Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трубецкой Е. Н. (1863-1920)






 

Князь Евгений Николаевич Трубецкой- брат Сергея Николаевича Трубецкого и друг Владимира Со­ловьева. Был в Добровольческой армии Деникина, умер от тифа в Ново­российске в январе 1920 г.

Особо отличают его работы: «Миросозерцание В.С. Соловьева»(1913) и «Смысл жизни»(1918), кото­рую считают его наиболее значительной философской работой.

При анализе работы «Смысл жизни» всегда надо учитывать тот своеобразный категориальный аппа­рат, который выработала традиция философии «всеединства» для описания реальных про­цессов культурного творчества. Конечно, этот аппарат сильно затемняет суть дела, но смыслы вполне под­даются расшифровке на обычный язык нор­мального размышления. По сути, архи­тектонику его ра­боты «Смысл жизни» можно считать архитектоникой традиции и видения её закономерностей функ­ционирования князем Евгением Николаевичем.

Окончание этой работы во многом стимулировано грохотом пушек октябрьского рас­стрела Кремля в 1917 г. В переломные моменты, как отмечает и сам Евгений Николаевич, всегда ста­вится вопрос о смысле жизни, т.е., переводя на язык нашего рас­смотрения, - о соответствии традиции процессу мо­дернизации. Соответствует ли смы­словое «ядро» культуры жизни, как встроиться со своим устойчи­вым миросозерцанием, системой привычных социальных связей и быта в бушующий, безумный, «бессмыслен­ный» мир? Этот вопрос и является исходным для работы Евгения Николаевича «Смысл жизни».

 

СМЫСЛ

 

Смысл, по мнению Евгения Николаевича, это вневременное, обреченное в форму веч­ности ментальное образование. И действительно, задан­ный «ритм традиции» в виде сложившихся по­нятий, форм поведения – «привычек и обычаев» вневременен, он все­гда транслируется, вос­производится в тех или иных временных промежут­ках, как сте­реотип, который не подвластен течению времени и месту в пространстве. При про­цессе модернизации традиции мы наблюдаем вообще совершенно иные пространственно-вре­менные измерения, чем наблюдаемые в реальном бытии. Несоразмерность этих пространст­венно- временных координат «реальности» и «традиции»- есть исходная проблема философии. И вокруг «этих вопросов идет вековечный спор двух противопо­ложных жизнепониманий- жиз­непонимания натуралистического, которое ищет под­линной жизни и ее смысла в плоскости здешнего, и жизнепонимания супранатурали­стического, которое утверждает, что истинная жизнь и ее смысл сосредотачиваются в ином, верхнем потустороннем плане бытия. Рас­смотре­ние этих двух решений жизненной проблемы приводит нас к заключению об одинаковой од­но­сторонности, а потому одинаковой несостоя­тельности обоих.»(1.56)

««смысл» есть общезначимое мысленное содержание, или, что то же, общезначимая мысль, которая составляет обязательное для всякой мысли исконное» (Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995 с.9)

 

«Всякое вообще движение, всякое событие во времени имеет свой неподвижный смысл – ис­тину, которая его выражает: иначе всякое высказывание об этом движении или со­бытии было бы неправдою» (Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995 с.16)

 

Крайне интересен анализ структуры мирового смысла (т.е., говоря нормальным язы­ком- тра­диции и систем задачи её устойчивости.). Это образ «космического креста».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.