с изменениями в окружающей среде. В процессе борьбы за существование выживают те организмы, которые в наибольшей степени смогли приспособиться к меняющимся условиям существования. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими животными-млекопитающими. Психика человека, его способность мыслить, трудиться есть результат эволюци­онных процессов. Данная теория в определенном смысле рас­творяла человека в животном царстве. Дарвинизм не давал окончательного ответа на вопрос, что именно послужило при­чиной выделения человека из животного мира. Ответить на этот вопрос пытался Ф. Энгельс в своей теории происхождения человека. В качестве главной причины появле­ния человека он называл труд. Он считал, что только трудовая деятельность свойственна человеку и является основой сущест­вования человеческого общества. Под влиянием труда сформи­ровались специфические качества человека - сознание, язык, творческие способности. Процесс становления и развития человека - антропогенез - носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества - социогенезом. Становление человека и становление общества - две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза, длив­шегося более трех миллионов лет. Современный тип человека — homo sapiens (человек разумный) появился 50-40 тыс. лет назад.

Антропологами исследованы ос­танки древних человекообразных обезьян. Самыми отдален­ными в этом отношении предками являются дриопитеки, жившие 14-20 млн. лет назад, далее идут рамапитеки (10-14 млн. лет назад). За ними следуют австралопитеки. Они, по мнению многих ученых, вплотную подошли к границе, отделяющей животных от человека. Начало антропогенеза ученые связыва­ют с появлением homo habllis (человек умелый) 2, 5-3 млн. лет назад. Он изготовлял примитивные каменные орудия труда и охотился на животных. С этого момента постепенно начинает формироваться человеческое общество. Далее эволюция при­вела к появлению (1, 6 млн. лет назад) homo erektus (человека прямоходящего), а затем и неандертальца (150—200 тыс. лет назад). В ходе антропогенеза переход от неандертальского че­ловека к homo sapiens (человеку разумному) совпал с форми­рованием существующих и ныне различных человеческих рас – европеоидной, негроидной, монголоидной. Найденные иско­паемые останки свидетельствуют, что человек является про­дуктом длительной эволюции жизни на Земле. Важной вехой в эволюции выступает прежде всего прямохождение, которое, изменив центр тяжести, повлекло за собой изменение всего организма обезьяноподобного предка человека. Главное - оно высвободило передние конечности для систематического манипулирования предметами в качестве орудий труда (чело­век научился обрабатывать различные предметы и использо­вать их в качестве орудий труда). Еще один эволюционный скачок - появление сравнительно крупного мозга. У совре­менного человека он в среднем равен 1450 куб. см. У человека умелого он составлял 650-680 куб. см, у человека прямоходя­щего - примерно 974, у неандертальца - в среднем 350. Уве­личение объема мозга было связано с расширением возмож­ностей взаимодействия предков человека между собой и с окружающим миром. Постепенно закрепляется решающее отличие человека от других животных, даже от обезьян - это труд. Трудовая деятельность способствовала развитию обще­ния между людьми, что обусловило появление и развитие язы­ка и речи. Развитие речевого общения было одним из важней­ших факторов антропогенеза. Существенная веха в антропогенезе и социогенезе была связана с изменениями в семейно-брачных отношениях. Антропоге­нез привел к запрету близкородственных отношений и пере­ходу к экзогамии - установлению брачных отношений с чле­нами других общин. Эти и другие запреты (табу) явились первыми простейшими социально-нравственными запретами и ознаменовали переход человечества к нравственным ориен­тирам поведения, что явилось еще одним важным фактором становления человека и его отдаления от животного мира.

Завершающей стадией антропосоциогенеза была так на­зываемая неолитическая революция, ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Развитие чело­веческого общества в дальнейшем было связано с различными вехами в разделении труда: исторически первым крупным об­щественным разделением труда было отделение скотоводства от земледелия, вторым - выделение ремесла, а третьим - вы­деление торговли в самостоятельные отрасли деятельности. Все эти изменения в хозяйственной деятельности не могли не сказаться на социальных процессах - переход к оседлому об­разу жизни (формирование племенных объединений), соци­альное расслоение общества, дифференциация форм созна­ния и др. создали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.