Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анархо-комунизм П.А.Кропоткина






Развитие анархических идей в России связано с работами П. А. Кропоткина (1842-1876).

Он был выходцем из княжеской семьи, родословная которой восходила к Рюриковичам. После окончания Пажеского корпуса Кропоткин живет в Москве, а в 1872 г. отправляется в Швейцарию, где живет в Цюрихе. Из Цюриха он отправляется в Женеву. В Россию в 1873 г. Кропоткин возвращается уже убежденным анархистом. В России Кропоткин входит в кружок чайковцев, но после его выступлений в 1874 г. он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда бежал в июне 1976 г. Кропоткин сначала эмигрирует в Англию, а затем в Швейцарию, где с 1879 г. издает газету “ Le Revolte ” (“Бунтовщик”).

В своих работах 70-90-х годов (“Речи бунтовщика”, “Завоевание хлеба”, “Анархия, ее философия, ее идеал”, “Государство и его роль в истории” и др.) Кропоткин вывел собственную теорию анархизма (анархо-коммунизм). Попытки охватить все стороны общественной жизни, и проявление гуманистических идей. Под анархией Кропоткин понимал “ миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений”.

Не отрицал революцию, однако считал, что Россия еще не готова к “немедленному революционному выступлению”. Необходимо создать анархистские группы, которые будут вести “тихую подготовительную идейную работу”. Социальная революция - закономерное явление исторического процесса. (приведёт к полному уничтожению все государственных институтов и учреждений). Анархо-коммунизм можно вводить сразу после разрушения старых порядков в ходе революции. Движущая массе социальной революции – крестьянство, рабочие, “трудовые элементы из интеллигенции”. Возможность мирной и “кровавой” революции.

Он так же отрицал необходимость революционного правительства и не признавал никакой революционной диктатуры, так как при диктатуре, по его мнению, “революция неизбежно вырождается в произвол и деспотизм”.

К времени 1-ой русской революции в анархизме явственно определились три основных направления (анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм) с наличием у каждого из них более мелких фракций. Эти течения помимо различных программ имели собственные печатные органы, определенные сферы социального влияния, регионы действий.

Накануне революции 1905 г. большинство анархистов были приверженцами идей анархо-коммунистов (хлебовольцев). Свои задачи хлебовольцы утвердили на их 1-ом съезде в Лондоне (декабрь 1904 г.). Главным своим идеологом хлебовольцы считали П. А. Кропоткина. В их программе выделялись следующие пункты:

1. Целью действия анархистов объявлялась “ социальная революция ”, т. е. Полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом.

2. Началом революции должна была явиться “ всеобщая стачка обездоленных как в городах, так и в деревнях”.

3. Главными методами борьбы в России провозглашались “ восстание и прямое нападение как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров”. Вопрос о применении личных террористических актов должен был решаться только местными жителями, в зависимости от конкретной ситуации.

4. Формой организации должно было быть “ добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою ”.

5. Отвергали возможность вхождения их в какие-либо органы управление (Государственная Дума или Учредительное собрание), а так же возможность сотрудничества анархистов с другими политическими партиями или течениями.

На 2-ом съезде в Лондоне (17-18 сентября 1906 г.) Кропоткиным была представлена резолюция об экономическом и политическом моменте революции, в которой он замечал, что налицо “народная революция, которая продлится несколько лет, низвергнет старый порядок вообще и глубоко изменит все экономические отношения вместе с политическим строем”. В вопросах организации Кропоткин всячески поощрял самостоятельность анархических групп.

Существенным для хлебовольцев был вопрос о будущем обществе, созданном по модели анархо-коммунизма. Сторонники Кропоткина представляли будущее общество как союз или федерацию вольных общин, объединенных свободным договором, где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности для развития. Для планомерного развития экономики Кропоткин предлагал децентрализовать промышленность. В аграрном вопросе Кропоткин и его соратники считали необходимым передать всю землю, захваченную в результате восстания, народу, тем, кто сам ее обрабатывает, но не в личное владение, а общине.

Основы анархо-коммунизма:

· Децентрализация - то есть замена централизованного управления крупными территориальными объединениями, а так же производством, коллективным самоуправлением на местах.

· Свобода - имеется в виду в первую очередь свобода для полного и всестороннего развития личности без внешнего ограничения в лице государственного правительства, а так же финансового. Соответственно речь идет о свободе от политического и экономического давления, когда правители принуждают человека поступать тем или иным образом, с оглядкой на государственные законы, а товарно-денежные отношения вынуждают продавать свою рабочую силу владельцам частной собственности и средств производства.

· Равенство - имеется в виду равенство возможностей, а так же стартовых условий, то есть, в первую очередь экономическое равенство.

· Взаимопомощь - речь идет о том, чтобы заменить эгоизм, который разделяет людей, солидарностью, призванной восстановить общественную гармонию, когда люди помогают друг другу и заботятся о ближних, исходя из принципа " поможешь ты, помогут тебе"

 

«Взаимная помощь как фактор эволюции»

Глава I -II. Взаимная помощь у животных

Дарвин: Необходимо развивать идею того, что выживают не сильнейшие, а те, кто способен приспосабливаться ради блага всего общества. Последователи сузили теорию Дарвина. Взаимная борьба и взаимная помощь – равнозначные законы эволюции.

Кесслер: всем органическим телам присущи две потребности:

· питания (ведёт их к борьбе за существование и к взаимному истреблению )

· размножения (ведёт их к сближению между собою и к взаимной помощи)

Война всех против каждого вовсе не является преобладающим законом природы.

Защита потомства (крики у птиц). Общественная жизнь - ради доставляемого ею удовольствия и безопасности.

Хищников мало, считать, что всё общество состоит из хищников ошибочно.

Жизнь сообществами является общим правилом – законом. Ассоциация встречается на всех ступенях эволюции. По мере эволюции ассоциация всё более сознательна. Чем выше ее уровень, тем больше независимость для каждого отдельного индивидуума.

3 ступени объединения:

1. Семья

2. Группа

3. Ассоциация групп (разрозненны, но соединяются при общей нужде)

У всех общительных животных, в большей или меньшей степени, развивается чувство справедливости. При общ. Жизни – сострадание (указывает на общий прогресс в области умственных способностей и чувствительности и первый шаг к развитию высоких чувств).

Глава III. Взаимная помощь среди дикарей

Семья - поздний продукт эволюции человечества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.