Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие речив раннем возрасте






 

Этапы развития речи Возраст
А. Понимание речи  
Различает интонации 4—5 мес.
Запоминает названия предметов 5—6 мес.
«Здоровается» — протягивает руки, машет на прощание 8—9 мес.
Отзывается на имя 9 мес.
Понимает значения не менее 12 слов,  
понимает обобщения 12 мес.
Понимает несколько сотен слов к 24 мес.
Б.Активная речь  
Гулит 2—3 мес.
Произносит лепетные звукосочетания («ма», «па», «ба») 5—6 мес.
Повторяет за взрослым разнообразные звуки, слоги 8—9 мес.
Произносит первые слова-обозначения («дай» и др.) 11 мес.
Произносит 10—12 слов 12 мес.
Произносит законченные предложения к 24 мес.

Следует помнить, что сначала ребенок учится понимать речь. Существует большая разница между развитием понимания речи и активной речи.

47


Одаренные дети иногда начинают говорить довольно по­здно, но, как правило, сразу сложно, грамотно, много. Так что даже такой, казалось бы, немаловажный факт, как начало ак­тивного говорения, не позволяет однозначно судить об одарен­ности. И вместе с тем, если ребенок имеет большой словарный запас, говорит длинными, сложными предложениями, тонко реагируя на особенности языка, с большой долей вероятности можно предполагать хорошо развитый интеллект.

Если особо раннего психомоторного или речевого развития родители не отмечали, то такие признаки, как раннее овладение школьными навыками: чтением, счетом, письмом, — просто не могут не броситься в глаза.

И здесь при анализе важна конкретика: что именно читает, как читает. Одно дело, если пятилетний ребенок освоил бук­варь, но совсем другое дело, если он читает «Путешествие Нильса с дикими гусями» или к пяти с половиной годам в его читательском дневнике записано 79 книг (!), как у Сашеньки, о котором нам написали его родители. Важно и то, как читает ребенок: если в шесть лет читает вслух — это норма, если в три с половиной года свободно и бегло читает как вслух, так и про себя любой текст, как Юля, о которой мы узнали от ее бабуш­ки, то это опережение.

Так же и со счетом. Если в пять лет ребенок умеет считать до 100, это достижение, но не из ярких, а если в пять лет решает уравнения, как Оля, про которую нам написал ее папа, то это опережение.

Многие родители считают достижения ребенка по, лной его заслугой, не придавая значения тому, что это они научили ма­лыша читать, считать и т.д. Несомненно, по темпу усвоения, активности ребенка можно сделать выводы о его одаренности, но при этом очень важно учесть, сколько времени и как роди­тели занимались с малышом. Нередко большое желание родите­лей видеть своего ребенка обогнавшим сверстников приводит к искусственному опережению как результату натаскивания. Ода­ренный ребенок, как правило, самостоятельно овладевает школьными навыками, буквально принуждая родителей назы­вать буквы, цифры и т.д.

§ 5. Отличная память?

Исследователи отмечают, что неординарных дошкольников выделяют по хорошей памяти чаще, чем по другим характерис­тикам познавательной сферы. Родители в подтверждение ода-

48


ренности ребенка перечисляют множество стихов, рассказов, песенок, сказок, которые он знает. Взрослые обычно подчерки­вают, что особых усилий ни с чьей стороны приложено не было, ребенок почти с первого раза запоминает рассказанное, прочитанное и легко воспроизводит в дальнейшем, удивляя взрослых объемом и скоростью усвоения различной информа­ции. Как правило, такие дети быстро овладевают чтением, сче­том, легко осваивают иностранный язык. В будущем это «хоро­шисты» и «отличники» в школе, поражающие окружающих «эн-циклопедичностью» знаний.

Учеными установлено, что до подросткового возраста ин­теллект главным образом опирается на память. В процессе раз­вития все психические функции (внимание, память, мышле­ние, воля) образуют сложную иерархическую систему, где цен­тральной, ведущей является мышление, образование понятий. Память подростка опирается уже на логическое мышление: происходит запоминание понятиями, отношениями. У детей, отличающихся хорошей памятью в дошкольном возрасте, пере­ход к понятийному мышлению как более высокому уровню раз­вития мышления по сравнению с преобладающим у дошколь­ников образным мышлением может начаться раньше, чем у сверстников. Это выражается в стремлении ребенка быть логич­ным в рассуждениях, в требовании доказательности суждений. «Понимание действительности, понимание другого и понима­ние себя — вот что приносит мышление в понятиях»1, — писал психолог Л.С.Выготский.

Взрослым отнюдь не следует стремиться, чтобы ребенок за­помнил как можно больше фактов, событий, названий. Для его развития и для диагностики одаренности «куча мала» из фраг­ментарных знаний куда менее важна, чем стремление упорядо­чить, систематизировать информацию посредством установле­ния причинно-следственных зависимостей, обобщений.

По мнению некоторых исследователей, отличная память, запас знаний, намного превосходящий познания сверстников, являются свидетельством одаренности. Но одаренность таких людей своеобразна, они как бы накапливают и хранят знания. С точки зрения других ученых, отсутствие творческого элемен­та или малая его доля (по сравнению с усвоением известного) ставят под сомнение включение подобных людей в число ода­ренных.

В отношении дошкольного возраста следует учитывать, что не все виды дарований могут проявить себя в этот период. Осо-

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.— Т. 4.— М., 1984.— С. 67.

49


 


бенно это относится к научному, литературному творчеству, во многом опирающимся на приобретенный опыт, знания. В связи с этим отличная память дошкольника может рассматриваться как предпосылка будущего раскрытия неординарных возможно­стей.

§ 6. Признаки высокого творческого потенциала

Использование анкет, опросников, несомненно, помогает выявить возможности ребенка, но вместе с тем порождает ряд вопросов относительно оценивания дарования. Ведь разные его признаки могут быть выражены в разной степени. На что же ориентироваться в первую очередь?

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить научное определение одаренности (см. выше). В соответствии с ним пер­вым признаком одаренности как творческого потенциала выс­тупает сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Последняя появляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребенком, легко можно оценить ее развитие. Если у малыша ярко прояв­ляется положительная эмоциональная реакция на новую иг­рушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, активное освоение новых способов познания (бросание игрушек, разрывание бумаги), стремление к подражанию, а потом и попытки самостоятельного экспериментирования (с предметом, звуком, словом), — все это говорит о раскрываю­щемся творческом потенциале.

Вопрос. Нет ли здесь ошибки? Речь идет о познании ребенком мира, себя, но при чем тут творчество? Ведь оно пред­полагает получение какого-то нового результата?

Обращаясь к детскому творчеству, мы рано или поздно, но сталкиваемся с подобными вопросами. Действительно, само по­нятие творчества подразумевает появление нового продукта, результата человеческой деятельности. Для детского творчества это тоже характерно. Но степень новизны тут оценивается по-другому: ребенок открывает, создает что-то новое для него — субъективно новое. Вместе с тем по характеру поиска, проявле­нию инициативы ребенка такое субъективное открытие вполне соответствует творческой деятельности взрослого. Особенно хо­рошо это проявляется в развитии одаренных детей.

50


Высокая познавательная активность, любознательность вы­является у всех одаренных дошкольников начиная с двух-трех лет. Вопросы пытливых малышей шире по тематике и глубже по содержанию, чем у сверстников. К пяти годам они пытаются искать ответы самостоятельно, наблюдая, пробуя эксперимен­тировать. С пяти-шести лет возросший уровень познавательной активности позволяет ребенку самому формулировать вопрос, проблему, обращая их уже не к другим, а к себе; поиск реше­ний осуществляется планомерно и последовательно. К концу дошкольного возраста возможно появление стремления пред­ставить свои «открытия» другим — взрослым, детям.

Задание .Для того чтобы больше узнать о творческом потенци­але ребенка, понаблюдайте за ним на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты: предпочитаемые виды занятий, игр; самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась); отношение малыша к процессу творчества (эмоцио­нальная окрашенность, увлеченность); инициатива (в выборе вида деятельности, создании за­мысла, выборе средств);

реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

использование источников информации и выразитель­ных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адек­ватность замыслу).

Одаренные дошкольники могут проявлять большой интерес к различным видам занятий и игр, но преимущественно к тем, в которых они могут себя творчески проявить — открыть, со­здать что-то новое. Но нередко бывает, что ребенок с высоким творческим потенциалом предпочитает заниматься в основном одним определенным занятием, например лепкой, рисовани­ем, счетом.

Как правило, одаренные дети с радостью и большой увле­ченностью занимаются творчеством, проявляя при этом актив­ность и инициативу. Анализ наблюдении показывает, что они до­статочно самостоятельны в творческом поиске, но вместе с тем могут обращаться к старшим за необходимой информацией или за сведениями, как эту информацию получить. Иногда, если та­кой ребенок чувствует, что ему не хватает умений, навыков в

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.