Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приспособление» О.А. Адамяна






 

Когда мы говорим о пионерах цветного дальновидения в России, то нельзя пройти мимо проекта О.А. Адамяна (Ованес Абгарович Адамян в различных источниках именуется то Ованесом, то Иваном, его фамилию пишут тоже по-разному – Адамиан, Адамиани, Адамян), называемого для краткости «приспособление». (Заявка на «Приспособление для превращения местных колебаний светового пучка, отраженного от зеркала осциллографа, в колебания яркости трубки Гейслера» была подана О.А. Адамяном (Адамиани) в Германии 12 июля 1907 г., патент № 197183 выдан 31 марта 1908 г. Несколько позже он получил подобные же привилегии в Англии (№ 7219 от 1.IV.1908 г.), во Франции (№ 390326 от 16.У.1906 г.) и в России (№ 17912 от 29.1Х.1910 г.), где изобретение было зарегистрировано под названием «Приемник для изображений, электрически передаваемых с расстояний».)

Об этом изобретении в разные годы написано немало статей, научных исследований, а издательство Ереванского университета опубликовало монографию, посвященную изобретателю (Акопян А.С. Ованес Абгарович Адамян, изобретатель цветного телевидения и радиофототелеграфии. Ереван, 1981).

Большинство авторов, пишущих об Адамяне, почему-то пытаются доказать, что именно он (и никто иной!) являлся основоположником мирового цветного телевидения, и упорно игнорируют других изобретателей, предложивших проекты подобных устройств. Как будто раньше не было работ М. Лебрена и П. Нипкова, Я. Щепаника и А. Полумордвинова. Может быть, все дело в том, что изобретатели, работавшие в XIX веке, ограничивались лишь проектами или даже схемами будущих систем, Адамяну же первому в мире удалось довести эту работу до практических результатов. Ему удалось изготовить свое «приспособление» и, что еще важнее, он сумел довольно длительное время демонстрировать ряд простейших опытных передач в Берлине (а это не удавалось ни одному из его предшественников).

И все же «приспособление» относится к категории забытых изобретений. Тому есть достаточно веские причины. Немалую роль сыграло то обстоятельство, что большинство документов, чертежей, расчетов автора и, наконец, само «приспособление», хранившееся в Мюнхене, погибли от бомбежек в годы Второй мировой войны. Осталась только заявка О.А. Адамяна, точнее, одна из привилегий на изобретение, подлинник которой хранится в Центральной библиотеке патентов в Москве.

Но начнем по порядку. Родился Ованес Абгарович в 1879 году в Баку. Его отец был купцом 1-й гильдии, весьма состоятельным человеком. После окончания реального училища в 1897 году юный Ованес вынужден был, как и многие реалисты тех лет, уехать из России, чтобы продолжить образование за границей, и стал студентом Берлинского университета. После его окончания он учился и работал в Швейцарии, Франции, затем снова вернулся в Берлин, где и приступил к созданию своего «приспособления».

В отличие от многих изобретателей того времени Адамян сумел осуществить свой проект потому, что, во-первых, у него было для этого достаточно средств (родительских, разумеется), во-вторых – найти мастеров, которые сумели не только изготовить все необходимые детали, но и довести устройство до рабочего состояния.

И еще одно чрезвычайно важное обстоятельство: у Адамяна имелись свидетели (и весьма авторитетные), которые подтверждали, что они неоднократно видели цветные передачи, демонстрируемые на расстояние с помощью его «приспособления». Среди таких зрителей следует отметить известных в те годы профессоров Берлинского университета А Корна и Б. Глацеля, которые достаточно подробно рассказали о работе нашего соотечественника в своей книге.

Итак, что же из себя представляло «приспособление» Адамяна?

Судя по авторской заявке, передающий аппарат системы был рассчитан на демонстрацию двухцветного изображения: белого и красного (красноватого). Каждый из них планировалось передавать по самостоятельному каналу связи с одновременной демонстрацией цветов. Для этого в передающем аппарате устанавливалось два селеновых элемента: один из них был соединен с газосветовой трубкой, излучающей белый свет, другой – с аналогичной трубкой, передающей красный свет. Первая трубка была прозрачной и располагалась перед трубкой красного свечения. Такая конструкция давала возможность вести одновременную передачу, так как трубка белого свечения не мешала прохождению через нее красного света.

Для разложения изображения на элементы Адамян использовал уже не раз встречавшийся в более ранних устройствах диск с отверстиями, расположенными по спирали. Одновременное включение двух каналов связи при наличии только одного диска было возможно лишь в том случае, если частицы изображения попадали на каждый селеновый фотоэлемент попеременно. Для того чтобы улучшить качество передаваемого изображения, изобретатель пытался демонстрировать не одну, а сразу пять различных градаций яркости света.

Так выглядело это «приспособление» в изложении самого Адамяна. Невольно возникает вопрос: почему же эту работу большинство историков науки и техники относят к категории забытых? Ведь изобретатель, кажется, сделал все, чтобы защитить свои авторские права. Не жалея времени и сил, он вел довольно долгое время опытные передачи для коллег, журналистов, просто для важных посетителей. Ованес Абгарович получил почти во всех крупнейших странах мира патенты на свое «приспособление», об этой работе сообщали в научных трудах, газетах, журналах того времени. Но вся эта «шумиха» оказалась напрасной. Более того, чрезмерные претензии изобретателя привели в конечном счете к обратному результату. За навязчивой пропагандой затерялось то самое зерно, которое действительно просматривается в этом изобретении. Но не будем торопиться с окончательными выводами и попытаемся показать истинную ценность данного изобретения.

Для этого следует сравнить «приспособление» с системами дальновидения, созданными до Адамяна. Прежде всего бросается в глаза, что если большинство изобретателей планировали передавать лишь черно-белое изображение, то Ованес Абгарович добивался демонстрации кадров красно-белого цвета. Но сразу же возникает вопрос: действительно ли ему удалось изобрести аппараты, способные передавать цветное изображение? И, вообще, какие передачи можно считать цветными? Когда задумываешься над этим, то понимаешь, что замена черно-белого изображения на красно-белое принципиально ничего не меняла. С самого начала такой путь создания цветного дальновидения был обречен на неудачу. С помощью «приспособления» Адамяна было невозможно передать всю гамму существующих в природе цветов и их оттенков и даже приблизительно нельзя было решить эту задачу. Г. Гельмгольц еще за сорок лет доказал, что для того, чтобы передать все цвета радуги, необходимо как минимум сочетание трех основных цветов. Все попытки Адамяна сократить их число до двух ни к чему не приводили, да и не могли привести, как ни старался изобретатель доказать, что можно заранее запланировать такие цветные сюжеты, которые будут передаваться на расстояние. К таким цветным сюжетам он относил, например, портреты людей, естественные цвета которых, по его утверждению, можно до какой-то степени имитировать с помощью только двух цветов. Но и этого в действительности не удавалось добиться: крупные планы, демонстрируемые во время опытов, настолько мало походили на оригиналы, что зрители при всем желании не могли узнать даже близко знакомых им людей.

Но так уж устроен человек: не только изобретатель, но и первые зрители, участвовавшие в его экспериментах, готовы были выдавать желаемое за действительное. Они положительно отзывались о первых опытных передачах, а в тех случаях, когда не могли угадать, кого именно им показывают в газосветной трубке, – давали волю фантазии и такая игра доставляла им удовольствие. Но все-таки принципиально улучшить качество изображения с помощью «приспособления» было невозможно. И дело тут было не столько в красно-белом цвете портретов, сколько в низком качестве изображений, получаемых в подобных устройствах вообще.

Следует отметить и еще один принципиальный недостаток – статичность передаваемого изображения. Это очень серьезный упрек в адрес устройства Адамяна. Ведь одно из основных и непременных отличий телевидения от фототелеграфа как раз и заключается в том, что последний может передавать только статичные кадры, в то время как телевидение способно демонстрировать изображение в динамике.

Такой недостаток «приспособления» не случаен. Процесс вспышек, который воссоздавал изображение в этом приемном устройстве, протекал в трубках Гейслера значительно медленнее, чем это требуется для телевидения. Если в самых примитивных устройствах черно-белого дальновидения 20-х годов смена изображения велась со скоростью 12, 5 кадра в секунду (при меньшей скорости – изображение распадалось на отдельные статичные картинки), то в трубках Гейслера (в силу их конструктивных особенностей) смена кадров продолжалась в течение нескольких минут – на два порядка медленнее. Следовательно, с помощью «приспособления» можно было демонстрировать только статичные кадры и ничего более.

Но если эта система так безнадежна, то почему мы привлекаем к ней столько внимания? Во-первых, потому, что, несмотря на все недостатки своего изобретения, наш соотечественник еще в 1907 году действительно первым в мире додумался до одновременной передачи цветовых и яркостных сигналов. То есть предложил тот самый принцип, который стал использоваться спустя полвека в современных телевизионных цветных системах. Да, конечно, в «приспособлении» Адамяна речь шла о демонстрации только двух цветов, а не трех, как это необходимо для цветного телевидения, но принцип был уже найден. И, во-вторых, Ованесу Абгаровичу удалось самому (хоть нелегко и не сразу) осознать главный недостаток своего «приспособления» и несколько позже (но все-таки раньше, чем до этого додумались другие) создать проект, а затем и действующее устройство на сей раз трехцветной механической системы.

В 1913 году после длительного пребывания за границей Адамян вернулся на родину и до своей смерти в 1932 году жил в Петрограде – Ленинграде (если не считать нескольких длительных поездок в Армению).

За это время он получил в нашей стране 21 патент на изобретения в самых различных областях науки и техники, из них лишь два относились непосредственно к телевидению. Следует, однако, отметить, что замысел этих двух проектов появился у Ованеса Абгаровича еще до революции. В 1914 году он попытался заинтересовать петроградских промышленников своими изобретениями в области дальновидения, но не нашел поддержки с их стороны. Не захотели рисковать своими капиталами и родители Адамяна, которые до этого безотказно помогали сыну в его изобретательских увлечениях.

Только в начале 1918 года Адамян опубликовал ряд статей на эту тему, а вскоре приступил к изготовлению действующей модели наиболее простого из своих проектов. Вокруг Ованеса Абгаровича собралась группа добровольных помощников, Совнархоз Северного района страны, куда входил в эти годы Петроград, выделил довольно большую по тем временам сумму денег.

...В Центральном музее связи им. А.С. Попова собраны материалы (описание «прибора», отклики, воспоминания), которые позволяют судить о том, что представляла из себя эта работа Адамяна.

Следует отметить, что это была первая в нашей стране установка, способная реально демонстрировать черно-белое изображение. Правда, это электромеханическое малострочное устройство могло передавать только простейшие фигуры (линии, буквы, четырехугольники), изображение было статичным, а не движущимся, но все-таки с его помощью можно было что-то видеть на экране. На том этапе создания телевизионной техники подобный опыт был чрезвычайно важен: эта упрощенная установка являлась отличной формой пропаганды возможностей дальновидения.

Жаль, что историки науки и техники недооценили эту работу. Даже в монографии, посвященной изобретателю (Акопян А.С. Ованес Абгарович Адамян, изобретатель цветного телевидения и радиофототелеграфа. Ереван, 1981), ничего не говорится о «приборе». А ведь это устройство представляет интерес во многих отношениях. Во-первых, оно являлось как бы мостиком, который связывал работы дореволюционных изобретателей с представителями уже советского поколения создателей телевизионной техники. Особенно наглядно в этом «приборе» просматривалось влияние «телефота» А.А. Полумордвинова (установка вращающихся дисков на один вал, подмена реальных предметов передачи рисованным изображением). Но при этом речь не может идти о механическом заимствовании, так как «прибор» Ованеса Абгаровича был рассчитан на демонстрацию черно-белого изображения, в то время как «телефот» его предшественника являлся аппаратом цветного дальновидения.

Во-вторых, «прибор» Адамяна был изготовлен и испытан примерно в одно время с работами Д. Михайи и Ч. Дженкинса. Таким образом, это может служить доказательством того, что советские изобретатели на том этапе не отставали от всемирного научно-технического прогресса в области телевизионной техники.

Если эта работа Ованеса Абгаровича была создана одновременно с аналогичными проектами зарубежных изобретателей, то его второй «прибор» – устройство для передачи цветного изображения на расстояние – свидетельствует о том, что в ряде позиций создатели устройств дальновидения нашей страны были несколько впереди своих иностранных коллег.

Об этом изобретении (оно было осуществлено в 1925 г.) написано немало исследований, поэтому я не буду подробно описывать его конструкцию и принцип действия. Хотелось бы только обратить внимание читателей на то, что эта работа Адамяна не была повторением или модернизацией чужой идеи, а являлась принципиально новым инженерным решением.

И здесь тоже будет уместно отметить, что хотя новый проект Ованеса Абгаровича во многом походил на «телефот» А.А. Полумордвинова (являлся также «трехкомпонентным» устройством для передачи цветного изображения на расстояние), он не был копией изобретения предшественника. Проекты имели ряд конструктивных различий. Если Полумордвинов, например, в первом варианте «телефота» собирался использовать для развертки изображения два диска с отверстиями, вращающихся в одном направлении, но с разной скоростью, то Адамян ограничился лишь одним диском, но зато с тремя сериями отверстий, расположенных по спирали. В приемном устройстве располагался аналогичный диск, с помощью которого синтезировались все три цвета в единое цветное изображение.

И еще одно немаловажное различие. Если Полумордвинову, как он ни старался, не удалось довести свое детище до рабочего состояния, то Адамян (с помощью своих друзей и помощников из Армении) не только построил установку, но и сумел продемонстрировать в 1925 году в Ереване несколько опытных передач. Приемное устройство (оно называлось «Эристави») смогло показать на экране ряд цветных рисунков и узоров, передаваемых из соседней лаборатории.

Если сложно разобраться в самостоятельности того или иного изобретателя среди своих соотечественников, то можно представить себе, насколько труднее что-либо доказать в вопросах приоритета на международном уровне.

Так, например, известно, что за рубежом малострочные электромеханические устройства для передачи цветного изображения появились на несколько лет позже, чем в нашей стране. Первая система цветного дальновидения на Западе была создана только в 1928 году сотрудниками лондонской радиолаборатории Дж. Бэрда. Следовательно, это устройство было построено на 30 лет позже «телефота» Полумордвинова и на три года позже «Эристави» Адамяна. А между тем английские изобретатели ни в своих заявках, ни в интервью даже не упоминали наших создателей цветных систем телевидения, впрочем, они действительно могли не знать о них.

Но вряд ли имеет смысл развивать эту тему дальше. Для нас в данном случае не так уж важно знать, насколько сотрудники лондонской радиолаборатории были самостоятельны, создавая свое устройство, важнее то, что по ряду позиций изобретатели телевизионной техники в СССР были в те годы на уровне или даже впереди своих зарубежных коллег. В этом смысле проект О.А. Адамяна может служить прекрасным примером.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.