Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературное дарование






Литературное дарование, как правило, раскрывается позд­нее, по-видимому, оно больше зависит от опыта и знаний по сравнению с математическими и шахматными способностями и более абстрактными по своему характеру. Но в некоторых слу­чаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства.

Для ребенка естественно выражать себя, свои чувства, мысли посредством речи после того, как он начинает говорить. Но одаренными детьми это осознается и переживается иначе. «Драгоценное существование слова, как источника сверка­ния, будило в нас такой отзвук, который уже в 6—7 лет был мукой и счастьем владычества. К каким-то годам написание первой стихотворной строки или своей первой фразы прозы было желанным освобождением от перенасыщенности чув-т ством слова. Детство же, рог изобилия, задарив, не давал опом­ниться, мучил созвучиями, как музыка опьянял, и вновь и вновь лил вино — и это среди гувернанток, репетиторов, при­ходящих учительниц, этого не знавших, хотевших от нас все­гда только одного — трезвости!»1

Ребенок настроен на музыку слов, его завораживает звуча­ние рифм. Всевозможные слова так интересно рифмуются, по­лучаются то веселые, то грустные, то рычащие, то зовущие, а иногда совершенно фантастические сочетания. И при этом легкость (тяжелых мук поиска рифмы нет и в помине,) и ра­дость от самого процесса возникновения нужных слов и соче­таний. И это не простое стихотворчество, о котором писал К.И.Чуковский, только помогающее в освоении языка и быс­тро проходящее.

«Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все скла­дывает слова в рифмы, — писала в дневнике мать Марины Цве­таевой, — может быть, будет поэт?»2 В шесть лет Марина нача­ла писать стихи и притом не только по-русски, но и по-фран­цузски, по-немецки.

В шесть лет пробовал складывать стихи Володя Маяковский. Родные часто замечали, что он говорил в рифму. Особая на­строенность на речь, на слово выражалась в огромном желании слушать чтение матери, самому выразительно читать наизусть понравившиеся стихи, с удовольствием играть в игры на при­думывание слов, рифм. Было и необычное экспериментирова-

1 Цветаева А. Воспоминания.— М., 1971.— С. 65. 2Там же.—С. 8.

34


ние по развитию голоса: залезал в большие пустые кувшины, декламировал стихи и просил сестру отойти и послушать, как звучит его голос.

Александр Блок стал сочинять стихи с пятилетнего возраста. «Лиризм, не свойственный детям, проснулся в нем рано»1, — писала его тетя и биограф М.А.Бекетова.

Простенькие по форме и содержанию первые стихи, как правило, не сохранялись, как и сочиненные сказки-фантазии. Но они выполняли свою роль. Ребенку удавалось передать свои чувства, настроение.

По сравнению с работами ровесников сочинения одаренных детей более оригинальны и выразительны, хотя в целом несут еще печать подражательности, что вполне естественно для дошкольного возраста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.