Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности и характер




В структуре личности важное значе­ние имеют такие качества и свойства, как способности, темперамент, ха­рактер, волевые качества, мотива­ция, социальные установки и др. Способности- это индивиду­альные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью. Способности да­ют возможность успешного приобретения знания, умений, на­выков, но не сводятся к последним. Формирование способнос­тей происходит на основе определенных задатков. Задатки - это врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу раз­вития способностей. Хотя формирование способностей зависит от природных предпосылок, способности не столько дар приро­ды, сколько продукт человеческой деятельности. Способности не приобретаются в готовом виде, а обнаруживаются и развива­ются в процессе деятельности и тренировки. Большое значение имеет и правильная методика обучения личности. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные (умственные, мыслительные), художественные, организатор­ские, коммуникативные, инструментальные. Возможно деле­ние способностей на общие, определяющие успехи человека в различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь), и специальные, или уз­кие, способности, которые определяют успехи в специфиче­ских видах деятельности, для которых нужны особые задатки -музыкальные, математические, технические и др. Существует возможность компенсации одних свойств и способностей за счет других. Сочетание различных высокоразвитых способностей назы­вается одаренностью; эта характеристика относится кчеловеку, способному ко многим видам деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия «талант» и «гениаль­ность». Под талантом понимаются выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью. Гениальность - высший уровень развития способностей и талантов. Гениальность связана с созиданием качественно новых, уникальных творений, с открытием ранее неизвестных, неизведанных путей творчества. Гениальные до­стижения составляют эпоху в жизни общества, в развитии куль­туры. О. Бальзак подчеркивал: «Великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы». Характер(гр. c hamkfer - печать, чеканка) - индивидуальное сочетание ус­тойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения. В структуре личности характер занимает центральное место, так как определяет индивидуальность и сво­еобразие личности, влияет на все ее другие свойства, на позна­вательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. Отдругих черт личности характер отличается своим ранним фор­мированием и устойчивостью. Характер человека представляет собой целостное образо­вание, состоящее из ряда взаимосвязанных свойств - интел­лектуальных, эмоциональных, волевых, нравственных. Формирует­ся характер под воздействием трех условий: наследственности, общественной среды - окружения, воздействия других людей и самовоспитания. Развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека, в зависимости от его дейст­вий и поступков. Стремление познать себя, сформировать свой характер, развить способности и волю - все это необхо­димо человеку для полноценной жизни. Все вышеперечисленные характеристики человека являются предметом изучения таких наук, как психология и педагогика.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.