Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Математическая и шахматная одаренность
Как и музыкально-художественная, рано проявляет себя одаренность математическая и шахматная. Некоторые дети уже в три-четыре года увлеченно играют с числами: сначала с радостью отыскивают их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит быстро и радостно: ведь открывается масса новых возможностей для числовых игр. В четыре-пять лет некоторые одаренные дети с легкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двузначные и трехзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы. Пете пять с половиной лет. На вид он обычный подвижный, жизнерадостный ребенок. Но на вопрос: «До скольких ты умеешь считать?» — хитро прищурившись, спросил: «А до скольких нужно? До ста? Это — легкотня. Я и до тысячи могу, и до миллиона». Оказалось, что примеры на вычитание и сложение двузначных чисел не вызывают у мальчика особых трудностей. Для их решения ему не нужны бумага и карандаш, все считает в уме. «А если посложнее?» — спрашиваю. Глаза мальчика загораются, он весь — внимание. Задаю пример на сложение трехзначных чисел. Мысленно сама считаю «в столбик». Ответ у меня и у Пети получается почти одновременно. «Когда мы с мамой так играем (он подсчеты в уме воспринимает как игру), она всегда калькулятор берет, чтобы меня проверить», — сообщает мальчик. «Ты любишь такие игры?» — «Когда делать нечего». — «Тогда какое же твое любимое дело?» — «Иксы считать. Ну, это когда мы с папой всякие задачки решаем». Петя услышал в разговоре двоюродных братьев о задачах с «иксами»; мальчики спорили, как правильнее их решить. Петя ничего толком не понял, но таинственные «иксы» с тех пор не Прокофьев С.С. Материалы, документы, воспоминания.— С. 7. давали покоя. Как это числа могут быть неизвестными? Почему? Желание мальчика узнать было таким сильным, что папе ничего не оставалось делать, как начать объяснять. И здесь мы видим проявление сильной познавательной потребности, но избирательность познавательной активности выражается в повышенном внимании к числам и действиям с ними, в сильном стремлении к арифметическому и математическому поиску. Для других одаренных детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных композиций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраит-вают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми. Хосе Рауль Капабланка — выдающийся кубинский гроссмейстер, чемпион мира — впервые увидел шахматы, когда ему было около пяти лет. Однажды он зашел в контору отца и застал его за шахматами. Раньше мальчик никогда не видел этой игры. На другой день он пришел опять посмотреть на игроков. А на третий день заметил ошибку отца. Поспорил с ним, что обыграет. «Это невозможно, — воскликнул отец, — ты не умеешь даже правильно расставить фигуры!» Однако сын оказался прав. Через несколько дней отец повел его в местный шахматный клуб, где все довольно быстро убедились, что мальчику нельзя предлагать облегченный вариант игры, когда взрослый заранее уступает значимую шахматную фигуру. С.Решевский — известный американский гроссмейстер — научился играть в шахматы в четырехлетнем возрасте. Игрушки были заброшены и забыты, настолько сильным оказалось увлечение шахматами. С пяти лет мальчик выступал с сеансами одновременной игры и показательными партиями. Гарри Каспаров часто смотрел, как родители играют в шахматы. Однажды (ему было тогда пять лет) указал ход, который родители не могли придумать. «Я же тебе не показывал, как надо играть!» — удивился отец. Оказалось, что Гарри уже может играть, знает наизусть всю доску. С четырех лет начал играть в шахматы Анатолий Карпов. Шахматная игра— постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Казалось бы, для дошкольника почти недоступное занятие, но на самом деле оно может стать желаннее любой другой игры, если познавательная активность ребенка обусловливает раскрытие его одаренности в этой области. 32
|