Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБЩЕСТВО. История, по с. Булгакову, начинается со времени изгнанием человека из рая






 

1.ВРЕМЯ ИСТОРИИ.

 

История, по с. Булгакову, начинается со времени изгнанием человека из рая. Потому история есть история трагедии, переживания этой трагичного факта.

«История есть, прежде всего, рождение человечества, объективное время, наполнен­ное рож­де­ниями, а потому и смертями, и внутренне связанное их последова­нием» (Бул­гаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.301)

 

«Тайна тварности проявляется в противоречивом самосознании твари о вечности и временно­сти сво­его бытия. Время есть актуальный синтез бытия и небытия, Werden. Настоящее, кото­рое всегда поглощается прошлым и устремляется в будущее, есть как бы не имеющая измерения точка, движущаяся в океане меонального бытия: полубытия прошедшего и будущего, - уже-не- бытия и еще-не бытия. В интуиции временности ощущается антиномия тварности, - божественного начала, погруженного в ничто и его собой оплодотворив­шего» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.175)

 

«Самое сознание временности, с его жгучестью и остротой, порождено чувством сверхвремен­ности, не – временности жизни, оно родится лишь при взгляде во время из вечности» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 175)

 

«Объективное время содержит достаточное основание для порядка поколений и смены исторических народов, чем и определяется скелет истории. Если история вообще есть рождение человечества, то оно осуществляется с внутренно определенным планом и последовательно­стью. История связана «временами и сроками», имеющими основание в духовной организации человечества. Поэтому она не есть «дурная бесконечность», естественно присущая формаль­ному времени, но имеет грани, а. В частности, необходимо предполагает и начало, и конец, ко­торых совершенно не знает абстрактное время» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.302)

 

«Жизнь есть творчество, а поэтому и история есть творчество. Это ее свойство по существу не свя­зано с теперешним греховным состоянием человечества, ибо и в рай­ском своем состоянии человече­ство имело ту же основу бытия в творческой свободе своей (благодаря чему и явилась возможность грехопадения). Иначе сказать, человеческая история, как рождение и вместе творческое саморожде­ние человечества, как некий завершенный эон, проте­кала бы и в раю, и в жизни прародителей до гре­хопа­дения мы имеем уже это райское начало истории. Грехопадение же только внесло в ис­торию как творчество трагический и антиномиче­ский оттенок, лишило ее той гармоничности, с какой совер­шался бы рост человечества, не от­равленного грехом.. Пред Адамом и Евой до грехопадения возмо­жен был двоякий путь истории, как рождения и жизнетворчества: путь сыновства и послушания, от которого и отсту­пили в грехопадении прародители, и дорога добра и зла, исторической трагедии. Ибо ныне че­ловеческая история есть существенно трагедия, и такова она уже в своей основе. Ви­деть в ис­тории подготовляющееся торжество гармонии или ликующий «прогресс» зна­чит обнаруживать сле­поту и глухоту душевную» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Со­зерцания и умозрения. М., 1994. С.303)

 

«Философия истории по существу своему может и должна быть философией трагедии, и сама она становится трагедией для такой философии, которая не желает или не умеет принять не­устранимость антиномии в жизни и мысли» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.304)

 

2. ВЛАСТЬ

 

«Власти как таковой неизменно присущ известный религиозный или мистический ореол, кото­рый по­злащает не только корону наследственного монарха, но и ликтор­скую секиру республиканского кон­сула. Власть, сведенная целиком к роли утилитар­ного средства, не про­существовала бы и одного дня, сделавшись игралищем борю­щихся интересов, и новейший кри­зис власти в век революции связан именно * с непо­мерным, хотя все-таки не окончательным, преобладанием интересов и вообще всяче­ского утилитаризма в жизни власти» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.335-336)

 

3.ОБЩЕСТВО

 

«Человечество существует как семья, как племя, как классы, как национальности, как расы, на­конец, как единый человеческий род. Бесспорно одно, что оно определенным образом организовано, есть организм, как в верном предчувствии важной мистической истины учит со­циология, так наз. Органи­ческой школы. Эта связность выражается в политике, экономике, нравах, социальной психологии, вплоть до моды и сплетен. Од­нако непосредственно она пере­живается скорее как болезненное чув­ство дезорганизо­ванности: взаимная борьба и эгоистиче­ское самоутверждение царят в общественности. Здесь постоянно соперничают силы центробежная и центростремительная. Поэтом ис­кание * организованной общественности есть всегдашняя забота и труд для всего чело­вечества, причем оно делается тем напряженнее, чем сложнее становится само разрастающееся общественное тело человечества, чем ощутительнее социализируется жизнь. Человечество ищет такой обществен­ной организации, при которой торжество­вала бы солидарность и был бы нейтрализован эгоизм: та­кова мечта всех уто­пий» (Бул­гаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.344-345)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.