Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗИБЕР Н.И. (1844-1888)






 

Первым последователем марксизма был, по свидетельству его современников, Николай Иванович Зибер. Н.И. Зибер окончил юридический факультет в Киеве, после защиты диссертации он получил в 1871 году степень магистра политической экономии. Затем был направлен за границу, по возвращению через два года Зибер был избран доцентом политэкономии. Но через два года он выходит в отставку и едет в Швейцарию (родину его отца), вернулся он в Россию только незадолго до своей смерти. Из работ Зибера наиболее из­вестны: «Теория ценности и капитала Д. Рикардо(1871), «Экономи­ческая теория Карла Маркса»(1876), «Ис­тория швейцарской альменды»(1881), «судьба общинного землевладения в Швейцарии»(1882), «Очерки первобытной экономической культуры»(1883), «Рикардо и К.Маркс в их общественно-эко­номических исследова­ниях»(1885).

Особый интерес вызывают его исследования по первобытному хозяйству, они во мно­гом были ини­циированы спорами о сельскохозяйственной общине, которые были од­ной из актуальных проблем в европейской историографии, особенно в немецкой и рус­ской. Его работы по первобытной культуре не потеряли научную ценность и сейчас, а во многом могут быть отлич­ным научным пособием и фундаментом для понимания специфики и механизма действия хо­зяйства в первобытности, да и сей­час. Его с полным основанием можно считать основателем русской традиции экономической ан­тро­пологии и экономической социологии.

 

«В этих бессознательно одобрительных приговорах общественного мнения и общественного темперамента всему, что прямо или косвенно вытекает из равенства или простой кооперации труда, высказывается в сущности тот факт, что этот вид соединения работ представляет самую универсальную форму общественной организа­ции, от которой человечество уклоняется лишь временно, с целью отыскания путей к восстановлению её в новых и сложнейших формах. Так называемое «естественное право» представляет не что иное, как совокупность переживаний тысячелетнего эконо­мического строя» (Зибер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры М., 1937. С.6)

 

«Душа охотника или находится в непрерывном и чрезмерном возбуждении, или спит и видит сны. Напротив, пастух, жизнь которого более обеспечена, который в своих ста­дах преодолел заботу о завтрашнем дне, не нуждается в том, чтобы свободно предаваться чрезмерным усилиям, а завтра, насытившись, сну: его работа легка, но она ежедневно повторяется, потому он обыкновенно умереннее, веселее, спокойнее, чем охотник, но не имеет и энергии охотника, его уверенности в собственной силе и смелой гордости этой последней. Охотник грабит, пастух крадет, месть охотника кровава, пас­туха скрытна, охотник имеет свободу дикаря в лесу, пастух приручен, как и его стада, и воспринял все ценные свойства такового» (Зибер Н.И. Очерки первобытной экономи­ческой культуры М., 1937. С.30)

 

«Они лучше не станут есть два дня, чем будут работать два часа сряду. Мужчины зани­маются только охотой, рыбной ловлей, собиранием меда, постройкой хижин, войной и разъездами; полевая работа в их глазах есть последнее занятие и исполняется только их женами, которые, так сказать, вполне содержат своих ленивых мужей..» (Зибер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры М., 1937. С.147)

 

«Вес занятия дикарей скорее необходимое развлечение, без которого самая жизнь была бы невыносима, нежели тяжелая работа; они проводят всю жизнь в такой праздности, что когда их видишь прикладывающими руки к работе, то думаешь, что скука и тоска от лени, а не осмысленное движение заставляет их взяться за работу» (Зибер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры М., 1937. С.144)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.