Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение в дошкольном детстве.






Важное место в жизни дошкольника с 4-х лет занимают сверстники. Складывается детское сообщество, необходимое для приобретения и упражнения навыков поведения в коллективе, умения вставать на позицию другого человека, что в целом приводит к образованию новой формы сознания «Я – это источник знаний, умений, стремлений». Таким образом, к 5-7 годам ребенок учится воспринимать и себя, и другого, сверстника, как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение.

Психологическое содержание кризиса 7 лет (дети начинают манерничать и паясничать) заключается в утрате детской непосредственности, означающая появление произвольности и опосредованности психической жизни ребенка.

Новообразование – способность и потребность к осуществлению общественно значимой деятельности – учению.

Компоненты психологической готовности ребенка к школе и их характеристика:

1. Личностная готовность включает:

- готовность к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей;

- развитую учебную мотивацию;

- эмоциональную устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности:

- в волевой сфере - готовность выполнять правила поведения, самостоятельно организовывать и выполнять свою деятельность.

2. Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, и развития познавательных интересов.

3. Социально-психологическая готовность. Включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем: потребности в общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы.

 

г) МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (с 6 до 11 лет) — соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Школа выполняет функцию обособления ребенка, давая ему социальную определенность, статус школьника. В школе складывается новая форма сотрудничества с другими людьми и центральное место в ней принадлежит учителю, поэтому ведущее место в ССР приобретает система «ребенок-учитель».

Ведущей становится учебная деятельность. Систематическое решение ребенком учебных задач приводит к формированию базовых способностей теоретического сознания: анализ, планирование, рефлексия. На основе которых формируется логическое мышление. Происходит интеллектуализация всех познавательных процессов, их произвольность.

Восприятие приобретает характер организованного наблюдения. Происходит интенсивное освоение приемов логического запоминания. Внимание становится целенаправленным.

В эмоциональной сфере интенсивно развиваются высшие чувства (интеллектуальные, эстетические, моральные) осознанность в проявлении эмоций.

Новообразования:

1. Рефлексия (осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности);

2. Произвольность психических функций и поведения младшего школьника.

Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка. Здесь ребенок становится объектом оценки с точки зрения ин­теллектуальных и физических возможностей, начинается бурное раз­витие самооценки.

2. ОТРОЧЕСТВО:

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет).

Новообразованием в подростковом возрасте является САМОСОЗНАНИЕ – способность и потребность познать себя как уникальную личность. Что порождает стремление к само-утверждению-воспитанию-выражению.

Появляющееся у подростка чувство взрослости (становление готовности к жизни в обществе взрослых людей, как равноправного участника этой жизни), проявляется в потребности в уважении, признании, самостоятельности, доверии. Неудовлетворение этой потребности приводит к конфликтам.

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Сообщество сверстников позволяет подростку воплотить чувство взрослости в слова и поступки. Сверстники воспринимаются как равные, в сравнении с ними подросток испытывает себя и познает, кто он есть. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.

Таким образом, повышенная конформность по отношению к группе сверстников сочетается с демонстративным противопоставлением себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка, который часто культивируется этими взрослыми.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, приобретая чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Психологические особенности подросткового возраста:

1. чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

2. крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;

3. эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;

4. полярность психики (желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью, романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью, нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости).

В подростковый период в мотивационной сфере человека происходят кардинальные изменения. Выстраивается иерархическая структура мотивов. Мотивы становятся более устойчивыми, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. Поэтому подростковый возраст является сензитивным для нравственного развития.

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется переходом к абстрактному, теоретическому мышлению. Внимание становиться все более избирательным и в большой мере зависит от направленности интересов ребенка.

 

ЮНОСТЬ (с 17 до 20-23 лет).

По сравнению с подростковым возрастом сохраняется повышенное внимание к представлениям о физической норме, повышенная чувствительность к внешним характеристикам. Но в целом общее эмоциональное самочувствие в этом возрасте становится спокойным.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту происходят изменения в отношении будущего: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Поэтому основная задача юности – это задача самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовного, практического.

Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.

Юность это решающий этап становления мировоззрения. В этот период у человека появляется потребность свести все многообразие фактов к немногочисленным главным принципам, построить систему взглядов на мир и определить свое место в этом мире.

В юности смосознание переходит на новый уровень. Происходит открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности. Человек осознает себя в качестве неповторимой личности с собственным миром мыслей, чувств, переживаний, взглядов и оценок.

В связи с этим открытием у человека появляется потребность утвердить себя как особенную личность среди других людей и это проявляется в тенденции к манифестации себя в различных формах – манере одеваться, двигаться, говорить.

Основным результатом самоопределения является стремление занять внутреннюю позицию взрослого.

Новообразовани е - становление самосознания и устойчивого обра­за своей личности, своего «Я»

Главное противоречие жизненной перспективы юношества – это недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Жизненные планы юношества зачастую завышены. Профессиональные планы юношества не достаточно конкретны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.