Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды мышления.






Выделяются три основные вида мышления, формирующиеся у человека последовательно в разные периоды онтогенеза.

По уровню развития выделяют:

· наглядно-действенное - это мышление, непос­редственно включенное в деятельность (в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования); преобладает у ребенка в возрасте до 1-го года;

· наглядно-образное - человек оперирует наглядными изображениями объектов, их образами (рисунок, схема, план);

· словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых, знаковых средств.

1 Нарушения мышления

1 нарушение операциональной стороны мышления:

· снижение уровня обобщения;

· искажение процесса обобщения.

 

2 нарушение динамики мышления:

· лабильность мышления - неустойчивость способа выполнения задания.

· инертность мышления - невозможность менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой

 

4 нарушение личностного компонента мышления

· нарушение критичности

· нарушение саморегуляции – невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий.

· резонерство – склонность к " бесплодному мудрствованию", тенденция к многоречивым рассуждениям.

 

5 Расстройства ассоциативного процесса:

· нарушения стройности мышления – разорванность, бессвязность, отсутствие адекватной логики.

 

6 По темпу:

· ускоренное мышление (скачки идей при МДП, мантизм- наплыв мыслей)

· замедленное мышление (тугоподвижность, ригидность при эпилепсии).

 

ИНТЕЛЛЕКТ— определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий ей возможность приобре­тать все новые и новые знания и эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности.

Интеллект это не есть синоним мыслительной способности, интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности.

 

НАРУШЕНИЯ интеллекта

Слабоумие - выраженное стойкое снижение интеллекта:

- снижается способность отделять главное от второстепенного;

- отсутствует критическое отношение к своим выс­казываниям, поведению;

- ослабевает память;

- уменьшается запас зна­ний, представлений;

- больные не воспринимают отвлеченные поня­тия, не способны к обобщениям.

Таким образом, слабоумие представляет собой совокупность взаимосвязанных симптомов утраты познавательной деятельности.

Различают два вида слабоумия:

► врожденное (олигофрения);

► приобретенное (деменция).

В основе олигофрении ле­жит недоразвитие головного мозга в результате генетических на­рушений, внутриутробных повреждений (сифилис, тиф, алкогольная интоксикация) или заболеваний раннего детского возраста (ме­нингит, энцефалит).

Различают три степени тяжести олигофрении:

1. Дебильность — легкая степень тяжести. Боль­ные с трудом пользуются абстракцией обобщением, их мышление не выходит за рамки конкретных представлений. Им трудно выделить существенное, главное. В то же время больные способ­ны приобрести определенные знания, которые дают им возмож­ность работать. Безынициативны, отношение к себе недостаточно критично. Некоторые больные отличаются повышенной внушаемостью.

2. Имбецильность — средняя степень недоразвития интеллекта.
Больные усваивают только названия окружающих предметов и наиболее употребительные слова, часто отмечаются большие де­фекты в произношении слов. Речь бедна и косноязычна. Практически необучаемы. Иногда больных удается обучить чте­нию, элементарному счету. Больных можно научить выполнять какую-либо несложную работу, но они всегда нуждаются в контроле и руко­водстве.

3. Идиотия — тяжелая степень олигофрении.

Членораздельная речь и психика практически отсутствуют. Обу­чить каким-либо навыкам их не удается. Часто встре­чаются физические уродства.

Приобретенное слабоумие (деменция) - является следствием органического поражения головного мозга в более позднем возра­сте, чаще всего при прогрессивном параличе, старческом слабоумии, атеросклерозе сосудов головного мозга, травмах головного мозга. В основе слабоумия лежат грубые органические изменения клеток головного мозга, что приводит к тяжелым расстройствам высшей нервной деятельности.

Больные утрачивают способность логически мыслить, анализи­ровать, обобщать, терять критику к своему поведению, высказыва­ниям, не могут оценить окружающую обстановку.

Самостоятельная работа студента:

- изучить материал лекции и учебника О. И. Полянцевой «Психология» по теме: «Особенности психических процессов у здорового и больного человека», учебника И.В. Островской «Психология» глава 3. « Общее представление о познавательных процессах», глава 7. «Мышление и интеллект».

 

В практической тетради составить план-схему по материалам лекции.

Содержание






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.