Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.7. Психологические особенности овладения профессией.






Содержание учебного материала

Профессиональный труд. Классификация профессий. Понятие профессионализации. Теории профессионального становления. Этапы профессионализации. Профпригодность. Требования к психофизиологическим особенностям труда. Модель специалиста. Понятие профессионализма. Уровни профессионализма.

Профессиональная компетентность и индивидуальный стиль деятельности. Стили профессиональной деятельности по А.К. Марковой. Типология медицинских сестер. Профессиональная деформация. Понятие профессиональных кризисов. Способы преодоления кризисов профессионального становления.

Психодиагностика в психологии труда.

Профессия - род трудовой деятельности человека, владеющего специальными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки или опыта работы.

Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства:

1) формальная - официальные разряды, классы, звания, категории;

2) реальная - уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить.

Должность — служебная обязанность, место.

Примеры для понятий: профессия, специальность должность. Профессия - средний медицинский работник, специальность - медицинская сестра, должность - старшая медицинская сестра кар­диологического отделения больницы.

 

Типы профессий (Е.А. Климов)

Для упрощения ориентировки в сложном мире профессий по­лезно выделить и условно различать пять крупных предметных областей профессиональной деятельности:

1. «Человек - живая природа». Предмет труда - растительные и животные организмы, мик­роорганизмы и условия их существования (агроном, ветеринар, микробиолог, пче­ловод).

2. «Человек — техника и неживая природа». Предмет труда - неживые, технические объекты (слесарь, техник, швея, водитель).

3. «Человек — человек». Предмет труда - социальные системы, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, медицинская сестра, учитель).

4. «Человек - знаковая система». Предмет труда - естественные и ис­кусственные языки, символы, цифры, формулы (программист, ма­тематик, редактор издательства).

5. «Человек - художественный образ». Предмет труда - явления, фак­ты художественного отображения действительности (декоратор, художник, артист).

 

Профессионально важные качества (далее - ПВК) - индивидуальные качества человека, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. По мере овладения профессиональной ролью, ПВК развиваются, складываются приемы их компенсации.

Профессионально-важными психологическими качествами медицинских работников является эмоционально-волевая устойчивость и коммуникативная компетентность:

- эмпатия (постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний);

рефлексия (склонность обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, планировать и прогнозировать возможные последствия своих действий и действий других людей);

- - коммуникативная толерантность (терпимость к некоммуникабельным качествам партнера по общению, способность адаптироваться к собеседникам различных типов).

Человеку в течение жизни надо постоянно работать над своей профпригодностью, так как меняются требования со стороны профессии, вследствие обновле­ния содержания профессии, роста запросов общества.

Профессиональная пригодность определяется на основе профессиограммы.

Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста.

 

Профессиональные кризисы – это резкие изменения вектора профессионального развития. Наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой.

Факторы:

1 социально-экономические условия (ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое местожительство и др).

2 возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром «эмоционального сгорания» и т.д.)

 

Фазы развития профессионала (Е.А. Климов)

1. Фаза оптации – период выбора или вынужден­ной смены профессии.

Кризис учебно-профессиональной ориентации.

Переживание кризиса, рефлексия своих возможностей приводят к коррекции профессиональных намерений.

Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Девушки и юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности.

2. Фаза адепта – это стадия профессиональной подготовки. Происходит овладение специальными знаниями, умениями, навыками, развиваются ПВК, формируется профессиональная пригод­ность.

Кризис профессионального выбора - преживания по оводу правильности сделанного выбора.

Многие студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Как правило, кризис отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения.

Увеличивающаяся год от года профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.

3. Фаза адаптанта - адаптация мо­лодого специалиста к работе, к новым условиям.

(новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности).

Кризис профессиональных ожиданий - несовпадение реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями.

4. Фаза интернала – умение надежно и успешно справ­ляться с основными профессиональными функциями.

Кризис профессионального роста - потребность в дальнейшем профессиональном росте, в карьере. При отсутствии перспектив личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.

Кризис профессионального роста может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным.

Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.

5. Фаза мастера. (Она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам.) Работник справляется с труд­ными профессиональными задачами, приобретает индивидуальный стиль деятельности, обычно уже имеет формаль­ные показатели квалификации (разряд, категория, звание).

Кризис нереализованных возможностей.

Продуктивный выход из него - новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса - увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.

6. Фаза авторитета. Это мастер своего дела, уже хорошо изве­стный в профессиональном кругу. С его мнением уже заметно считаются и коллеги, и руководители. Профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

7. Фаза наставника.

Кризис утраты профессиональной деятельности.

Профессиональная деформация – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, которые негативно сказываются на продуктивности труда, взаимодействии с другими участниками этого процесса, и на развитие самой личности. Уровни:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии.

Например, для работников правоохранительных органов — синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

2. Специальные - возникающие в процессе специализации.

Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя — правовая подозрительность; у оперативного работника — актуальная агрессивность; у адвоката — профессиональная изворотливость; у прокурора — обвинительность.

3. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников.

Причины профессиональной деформации: 1. Неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора.2. Образование стереотипов профессионального поведения.3. Эмоциональная напряженность.4. Старение работника. Виды: · Социально-психологическое (ослабление интеллекта, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении); · Нравственно-этическое старение (скептическое отношение к молодежи и всему новому, преувеличение заслуг своего поколения); · Профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, снижение темпа выполнения профессиональных функций)Крайняя степень профессиональной дефоромации - синдром эмоционального выгорания.

Профессиональная деформация медицинского работника — нарушение стиля работы и формы обращения с пациентами (равнодушие, грубость, раздражительность, халатность и др.)

Основные факторы ее развития: физическое переутомление и психо-эмоциональные перегрузки, особенности психической инди­видуальности.

Профилактика профессиональной деформации медицинского работника: со­блюдение в своей деятельности этико-деонтологических норм и принципов поведения, фактор психической саморегуляции.


И. Харди в книге «Врач, сестра, больной» описывает шесть типов сестер по характеристике их деятельности.

1. Сестра-рутинер - наиболее характерной ее чертой явля­ется выполнение своих обязанностей. Порученные ей обязанности такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупу­лезностью, проявляя ловкость и умение. Несмотря на то, что выполняется все, что нужно для ухода за пациентом, но самого-то ухода нет, т.к. работает автоматически, безразлично, не переживая с пациентами, не сочув­ствуя им. Такая медицинская сестра способна разбудить спящегопациента только ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.

2. Сестра, «играющая заученную роль» такие сестры в процессе работы стремятся разыграть какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Исчезает непосредственность, появляется неискренность. Они играют роль альтруиста, благодетеля, проявляя артистические способности. Поведение их искусственное, показное.

3. Тип «нервной сестры» - это эмоциональные, неустойчи­вые личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они раздражительны, вспыльчивы, могут быть грубыми с пациентами. Они очень ипохондричны, боятся заразиться инфекционными заболеваниями или заболеть «тяжелой болезнью». Они нередко отказываются выполнять различные задания якобы потому, что не могут поднимать тяжести, у них болят ноги и т. п. Такие сестры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на пациентов.

4 Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью - они отличаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим бес­порядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрес­сивны с пациентами. В благоприятных случаях такие сестры могут быть хорошими организаторами.

5. Сестра материнского типа - такие сестры выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочув­ствия к пациентам. Работа для них неотъемлемое условие жизни. Они все могут и успевают повсюду. Забота о пациентах для них — жизненное призвание. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и их личная жизнь.

6. Тип специалиста - это сестры, которые благодаря како­му-то особенному свойству личности, особому интересу, получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях. Они фана­тично преданы своей узкой деятельности.

Профилактика профессиональной деформации медицинского работника: со­блюдение в своей деятельности этико-деонтологических норм и принципов поведения, фактор психической саморегуляции, ответ­ственность за слова, поступки, свое поведение, эмоциональное со­стояние.

Личность медицинского работника, стиль, методы его работы, владение техни­кой психологического воздействия на больных и умение обра­щаться с ними — все это является важным звеном в сложной системе мероприятий, обеспечивающих лечебный процесс.

 

Содержание






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.