Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная одаренность






Есть еще вид одаренности, отличный от всех выше описан­ных, — это одаренность в социальной области. Ее изучение и вы­деление более традиционно для зарубежной психологии. В отече­ственной дошкольной педагогике и психологии этот аспект про­блемы практически не разработан, хотя к настоящему времени для его изучения имеются существенные предпосылки: много ис­следований проведено по проблемам общения у дошкольников, их взаимодействия со взрослым, развития сюжетно-ролевой игры, формирования самооценки и оценок других в дошкольном возрасте и т.д. Именно в этот период закладываются основы нрав­ственности, культуры поведения. Дети овладевают элементарны­ми представлениями о гуманном отношении к людям, а навыки нравственного поведения постепенно переходят в привычку.

Если у ребенка творческий потенциал раскрывается именно в социальной области, особенно важно помочь ему построить, взаимоотношения с окружающими на основе уважения, вни­мания к личности другого.

«Сильному и мудрому даны его дары не для того, чтобы уг­нетать, а чтобы руководить и поддерживать слабого». Эти слова Дж.Рескина очень точно отражают ту истину, которую необхо­димо усвоить ребенку.

Не заметить лидера (или стремящегося к лидерству) в груп­пе детей невозможно, если только не замечать нарочно. Доста­точно недолго понаблюдать за детьми на занятии или в игре, как быстро обратит на себя внимание уверенный, инициатив-

1 Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке.— М., 1990.- С. 40.

35


ный малыш. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребенку, к взрослому. Если бы не такой небольшой возраст, можно было бы сказать, что у та­кого ребенка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность — такому ре­бенку до всего есть дело.

Юля всего полгода ходит в детский сад, но складывается впечатление, что это ее родной дом, а все остальные дети — в нем гости. Обычно процесс привыкания к детскому саду в той или иной степени (у всех по-разному), но всегда сложен. Юля — редкое исключение. Она быстро со всеми перезнакомилась, причем не только с ребятами в группе и воспитателями. Юля вскоре знала и заведующую, и методиста, и медсестру. Помни­ла всех по именам. Некоторые дети значительно дольше ее хо­дили в детский сад, но не знали, где находятся кухня, прачеч­ная и кто там работает. Юля все это выяснила довольно быст­ро, так же скоро она до мелочей знала режим дня в детском саду, все требования к детям. Как-то незаметно для всех хруп­кая, невысокая девочка завоевала уважение всех ребят. Даже са­мые отъявленные забияки — Васька с Алешкой — слушали ее. Удивительно, как точно она определяла, что, как и кому ска­зать. Никто ее этому не учил, никто не подсказывал. С малень­кой и боязливой Танечкой она ставилась говорить мягко и лас­ково, к Ваське и Алешке она обращалась уверенно и твердо, в ее голосе даже появлялись командные нотки. Проблем с само­обслуживанием у Юли никогда не было, значительно раньше ровесников она научилась сама есть, одеваться, обуваться, умываться. И в детском саду делала это в числе первых. Быстро одевшись на прогулку, помогала медлительным детям.

Юле, наверное, очень хочется быть похожей на воспита­тельницу. Если ребята расшумятся, она призывает их к поряд­ку, делает замечания, если кто-то поступает или что-то делает неправильно. Но при этом всегда готова помочь, если кому-то из детей не удается хорошо заправить кровать или приклеить деталь, застегнуть пуговицы или найти нужную книжку.

Ни одна игра не обходится без Юли: никто лучше ее не рас­
пределит роли, справедливее не рассудит спорщиков. Поэтому
дети зовут ее играть и с удовольствием играют с ней. Юля —
большая выдумщица на игры и развлечения, но предпочтение
она отдает играм «в жизнь людей», как бы творчески воплощая
в них все, что видит вокруг. i

У Юли обнаруживается и высокая познавательная мотива­ция, но в большей степени она ориентирована на мир людей, на человеческие взаимоотношения. Ее познавательная актив-

36


ность выражается в наблюдении и усвоении норм и правил со­циальной жизни, но она не просто усваивает, а творчески при­меняет их в повседневном общении, в играх.

По социальному развитию девочка заметно опережает свер­стников. Она более самостоятельна и инициативна. Вполне ес­тественно, что в ее действиях есть большой элемент подража­ния взрослым, в частности воспитателям. Но подражает она им не столько затем, чтобы казаться взрослой, сколько из потреб­ности быть причастной к организации жизни в группе. Уже сей­час заметно, пусть и зачаточное, растущее чувство ответствен­ности за других. А это, по мнению специалистов, основное ка­чество, отличающее реального лидера. Интуитивно девочка угадала и другой/важный момент лидерства: знать и уметь нуж­но больше других. Можно не сомневаться, что Юля успевает на занятиях. А как же иначе, если хочешь быть первой и помогать другим? Юля по-доброму относится к товарищам и заслуженно занимает ведущее положение в группе.

К сожалению, раскрытие одаренности в социальной сфере иногда может сопровождаться негативными проявлениями. На­пример, свой авторитет и влияние на детей ребенок начинает использовать в корыстных целях.

«Мама, купи жвачку», — просит четырехлетний Павлуша. «Но я тебе вчера жвачки купила». Павлуша готов расплакаться: «Со мной никто тогда играть не будет!»— «Из-за жвачки?» — «Коля скажет, и никто не будет». Коля — заводила в группе, он умный мальчик, знает много интересного, игры придумыва­ет — то в инопланетян, то в пиратов. Дети тянутся к нему. Но Коля дружит не со всеми. Его отношения с теми, кого он вы­бирает для общения, резко отличаются от отношений с осталь­ными: с первыми он держится подчеркнуто по-братски, засту­пается за них перед воспитателем, делится своими секретами, к другим отношение пренебрежительное, с колкими шуточка­ми и насмешками. Все пытаются заслужить Колины симпатии, поэтому кто-то приносит ему из дома конфеты, кто-то — иг­рушки, Павлуша— жвачки. Если пожаловаться воспитателю, Коля, а за ним и другие назовут ябедой. К тому же Коле всегда удается выйти сухим из воды. Он знает, как себя вести, скажет: «Я ни у кого ничего не просил, это они сами мне приносят, а не играю с ними, потому что скучно, - они играть не умеют». И действительно, он ничего не просит и так интересно, как он, никто играть не умеет.

Коля, как и Юля, тоже организатор в группе детей, но в отличие от Юли он часто в своих действиях руководствуется мотивом личной выгоды, позволяет себе унижать других детей.

37


Когда появился этот крен в развитии? Кому из близких подра­жает Коля? Можно предположить, что прагматичное отноше­ние к личности другого уже входит у мальчика в привычку, и искоренить его будет весьма не просто. Такой лидер с возрас­том может стать серьезной проблемой для детского коллектива. Таким образом, мы затронули сложную проблему общего предназначения одаренности. Зачем этому человеку дается та­лант? К чему ведут творческие поиски? Чтобы этому человеку принести какое-то благо? А может быть, для блага других? Ка­залось бы, эти вопросы в отношении дошкольного возраста еще рано ставить. Дети увлечены процессом творческого само­выражения, он сам по себе приносит им радость. Однако уже в дошкольном детстве складывается отношение к высоким спо­собностям как у самого ребенка, так и у окружающих. Поэтому нравственный аспект раскрытия детской одаренности оказыва­ется значимым на этапе дошкольного детства. Особенно это ка­сается детей, способности которых раскрываются в сфере по­строения взаимоотношений с людьми. Но это тема для отдель­ного разговора.

Задание. Вопросы для самопроверки:

1. Вспомните, на какие признаки одаренности ребенка
вы ориентировались до прочтения этой главы. Измени­
лись ли ваши представления? На какие особенности вы
обратили бы внимание в первую очередь теперь?

2. Что такое «познавательная потребность»? Одина­
кова ли она у всех детей? Если стремление к познанию
сильно выражено, может ли это свидетельствовать об
оддренности?

3. Какие возрастные особенности раскрытия творчес­
кого потенциала дошкольника вы можете отметить?

4. Какие специальные виды одаренности проявляются в
дошкольном возрасте?

Теперь напомним и суммируем основные моменты содержа­ния этой главы.

Родители, воспитатели, педагоги чаще всего при оценке одаренности исходят из интуитивно выбранных критериев, ориентируясь при этом на хорошую память ребенка, быстрое физическое развитие, легкое усвоение знаний и навыков. Ог­ромное многообразие проявлений одаренности и субъектив­ность суждений о ней препятствуют выведению общих законо­мерностей.

38


Итак, как мы помним, начало научного изучения одаренно­сти дошкольников относится к первым десятилетиям XX века, когда одаренность рассматривалась преимущественно с точки зрения развития интеллекта. С тех пор понимание одаренности значительно расширилось. На настоящем этапе созданы теоре­тические модели и концепции одаренности, в которых выделя­ются помимо интеллектуального и другие факторы: творческий, личностный. При этом подчеркивается роль творческих возмож­ностей в структуре одаренности.

Одним из подходов к изучению детской одаренности явля­ется предложенное психологом А.М.Матюшкиным рассмотре­ние одаренности как развивающегося творчества, как процесса раскрытия творческого потенциала; последний заложен в ре­бенке с рождения.

Наиболее общей характеристикой и развивающим компо­нентом творческого потенциала является ярко выраженная по­знавательная потребность, которая реализуется в форме поис­ковой, исследовательской активности, направленной на откры­тие нового.

Возрастные особенности раскрытия творческого потенциа­ла проявляются в изменениях познавательной активности: от элементарной реакции на новизну предмета, ситуации в мла­денчестве до постановки вопросов, проблем и творческого по­иска решений в старшем дошкольном возрасте.

Диапазон интересующих одаренного дошкольника проблем может быть очень широким или же все внимание уделяется од­ной проблеме и ребенок тщательно исследует разные ее аспек­ты. При этом одаренный ребенок проявляет инициативу, на­стойчивость, усидчивость и получает большое удовольствие от самого процесса творческого поиска.

Одаренность может проявляться в какой-либо одной облас­ти, когда при высокой избирательности по отношению к иссле­дуемому новому предпочтение отдается звукам (цвету, форме и т.д.). Познавательная активность в этом случае первоначально выражается в форме восприятия музыки (цветовой гаммы и т.д.), затем дополняясь попытками выразить свои переживания, впечатления в собственном творчестве.

Особенно рано проявляются высокие способности в художе­ственных областях, а также математический и шахматный талант.

Раскрытие одаренности дошкольника в социальной сфере сопряжено с повышенной значимостью нравственного воспи­тания, в частности с формированием гуманного отношения к людям.

39


Глава II ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

§ 1. Нужно ли специально выявлять одаренность у маленьких детей?

...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспи­тания юных талантов; для этого же необ­ходимо их раннее узнавание.

Г.Ревеш

Существует точка зрения, что одаренность, если она дей­ствительно есть, сама обязательно проявится, не заметить ее будет просто невозможно. Следовательно, никаких специальных усилий и действий для ее выявления не нужно осуществлять. А когда она проявится, даст о себе знать, заранее никто сказать не может. Это тайна природы. Значит, нужно только набраться терпения и ждать.

Задание .Подумайте, какая из описанных ниже ситуаций чаще встречается в реальной жизни:

1. Дарование проявляется уже в дошкольном возрасте,
но при этом остается не замеченным окружающими.

2. Рано проявившееся дарование замечают окружаю­
щие, но не оценивают адекватно.

3. Неординарность ребенка замечается всеми и при­
нимается за одаренность, а на самом деле ею не яв­
ляется.

Как показывает опыт, ситуации, подобные указанным в за­дании, не способствуют развитию дарований детей. Видимо, и тактику ожидания, когда одаренность сама себя проявит, труд­но признать оптимальной.

Многие родители возлагают надежды на раннюю диагности­ку. Каждому специалисту, занимающемуся вопросами способ­ностей детей, приходилось неоднократно сталкиваться с требо­ванием родителей определить дарование, склонности ребенка,

40


чтобы спрогнозировать его будущее по типу: если хорошо рису­ет — будет художником, если абсолютный слух — певцом или музыкантом, нравятся шахматы — станет шахматистом, отлич­но считает — его ждет будущее математика, хорошо ладит с детьми— обеспечена карьера менеджера. З.Н.Новлянская, изу­чающая литературное творчество детей, отмечает утилитарность подхода многих родителей к творчеству детей. Их больше всего волнует, поможет ли увлечение ребенка быстрее определиться, облегчит ли устройство в жизни. Как правило, такие родители бывают разочарованы беседой со специалистом, не дающим ожидаемых прогнозов; их не устраивает разговор о возможнос­тях развития, они хотят знать точно.

Детская одаренность столь неоднозначна и по своим про­явлениям, и по особенностям развития, что никакая диагнос­тика и максимальный учет всех воздействующих на развитие ребенка факторов не позволяют построить точный прогноз от­носительно достижений в дальнейшей жизни. О детской ода­ренности и ее будущей реализации — особенно это касается дошкольного возраста — можно говорить лишь с определенной долей вероятности. По-видимому, это имел в виду Г.Ревеш, изучавший в 20-х годах проблему ранних дарований. Он писал: «Исследование детской одаренности возможно только в очень узких границах, в лучшем случае удается установить, что воз­можно ожидать развития того или иного дарования»1. И делал затем далеко не оптимистичный вывод: изучение детской ода­ренности может не иметь особого значения. Это касалось и ранней диагностики.

Далеко не однозначное отношение к раннему выявлению способностей, разногласия по этому поводу отмечались между исследователями одаренности с самого начала ее научного изу­чения. «Конец первого десятилетия XX века и начало второго были заняты у наших русских психологов большим спором об измерении одаренности»2, — писал один из ее исследователей, В.М.Экземплярский. Понятие одаренности и вопрос о ее выяв­лении относились к самым неясным и трудным проблемам пси­хологии в тот период. И в настоящее время научный поиск еще не завершился единым решением этих проблем. Однако боль­шинство современных исследователей считают важным раннее выявление дарований — не только и не столько для последую­щей жизни и достижений, но для полноценного проживания

1 Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание.— М.,
1924.- С. 30.

2 Экземплярский В.М. Проблема одаренности.— М., 1923.— С. 3.


 


 

 


 

ребенком этого великолепного и чрезвычайно важного возраст­ного периода — дошкольного детства.

«У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим»1, — заме­тил французский писатель XVII века Жан де Лабрюйер. Пара­доксально звучит, не так ли? Но если вдуматься, то это близко к истине. Детей обычно не тревожат мысли о прошлом и буду­щем. То, что происходит сейчас, сегодня, — вот предмет их ра­достей и огорчений. И чтобы радости от познания мира и себя, от ощущения собственных возможностей и успешности позна­ния было больше, нужно помочь ребенку реализовать все то, что дают дошкольные годы для развития детского творчества, детской одаренности. Чтобы ростки дарований не погибли, не ослабли, важно вовремя их заметить и поддержать. А для этого ранняя диагностика способностей и одаренности действитель­но необходима.

§ 2. Определим конкретные цели и способы ранней диагностики

Куда полезнее изучать не книги, а людей.

Ф. де Ларошфуко

Что могут сделать родители, психологи, педагоги, заинтере­совавшиеся выявлением одаренности? Нужно ли в, спешном порядке приобретать всевозможные тесты и другие диагности­ческие методики и незамедлительно тестировать ребенка? Что поможет им увидеть «ростки одаренности»?

Прежде всего, вспомним известную психологическую исти­ну: диагностика ради диагностики не имеет смысла. Поэтому попытаемся сначала сформулировать: зачем нам нужно выяв­лять одаренность. Другими словами, определим конкретные цели диагностики. Здесь могут быть варианты.

Задание .Подумайте, что побуждает вас проявлять интерес к диагностике:

а) интерес к теме вообще, желание узнать о наличии
признаков одаренности у данного ребенка;

б) выраженное отличие малыша от ровесников (опере­
жение в развитии, неординарность суждений, поступ-

Ларошфуко Ф.идр. Суждения и афоризмы.— М., 1990.— С. 349.

42


ков) и связанное с этим стремление понять, одарен­ность это или нет;

в) необходимость знания о способностях в связи с реали­
зацией определенной программы обучения и воспитания;

г) обеспокоенность неуспешностью ребенка в какой-
либо сфере (например, в общении) при наличии высоких
результатов в другой (например, в учении).

Анализ причин повышенного внимания к ранней диагно­стике помогает яснее представить конкретные цели ее прове­дения:

для удовлетворения интереса со стороны взрослых, з от­дельных случаях — родительского (педагогического) тщеславия;

для снятия тревожности, страха за ребенка («не такой, как все» — это болезнь, ненормальность);

для создания условий для развития дарования, в частно­сти выбора развивающих заданий, программ обучения и вос­питания;

для определения форм психологической помощи неорди­нарному ребенку.

Если же заинтересованность продиктована стремлением по­лучить долгосрочный прогноз или тем более ярлык «одарен­ный», взрослым лучше воздержаться от проведения диагности­ческих процедур, чтобы не нанести вред развитию ребенка.

В остальных случаях конкретные цели диагностики можно условно разделить на следующие:

установление наличия признаков одаренности и определе­ние степени их выраженности (качественная и количественная характеристика дарования);

создание особых условий обучения и воспитания в зависи­мости от особенностей дарования;

оказание психологической помощи неординарному ребенку.

В зависимости от поставленной цели планируются конкрет­ные психодиагностические процедуры; к ним относятся: на­блюдение за ребенком в процессе занятий, свободных игр; оп­рос взрослых (устный в виде беседы или письменный, с ис­пользованием анкет и опросников); тестирование; анализ работ ребенка (рисунков и т.д.).

Подчеркнем значимость диагностики в соответствии с пер­вой выделенной целью. Все другие направления диагностичес­кой работы, связанные с созданием условий развития и оказа­нием психологической помощи, предполагают в той или иной мере установление факта одаренности и степени ее выраженно­сти. С этого можно и начать выявление дарования.

43


§ 3. Использование анкет, опросников

Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили ан­кету для родителей и педагогов, которая дает общее представ­ление относительно данных ребенка. Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие утверждения:

1. Ребенок инициативный, живой, подвижный.

2. Он с готовностью откликается на все новое.

3. Любит все загадочное, непонятное.

4. Часто нуждается в поддержке старших.

5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Оценка результатов: если на все пять утверждений

был дан ответ «да», есть основания считать данного ребенка способным. Если на четвертый и пятый пункты был дан ответ «нет», надо обратиться к следующим утверждениям:

1. Любит задавать и решать трудные вопросы.

2. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

3. Начатое дело доводит до конца.

4. Имеет особую склонность к определенному виду занятий
или предмету.

5. Настойчив в достижении поставленной цели.

6. Задает много вопросов по интересующим его предметам,
темам. '

7. Интересы достаточно стабильны.

8. Любознательность достаточно устойчива.

9. Имеет много друзей среди своих сверстников.

 

10. Часто не соглашается с мнением взрослого. ■

11. Часто бывает эгоистичен.

Оценка результатов: если на все вопросы дан ответ «да», то ребенка можно считать одаренным. (С нашей точки зре­ния, отрицательные ответы на пункты 7—11 не противоречат выводу о возможной одаренности ребенка-дошкольника, так как в дошкольном возрасте и у одаренных детей наряду с ши­ротой интересов может наблюдаться их быстрая смена; если ре­бенок не ходит в детский сад, у него может не быть друзей сре­ди ровесников; в дошкольном возрасте авторитет взрослого до­статочно высок, и маловероятно, чтобы ребенок-дошкольник часто вступал в противоречие со взрослым.)

Выше речь шла о возможной одаренности. Если вы хотите оценить одаренность как реально, ярко проявляющуюся, рас­смотрите следующие утверждения:

1. Ребенок проявляет способности в различных сферах зна­
ний, в искусстве, музыке, литературном творчестве.

2. Имеет одного-двух друзей более старшего возраста.

44


 

3. Речь хорошо развита, характеризуется большим запасом
нов и глубоким пониманием нюансов языка.

4. Ребенок всегда ищет самостоятельные решения.

 

5. В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не
любит общепризнанных утверждений.

6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

7. Часто производит впечатление взрослого «не по возрасту».

8. Хорошо знает свои возможности и то, что хочет сделать.
Оценка результатов: если на все утверждения дан

ответ «да», то у ребенка действительно ярко и рано проявляю­щаяся одаренность.

Для более дифференцированной оценки возможностей до­школьника можно использовать опросник, приведенный в При­ложении I. В нем выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребенка. Оценивая степень проявления этих особенностей по пяти градациям: очень редко или никогда; редко; иногда; часто; почти всегда, — вы получите представление о выраженности у ребенка признаков одаренности.

Часто родители, педагоги сомневаются, насколько объек­тивны они в оценке ребенка. Преодолеть эти сомнения поможет опыт собирания, фиксации конкретных вопросов, заданных ре­бенком, быстро усвоенных знаний, решенных трудных задач и т.п. В опроснике для родителей (Приложение II) приводятся за­дания взрослым: описать ситуацию, в которой ребенок проявил то или иное качество, привести примеры, показывающие, что у ребенка прекрасная память, усидчивость, перечислить темы, которыми интересуется дошкольник, и др.

§ 4. Внимание опережению

В дошкольном возрасте одаренность может определяться по высокому темпу развития малыша. Многие родители отмечают именно эту особенность как проявление неординарных возмож­ностей ребенка.

Предполагаемый факт опережения в развитии требует до­полнительного анализа вопросов: а) в чем именно (в каких об­ластях) идет опережение; б) действительно ли опережает ребе­нок и насколько.

Те родители, которые ведут дневник развития ребенка, ока­зываются в более выгодном положении. Им удается зафиксиро­вать даже небольшие изменения. А ведь развитие в период от рождения до 7 лет идет гигантскими темпами, каждый месяц приносит что-то новое.

45


           
   
 
 
   
 


Конечно, не все факты, выделяемые родителями, следует относить к характеристике одаренности. Например, раннее по­явление зубов (в четыре-пять месяцев), быстрое по сравнению со сверстниками анатомическое развитие так же мало связаны с одаренностью, как величина и вес мозга с умом человека. Это скорее индивидуальные особенности. А вот более быстрое раз­витие двигательной сферы обусловливает активное освоение ок­ружающего мира, стремительное накопление собственного опыта. Следовательно, создаются предпосылки для раннего ов­ладению речью и развития умственной сферы. Для того чтобы облегчить анализ, приведем таблицу, в которой слева даны по­казатели психомоторного развития, а справа — примерные воз­растные нормы (табл. I)1.

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.