Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Телектроскоп» М. Вольфке






 

В отличие от А.А. Полумордвинова и О.А. Адамяна большинство создателей устройств дальновидения этого поколения занимались поисками путей для передачи на расстояние все-таки черно-белого, а не цветного изображения. И здесь (чтобы соблюсти хронологию) следует познакомиться с проектом, который уже упоминался вскользь, – «телектроскопом» М. Вольфке.

Первые сведения об этой работе мне удалось получить в Центральной государственной патентной библиотеке. В каталоге привилегий за 1900 год в разделе «Электротехника» было помещено описание «прибора для электрической передачи изображения без посредства проводов». Заявка была подана жителем польского города Ченстоховы (Польша тогда входила в состав России) М. Вольфке 24 ноября 1898 года. Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов России через два года выдал автору патент № 4498 от 30 ноября 1900 года.

Кто этот изобретатель? Как сложилась дальнейшая судьба его заявки?

Мечеслав Вольфке родился в 1883 году в Ласке под Лодзью. Его отец Кароль был дорожным инженером, увлекался химией. Мечеславу было всего семь лет, когда его семья переехала в Ченстохову. После окончания реальной гимназии Вольфке уезжает из Польши для продолжения образования. Он учится в университетах Бельгии (Льеж), Франции (Париж), Германии (Бреслау), совмещая учебу с работой в физических лабораториях.

В 1910 году Мечеслав защищает с отличием диссертацию на звание доктора философии (Бреслау), затем несколько лет работает в Германии в Иене и Карлсруэ и снова совмещает преподавание с практической работой на заводах Цейсса.

В 1913 году Вольфке переезжает в Цюрих. Этот город случайно (а может быть, и не случайно) сыграл определенную роль всудьбе многих наших пионеров дальновидения. Из России в Цюрих чуть раньше Вольфке приезжали учиться и работать такие его коллеги, как П.И. Бахметьев (1879-1889 гг.), О.А. Адамян (1900-1901 гг.) и др. В этом городе Мечеслав знакомится с А. Эйнштейном, с которым поддерживает дружеские и научные контакты до последних дней своей жизни. В Цюрихе он становится приват-доцентом местного университета.

В 1922 году он возвращается в Польшу и возглавляет кафедру физики Варшавского политехнического института. Во время Второй мировой войны профессор Вольфке пережил оккупацию, а после освобождения Польши его направляют за границу для ознакомления с новейшими достижениями физики и приобретения необходимой аппаратуры. Ученый снова едет в Цюрих, где скоропостижно скончался в 1947 году.

Биография М. Вольфке во многом определила судьбу открытий и изобретений этого яркого и самобытного ученого. Круг его научных интересов был необычайно широк. Еще в раннем детстве Мечеслав Вольфке поражал окружающих талантом и смелостью своих научных идей. Так, например, его первый научный труд «Планетостанция» был написан в возрасте 12 лет.

Вольфке был одним из изобретателей голографии. В течение ряда лет вел исследования в области низких температур. К наиболее значительным его достижениям в этой области надо отнести создание оригинального метода охлаждения жидкого гелия. Серьезные исследования польский ученый проводил в таких разделах науки, как оптика, радиоактивность, радиология. Проблемы, которыми он занимался, перечислены здесь не столько для того, чтобы представить себе масштаб деятельности ученого, сколько для того, чтобы показать, что его главные научные интересы никак не были связаны с проектами дальновидения. Эта работа была увлечением юности. И хотя М. Вольфке позже занимался совершенствованием катодной трубки, общей теорией изображения самосветящихся объектов, но к проектированию аппаратов для передачи изображения на расстояние больше не возвращался.

А теперь обратимся к содержанию его привилегии, полученной в 1898 году, когда Мечеславу было всего 15 лет и он учился в гимназии. В этой работе все поражает: и возраст, и личность изобретателя, и сами идеи, заложенные в устройстве дальновидения.

Юноша направляет свою авторскую заявку почти одновременно в Петербург и Берлин и, к удивлению учителей и семьи, его работа получает официальное признание, патентные организации двух стран вручают ему авторские свидетельства. Вскоре схема устройства Вольфке была выставлена во Львове на юбилейной выставке польского Политехнического общества. И снова огромный успех!

Хотя в полной мере оценить это изобретение можно только сейчас, с дистанции времени, но и тогда, на рубеже веков, современники во многом понимали значение его проекта. «Министерство финансов выдало на днях патент на новое изобретение, – было написано в одном из отзывов 1900 года. – Подобное устройство несколько раньше уже изобрел Ян Щепаник, но для получения изображения с применением его аппарата были необходимы электрические провода. Новое устройство имеет то преимущество, что оно осуществляет передачу изображения с помощью электромагнитных волн и провода совершенно не нужны».

В этом отзыве совершенно верно подчеркивалась важнейшая заслуга автора: он первым в мире предложил использовать в дальновидении беспроволочную связь между передающей и приемной станциями (к этой же мысли пришел и А.А. Полумордвинов, видимо, независимо от М. Вольфке). Одного этого достаточно, чтобы отметить значимость этой работы для истории создания телевизионной техники.

Но в проекте М. Вольфке заложена еще одна, пожалуй, не менее важная мысль. Речь идет об идее, которую не заметили современники изобретателя: 15-летний Мечеслав предложил в своем проекте использовать для приема изображения трубку Гейслера. Это означало, что уже в 1898 году (за девять лет до О.А. Адамяна) юный изобретатель додумался до применения электроники в устройствах дальновидения. Обычно, когда говорят о создании электронного телевидения, то подразумевают под этим применение катодной (электровакуумной) трубки. Вольфке предлагал использовать газоразрядную трубку, но ведь на том начальном этапе создания техники дальновидения самым важным было решить вопрос принципиально, так как в конце XIX века еще не было реальных электронных устройств (ни электровакуумных, ни газоразрядных), которые годились бы для практического применения в телевидении. И в принципе идея Вольфке была верной.

За много лет до Б.Л. Розинга вундеркинд из Ченстоховы первым в нашей стране (возможно, и в мире) предложил использовать электронику в создании подобных устройств. Это было его второе значительное открытие.

Следует отметить еще одну особенность этой работы: изобретатель показал в своей авторской заявке знание и других исследований в области телевидения, выполненных до него. В его практике использованы идеи и П.И. Бахметьева, и П. Нипкова. Так, например, он предполагал применить для сканирования изображения диски с отверстиями, «расположенными по окружности, эксцентрично относительно центра диска».

...Кстати, о молодости создателя «телектроскопа» (так это устройство было названо в немецком патенте). В сущности, здесь нет ничего удивительного. Ведь почти все основоположники этого «безумного изобретения» были молоды. Так, П. Бахметьев при создании проекта своего «телефотографа» (1880 г.) лишь собирался поступать в университет и был всего на несколько лет старше польского изобретателя, Г. Нипков (1884 г.) и А. Полумордвинов (1898 г.) в то время, когда они начинали работать над своими проектами, были студентами, даже профессору А. ди Пайве в 1878 году было всего 30 лет.

История науки свидетельствует о том, что такими «безумными идеями» редко когда занимались ученые мужи, убеленные сединами. Работы подобного типа, как правило, удел молодых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.