Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные установки личности






Социальная установка - определенный взгляд на предмет, человека или идею, который выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Установка имеет три составляющие: аффективную, поведенческую и когнитивную. Например, если молодой человек убежден, что девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и ему не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффективная составляющая), то он, скорее всего, не будет встречаться с девушкой, которая курит (поведенческая составляющая).

Стереотип - это чрезмерно обобщенное представление о чем-то или о ком-то.

Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.). Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип " красивый — значит, хороший". Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным — пороки и недостатки. Действие этого стереотипа отмечается уже с четырехлетнего возраста.

Психологическая природа формирования социальных стереотипов:

1. Необходимость обобщения информации об окружающих нас людях, заставляет нас следовать стереотипу, с помощью которого мы упрощаем картину мира. Но когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными, реально существующие небольшие различия очень сильно преувеличиваются.

Оценивая людей, мы склонны преувеличивать сходство внутри группы и различия между группами. Так, по данным одного исследования, мужчины оказались незначительно более уверенными и доминантными, а женщины — нежными и склонными к состраданию. Однако в стереотипах мужчины и женщины эти характеристики различались примерно вдвое.

2. Влияние единичной эмоционально яркой информации на формирование стереотипов гораздо больше, чем влияние информации более обширной и точной, но малоэмоциональной.

Так, описание кровавого преступления, совершенного лицом национальности Х, будет способствовать формированию соответствующего стереотипа в большей степени, чем статистическая таблица, из которой ясно, что наибольший процент преступлений совершают лица национальности Y. Примерно такое же воздействие, как единичная яркая информация, оказывает единичная информация, полученная лично, от друзей и знакомых. Таким образом, мы с легкостью обобщаем единичные факты до закономерности и с гораздо большим трудом применяем общие закономерности к конкретным людям.

3. Информация, соответствующая стереотипу, способствует его упрочению, а противоречащая — игнорируется.

Группа студентов смотрела видеозапись беседы с девочкой, в ходе которой та отвечала на вопросы теста способностей. Одной группе было сказано, что девочка — дочь родителей из низших слоев общества, проживающая в бедном квартале, другой — что это дочь интеллигентов из респектабельного пригорода. Первая группа оценила способности девочки ниже среднего уровня и вспомнила, что она не ответила почти на половину вопросов теста. Вторая группа оценила уровень способностей девочки как высокий, вспомнив, что на большинство вопросов она ответила правильно.

Устойчивость стереотипов выражается в том, что единичные противоречащие им примеры могут сосуществовать со стереотипом, например, " все лица национальности Х — жулики и пройдохи, но к моему соседу, хоть он и той же национальности, это отношения не имеет.

Влияние стереотипов на поведение. Один из главных механизмов воздействия стереотипов — феномен самоисполняющегося пророчества. Если человек разделяет стереотип, соответствующий его полу, возрасту, профессии и пр., то он не может не влиять на его самооценку, которая, в свою очередь, определяют его поведение.

В эксперименте был продемонстрирован феномен, названный " уязвимость стереотипом". Студентам с одинаковыми способностями давали контрольную работу. Перед ее началом им говорили одно из двух: 1) мужчины и женщины обычно показывают одинаковые результаты; 2) женщины обычно уступают мужчинам. В обоих случаях результаты подтверждали " стереотип": в первой ситуации и женщины и мужчины набирали в среднем около 15 баллов по 100-балльной шкале, во второй женщины набирали в среднем по 5 баллов, мужчины — по 25.

Предрассудок - это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении.

Основная причина формирования предрассудков в неразвитости когнитивной сферы. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда под влиянием родителей и ближайшего окружения у ребенка формируется определенное отношение к какому-либо явлению или социальному объекту.

Предвзятое отношение к женщинам называется сексизм, к людям пожилого и старческого возраста - эйджизм, к людям другой рассы - расизм.

Гендерные предрассудки — предрассудки, касающиеся половой принадлежности. Они зачастую определяют и моделируют гендерные роли в обществе, и члены группы, в отношении которой они действуют, в большинстве случаев принимают их.

Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и собственный опыт человека, эмоционально пережитый, но недостаточно критически осмысленный. Например, если во время вашей практики в ЛПУ 60-летняя пациентка отказалась давать вам вену для инъекций или, как она выразилась, «для опытов», да еще и накричала на вас, а затем у вас несколько раз не очень хорошо получались внутривенные инъекции женщинам этого возраста, то в дальнейшем у вас может сформироваться негативное отношение ко всем пожилым женщинам.

 

Содержание






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.