Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба против механицизма






 

Вернадский не хотел его избирать в академики Деборина, справедливо, может быть считая, что философам не место в научном учреждении.

Является участником известной борьбу между «механицистами» и «диалектиками». Оплотом «механицистов» был Государственный Тимирязевский НИИ, который имел непериодический печатный орган – сборники «Диалектика в природе» (№1-5, 1926-1929) Эта дискуссия завершилась поражением «механицистов». Но почти сразу началась критика «деборинской» школы, в которой принимали активное участие М.Б. Митин, П.Ф. Юдин, Ф.В. Константинов. Совершенно непонятна его роль в советской философии, вернее всего его роль имела характер «подставной утки» против борьбы с более-менее творческими марксистами??? Но его съели та­кие же – одни имена его кри­тиков чего значат – они покрыли позором марксистскую философию, которая, если брать пример с западного марксизма имеет свою традиции в современном фило­софствовании.

РАЗВИТИЕ НАУКИ

 

«Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание. Подобно этим крупным отражениям человеческой личности, и научное мировоззрение меняется в разные эпохи у разных народов, имеет свои законы изменения и определенные ясные формы проявления» (Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. 2-е изд. М.: Наука. 1988. С.48).

«Некоторые части даже современного научного мировоззрения были достигнуты не путем научного искания или научной мысли – они вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства. Но они удержались в ней только потому, что выдержали пробу научного метода» (Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. 2-е изд. М.: Наука. 1988. С.52).

 

 

§4 РУССКИЙ КОСМИЗМ

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Менделеев И. От критицизма к этической гносеологии. Клин. 1914.

2. Половцев В.В. Основы общей методики естествознания. М., 1914.

3. Гаврюшин Н.К. Предыстория понятия «ноосфера» \\ Проблемы взаимодействия общества и природы. М. 1974.

4. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М. 1982. (2015598).

5.

 

ГЛАВА 8 ТЕОРИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

 

Понятие «интеллигенция», как и понятие «нигилизм» – это русское изобретение, ко­торое потом вошло в мировую культуру. Термин «интеллигенция» появился в 60-х го­дах XIX века ввел П. Боборыкин. Именно тогда появился слой «разночинцев», который Писарев назвал «мыслящим пролетариатом». Но социально-экономическое определе­ние Писарева было потом оттеснено народниками в социально-этическую плоскость. Особое значение в становлении «теории интеллигенции» сыграл П. Л. Лавров своей теорией «критически-мыслящих личностей». Именно Д. Писарев и П. Лавров фактически дали два типичных определения интеллигенции: Писарев дал социально-экономическое, которое защищали потом марксисты, а Лавров - социально-этическое, которое стало основой для народников и либералов.

 

§1 ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ИВАНОВА-РАЗУМНИКА (1878-1946)

Разумник Васильевич Иванов (Иванов-Разумник – псевдоним) – литературовед, исто­рик общественной мысли. Учился на математическом отделении физико-математиче­ского факультета Петербургского университета. Сотрудничал в журналах «Русское бо­гатство», «Русская мысль». Придерживался народнической идеологии. Он является вы­разителем идей «неонародничества», симпатизировал эсерам.

Иванов-Разумник участвовал в октябрьской революции на стороне левых эсеров. С осени 1918 г. работал в научно-теоретической секции Театрального отделения Наркомпроса, В 1919-1924 гг. – зам. председателя Вольной философской ассоциации (Вольфила). Далее он отходит от ак­тивной общественной деятельности, занимается пе­реводами. В 1933 году был арестован по обвинению в создании «идейного центра на­родничества». В 1933-1936 гг. отбывал ссылку в Саратове. После этого был опять вто­рично арестован. Осво­божден окончательно в 1939 году. Жил в Загорске и Пушкине, занимался архивной ра­ботой. Во время войны оказался в оккупации, был помещен в ла­герь под Данцигом, но ввиду того, что жена была немкой, был в 1943 году освобожден. Умер в Мюнхене.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.