Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каковы теоретические а^ідпосшки ческих кощепций анархизма и






Немало предрассудков в оценке роли двух этих составляю-щих социальной структуры сохраняется и поныне. Самыми распространенными из них являюгся крайний индивидуализм, или анархизм, и воинствующий коллективизм, тоталитаризм, наиболее опасным проявлением которого является фашизм.

С точки зрения социального нигилизма, существуют только отдельные люди, индивидуумы, а общественных связей, и, сле-довательно, общества не существует. Отсюда следует, что об-щество есть чистая фикция, удобное слово и ничего более. Следствием подобногө ийдивидуалистического подхода являет-ся анархизм, отрицающий роль объекгивных общественных связей, значение общественных организаций и государства. По мнению П. А. Кропоткина, свобода личности будет обеспечена «... если только основной идеей общины станет полная свобо-да, отсутствие власти — анархия»1.

По мнению сторонников крайнего, воинствующего коллек-тивизма, напротив, общество, государство не только существу-ют, но и являются более высокими ценностями, чем индивиды, их которых это общество состоит. С этой точки зрения сущест-вует только общество, одно лишь общество и ничего, кроме общества. Отдельные же люди — всего лишь частицы, винтики, «моменты», как выражался Гегель, более широкого целого, по-добно тому, как ноги и руки являются частями человеческого тела. Эта гегелевская концепция, унижающая человека, была воспринята и К. Марксом, за что последний и подвергся рез-кой критике со стороны ряда русских философов. По мнению Н. А. Бердяева, «Маркс был замечательным социологом, но очень слабым антропологом. Марксизм ставит проблему обще-ства, но не ставит проблему человека, для него человек есть функция общества, техническая функция экономики. Общество есть первофеномен, человек же есть эпифеномен»2.

При последовательном воплощении ее в жизнь концепция воинствующего коллективизма приводит к той или иной разно-ввдности тоталитаризма, для которого общество должно под-чинить себе личность полностью, регулировать все моменты ее жизни, вплоть до мельчайших.

Оба рассмотренных предрассудка, связанных с пошшанием сущности общества, послужили источником многих страданий

1 Кропоткин П.А. Хлеб и воля. // Современная наука и анархия. — М., 1990.

2 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма, — М., 1990. — С.150.

и бед, что еще раз свидетельствует, насколько опасными могут быть философские, мировоззренческие и идеологические за-блуждения.

Конечно, указанные два компонента общественной органи-зации — люди и их взаимоотношения — еще не выражают всего содержания социальной структуры, они лишь ее главные, несущие опоры. Структура общества не двухмерна, а много-мерна. Она представляет собой совокупность множества раз-личных частей и элементов, которые могут быть сведены к двум основным только в теоретическом анализе. Реальное, жи-вое общество предстает перед нами в ярком многообразии об-разующих его элементов и частей. Эти части скреплены, слиты друг с другом благодаря множеству связей, взаимодействий, которые и превращают совокупность элементов социальной структуры в единую, целостную общественную систему, подоб-но тому, как тесные связи, существующие между отдельными живыми клетками, создают единый человеческий организм.

В чем суть ключевых понятий системного анализа соци-альной структуры общества?

Общество, конечно, существенно отличается от других при-родных систем, как биологаческих, так и физических, своей особой сложностью.

Поэтому при описании социальной системы, наряду с по-нятиями общей теории систем — «элемент», «система», «струкгура», «организация», «отношение», ІІшроко используется и специфические социально-философские понятия — «субъекг», «объекг», «ң цеалъное», «социальная деятельносгь» и др.

Понятийный аппарат для описания общества как единого организма создавался в процессе длительного развития фило-софской мысли.

Первые представления о системности в природе и обществе зародились еще в античной философии в ввде общей концеп-ции об упорядоченности, целостности бытия. Но наиболее ак-тивно проблему системности общественной жизни разрабаты-вали такие крупнейшие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. Именно им принадлежит заслуга детальной разработки содержания основных для решения данной пробле-мы понятий. Это содержание можно свести к следующему.

Под элементом или частью общества понимается мельчай-шая частица системы или их совокупность: в качестве элемен-тов и частей общества могут выступать те или иные социаль-ные субъекты, отношения, институты. Указанные понятия обо-значают нечто относительно простое, более элементарное, чем система. Составляющие общество элементы, части подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны.

Под отношениями понимается определенная связь, зависи-мость между субъектами, составляющими общество. Отноше-ния — своего рода цементирующий материал, который сплачи-вает людей в общество, превращает его отдельные элементы, части в прочный монолит. Устойчивые, повторяющиеся, посто-янные отношения, зависимости межцу людьми постепенно приводят к формированию стабильных социальных групп, ор-ганизаций, институтов, вступающих в свою очередь во взаимо-отношения между собой. Чем богаче, многообразнее социаль-ные отношения, тем более развитым, демократичным является общество.

Понятие «структура» как раз и отражает степень развития общества, сложившуюся в нем определенную форму устойчи-вых связей, отношений, совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, обеспечивающих целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. Струкгура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма органи-зации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей.

При характеристике социальной жизни также часто упот-ребляются понятия «субъект» и «объект». Они противоположны по смыслу. Под субъектом понимается явление, выступающее как носитель активности, направленной на объект, представ-ляющий собой в данном случае более пассивное явление. Под объектом, таким образом, понимается явление, на которое на-правлена акгивность субъекта — познавательная или предмет-но-практическая.

И наконец, «социальная система» является обобщающим прнятием данной темы. Оно охватывает всю совокупность со-циальных объектов и субъекгов, их свойств и отношений, обра-зующих целостный социальный организм.

В чем заключаются основные признаки социальной смрук-туры как сверхсложной састемы?

Социальная система, как уже отмечалось, отличается от сис-тем, существующих в природе. Каковы же ее харакгерные от-личия?

• Во-первых, множественность составляющих общество элементов, подсистем, уровней, а также их функций, связей и взаимоотношений.

• Во-вторых, разнокачественность социальных элементов, среди которых, наряду с разнообразными материальными, имеются и еще более многокрасочные вдеальные, духовные. Вот почему при исследовании общества особенно плодотвор-ным оказывается комплексный подход, использующий методы и гуманитарных, и естественных наук, свидетельством чего могут служить известные концепции В. И. Вернадского, Л. Н. Гумшіева и др.

• В-третьих, особую специфику социальной системе при-дает уникальность ее основного элемента — человека, обладаю-щего широкими возможностями свободного выбора форм и способов своей деятельности, поведения, что придает развитию общества большую степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости. Обоснование этой мысли является одной из центральных задач философии.

Но по мере выявления философской мыслью особой слож-ности и многообразия общественной жизни, стало усиливаться и стремление философов отыскать какое-то единое основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие. Причем социология в этом отношении лишь следовала за другими науками, каждая из которых обнаружива-ла тот или иной «первокирпичик» в своей области познания: физика — элементарные частицы, химия — атомы, биология — живые клетки, психологая — явления раздражимости.

Какова переооснова, субстанция общественной жизни?

Упорно размышляя над этим вопросом применительно к обществу, социологи после долгих дискуссий пришли к общему ответу, что все внешне разнообразные явления общественной жизни представляют, в сущности, ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Так рассуждал О. Конт — один из основателей современной социальной философии.

Развивая его мысли, М. Вебер увидел основу в социальном действии, которое он определял как человеческое поведение, направленное на другого человека. В принципе соглашаясь с М. Вебером, другой известный социолог Т. Парсонос рассмат-ривал социальную систему как совокупность «взаимоотно-шений между исполняющими свои роли людъми». К этим представлениям о первооснове общества был близок и К. Маркс, утверждавший, что общество есть «продукг взаимо-действия людей».

Таким образом, общий ответ на вопрос о первооснове об-щества свелся к тому, что все многообразие общественных яв-лений представляет в своей сущности тот или иной вид дея-тельности людей. Именно человеческая деятельность представ-ляет собой как бы скрытую, тайную сущность, первооснову, субстанцию всего социального. Современная социальная фило-софия ввдит в социальном действии исходный пункг всей сис-темы общественных отношений, средство интеграции различ-ных областей социального знания.

Как объяснить понятие «многомерность обществетой жизни»? Какие ее аспекты выделяются при социальном анализе?

Признавая исключительное значение феномена человече-ской деятельности, современная социология вместе с тем пре-дупреждает о связанной с этим опасности искусственного уп-рощения, обеднения реально существующего многө образия, сложности и многомерности социального пространства. При этом особое внимание обращается на то, что при всем фунда-ментальном, системообразующем значении социальной дея-тельности она все же не является исчерпывающим, конечньш, «далее неделимым» основанием человеческого существования. И в первую очередь по двум основным причинам:

• социальная деятельность, акгивность порождается и оп-ределяется коренящимися в ее основе различными материаль-ными и духовными потребностями, интересами, мотивами, ценностными ориентациями людей;

• акгивная человеческая деятельностъ нередко порождает в качестве своего неожиданного результата целый мир чуждых человеку-творцу вещей или даже враждебных ему социальных

отношений и институтов, политических и идеологических яв-лений.

Поэтому, признавая, что социальная деятельность является основой общественной жизни, следует, однако, знать, что она не сводится только к ней. Признание наличия в социальной системе фундаментальной основы, опорных конструкций не исключает, как уже указывалось выше, представлений о много-мерности, сложности общественной жизни. Поэтому она может бьпъ понята не только с точки зрения совокупности отдельных видов деятельности, но и во многих других аспектах. Напри-мер, как совокупность отдельных социальных групп, как опре-деленная струкгура различных общественных организаций, или же как сложная сеть отношений, связывающих людей, группы и организации.

Так, в качестве относительно самостоятельного предмета рассмотрения может быть выделена исторически сложившаяся в ходе современной деятельности людей устойчивая структура социальных общностей, включающая в свой состав такие груп-пы, как семья, род, племя, нации, классы, сословия, касты и т.п.

Специально выделен и рассмотрен может быть также и другой важнейший аспект общественной жизни — структура связей, зависимостей, отношений между людьми. Этот аспект можно исследовать по отдельным крупным сферам жизнедея-тельности общества, таким, как экономическая, политическая, духовная, религаозная и др. Причем рассматриваются как от-ношения внутри каждой из этих сфер, так и между ними.

Столь же правомерен и анализ общества с точки зрения существующих в нем многообразных организаций, учреждений и институтов, возникающих с целью обеспечения устойчивости социальных отношений. Эта структура также включает множе-ство социальных образований, в том числе различного рода производственные предприятия, учреждения сферы образова-ния, культуры, науки, здравоохранения, центральные и мест-ные органы власти,)т.е. всю разветвленную сеть политических, экономических и культурных организаций, удовлетворяющих различные потребности человека.

Допустим, наконец, и так называемый универсальный, или синтетический, подход к пониманию структуры общества. При таком подходе общество представляется как состоящее из от-

дельных личностей; из малых Ірупп, отдельных коллективов; из больших социальных Ірупп и их организаций; из отдельных народов, наций и государств; из международных, межгосудар-ственных объединений и организаций. Причем каждый из этих элементов находится в системе сложных взаимосвязей друг с другом, как вертикальных, так и горизонтальных.

Анализ перечисленных многообразных аспектов социальной системы ~ ввдов деятельности, социальных отношений, общ-ностей, общественных институтов — составляет, по сути, со-держание всей социальной философии как науки. Не ставя пе-ред собой задачи в данном разделе раскрыть все это содержа-ние, остановимся на характеристике того аспекта социальной системы, который составляет ее субстанциональную основу, т.е. на современной деятельности людей, ее сущности и структуре.

Каковы основные мементы социальной деятельносма как субствщионвлыіой основы общественной жазни?

Деятелыюсть определяется как специфически человеческая форма активногө отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное осмысление, изменение и преобразование. Это содержание реализуется с помощью ос-новных структурных элементов деятельности, которые присут-стауют уже в простейшем индивидуальном социальном дейст-вии.

Каковы же составные элементы, или кирпичики, из кото-рых складывается даже самое лростое социальное действие?

• Первым элементом в структуре любого социального действия, важнейшим и необходимым фактором всякой дея-тельности является человек, индивид, люди. Без человека не-возможна никакая социальная деятельность. Он — ее активная сторона, ее субъект. Но потому люди и являются субъектами, что их деятельность направлена на те или иные объекты.

Вторым элементом социального действия являются объ-екты деятельности. В качестве таковых могут оказаться не только вещи, но и люди, как это имеет место в деятельности врача, учителя, представителей некоторых другах профессий. Но все же чаще в этом качестве выступают'объекгы другого рода — вещи, которые в свою очередь четко разделяются на две подгруппы. Одна из них — орудия и средства материального

производства, а также орудия духовного производства, в част-ности, карандаш, ручка, пишущая машинка, компьютер, печат-ный станок и т.п. Другими словами, к этой группе объектов деятельности относятся все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим потребностям.

• Другая подгруппа объектов — средства, не менее необ-ходимые для человеческой деятельности, чем вещи, но не имеющие вешественного, материального характера. Данные объекты деятельности настолько своеобразны, отличны от ве-щей, что при рассмотрении струкгуры социального действия их обычно выделяют в особый, третий его компонент. Это язык жестов, звуковая и письменная речь, шформация, заключенная в различного рода носителях — на магнитных лентах, дискетах, картинах, схемах и т.п. Это сіімволы, знаки. Они, как и вещи, являются необходимым условием всякой человеческой деятель-ности. Воздействуя на наше сознание, символы и знаки обес-печивают целенаправленность индивидуальной деятельности, а при коллекгивной — также и ее согласованность. Если физиче-ские вещи служат непосредственно для приспособления чело-века к окружающей действительности, то символы облегчают для него, иногда многократно, решение этой задачи.

• Кроме названных трех, имеется и еще один, четвертый, необходимый элемент социального действия. Это связи, отно-шения между указанными основными факторами социального дей-ствия. Как показывает опыт, механический набор рассмотрен-ных трех элементов — людей, вещей и символов — не образует еще ни социального действия, ни социальной жизни в целом, если нет связи, взаимодействия между ними. Именно поэтому устойчивые, многократно повторяющиеся связи между людьми, вещами и символами, постепенно складывающиеся как на уровне индивидуального действия, так и на уровне социальных групп и всего общества, имеют исключительно важное значе-ние для общественной жизни.

Таким образом, существуют четыре элемента всякой чело-веческой деятельности — люди, физтеские вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, обра-зующие базовую структуру в многоплановой общественной сис-

теме. Соответственно четырем основным элементам простей-шего социального действия выделяются и четыре типа, сферы или области общественной деятельности:

• материальная;

• духовная; >

• регулятивная, или управленческая;

• деятельность обслуживания, иногда именуемая гумани-таріюй или социальной в узком смысле слова.

Все они, обеспечивая необходимые условия любой челове-ческой деятельности, одновременно создают предпосылки для жизнеспособности общества в целом.

Каковы же специфика и функции, т.е. характер решаемых задач, каждой из указанных четырех сфер социальной деятель-ности?

В чем эаключается специфика материальной и духовной сферы общесша?

Начнем с выявления особенностей сферы материааьного производства. Ее своеобразие состоит в том, что она призвана создавать определенные вещи, товары, необходимые для удов-летворения материальных потребностей людей, подцержания их активности в любой форме деятельности. Доминирующей фи-гурой здесь является работник физического труда, хотя в этой сфере, конечно, заняты и люди умственного труда, доля кото-рых все увеличивается. Здесь трудятся земледельцы, шахтеры, машиностроители, рабочие и инженеры, агрономы, руководи-тели предприятий. Значимость этой сферы для всего общества признана всеми. Трудом работников сферы материального про-изводства добывается сырье, создаются машины и механизмы, т.е. все необходимое как для удовлетворения собственных про-изводственных нужд, так и для материального оснащения сис-темы образования, науки, медицины, управления.

Именно в этой сфере создается и все необходимое для по-вседневной жизни людей: жилье, продовольствие, одежда и т.д. Однако это обстоятельство не дает оснований для преувеличе-ния, а тем более абсолютизации роли этой сферы.

Признавая болыную роль сферы материального производст-ва, современная социология все же склонна считать, что она является лишь одной из необходимых форм общественной ак-

тивности. Ее качественное отличие от других сфер жизни об-щества не дает оснований для того, чтобы сводить к ней всю разнокачественность, сложность человеческой деятельности. Тем более, что ряд известных современных исследователей (Д. Белл, Д. Гэлбрайт, 3. Бжезинский), ссылаясь на наметив-шийся переход развитых стран от экономики товаров к эконо-мике обслуживания, не без оснований утверждают, что в так называемом постиндустриальном обществе будет происходить дальнейшее падение роли материального производства1.

Все более возрастающую роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого прошводятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности.

Правда, эти ценности так или иначе материализуются в фи-зических вещах, их носителях — в книгах, картинах, скульпту-рах и т.п. Но все же главное в этих предметах не их материаль-ная сторона, а духовное содержание, заключенные в них вдеи, образы, чувства.

В процессе духовной деятелыюсти человек познает окру-жающий мир, его многообразие и сущность; разрабатывает сис-тему ценностного еознания, определяя значение тех или иных явлений для человека; благодаря полученным знаниям совер-шенствуются все формы деятельности, человек глубже познает самого себя, свой духовный мир. И хотя некоторые направле-ния современной философии доказывают ограниченность воз-можностей человеческого познания, выдвигая на первый план в качестве регуляторов человеческого поведения сферу подсоз-нательного, иррационального, нельзя не признать, что все дос-тижения современной цивилизации являются в значителыюй мере результатом развития науки, искусства, религаи, духов-ного производства в целом. Именно поэтому труд ученого, ху-дожника, композитора, конструктора, архитектора пользуется высоким признанием в обществе даже в кризисные моменты его развития.

Каковы особенносми управленческой сферы общественной жизни и сферы обслуживания?

В качестве еще одной сферы вьщеляется регулятивная, или управленческая деятельность, т.е. деятельность различного рода

1 Буржуазная социсшогия на исходе XX века. — М., 1986. — С. 246—250.

администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой сферы — поддержание связей между людьми, регу-лирование их деятелыюсти и общественных отношений. По-скольку связи и отношения возникают стихийно, естественно, первоначально они не нуждаются в специализированной дея-тельности по их регулированию. Но со временем для подцер-жания наиболее необходимых и важных связей формируются специализированные виды регулятивной деятельности и соот-ветствующие им организации. Деятельность последних направ-лена на обеспечение согласованности, упорядоченности во взаимодействии различных сфер общественной жизни. Без этого общественная жизнь так же невозможна, как невозможна она без материального и духовного производства.

Регулятивная, управленческая деятелыгость имеет свою структуру, подразделяясь, как и другае типы деятельности, на множество различных ввдов труда. Это прежде всего управле-ние людьми с применением различных способов и средств, включая принуждение, а также управление вещами. Именно такова функция законодательства о собственности, о земле и т.п. Управление осуществляется на различных уровнях: от государства до предприятия и семьи. Управленческая деятель-ность играет огромную роль в развитии общества, его судьбах, но ее часто поражают многочисленные болезни: злоупотребле-ние методами принуждения, насилия, репрессий, чрезмерное разрастание чиновничьего аппарата, бюрократизация, взяточ-ничество и т.п. По выражению Ю. Бохеньского, «чиновники, как и кролики, имеют естественную склонность к размноже-нию», они представляют собой «своего рода социальную рако-вую опухоль, которая растет за счет здорового организма и в конце концов убивает его, если не удалить ее вовремя»1. Воз-можно, что в этом саркастическом высказывании польского философа есть и доля преувеличения, но справедливость требу-ет признать, что история человеческого общества богата не только примерами большой полъзы, полученной от управленче-ских структур, но и немалого вреда, исходящего от них.

Высшей формой управленческой деятельности являетея по-литическая деятелъностъ. Именно на этом уровне решаются судьбы мшшионов людей. И именно поэтому цена допущенных здесь ошибок может быть особенно велика.

1 Бохеньский Ю. Сто суеверий. — М.: Прогресс, 1993. — С.172.

Но при всей важности политической и других видов соци-альной деятельности, следует отметитъ, что все они возможны только при наличии первого, главного условия общественной жизни — живых и активных людей. Создание предпосьшок для жизни, воспроизводства, активности людей составляет содер-жание четвертого вида общественной деятельности — социаль-ной деятельности в узком смысле слова, или деятелъности по об-служшанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания. Конечно, люди сами зани-маются своим воспроизводством, способны к самолечению, самообразованию, сами себя кормят, развлекают. Однако вос-производство, сохранение жизни, стимулирование активности, непосредственное обслуживание человека — настолько важное общественное дело, что общество не может доверить его пол-ностью отдельным людям, семье. Общество включается в этот процесс через школы, вузы, создает систему здравоохранения. Сфера обслуживания — одна их самых динамичных в обществе, высокий уровень ее развития, по мнению современных социо-логов, станет важнейшей харакгеристикой постиндустриального общества.

Итак, общественная структура возникает на базе четырех важнейших вкдов человеческой деятельности. Причем каждой из них соответствует специфическая сфера общественной жизни со своей внутренней структурой, множеством отдельных форм. Четкие представления об основных, необходимых для общества видах деятельности позволят понять всю его сложную структу-ры, а также свойства как единого, целостного социального ор-ганизма.

Каковы основные признаки общества как целостного орга-мизмв? Что такое самодоствточиость обществв?

Завершая рассмотрение структуры общества, следует отме-тить, что все выделяемые в ходе теоретического анализа типы деятелыюсти, социальные группы и институты, их взаимоот-ношения, образуемые ими сферы общественной жизни в ре-альности всегда существуют вместе, юаимосвязаны, перекре-Щиваются, взаимопроникают друг в друга, Поэтому указание свойств составных частей общества еще не объясняет полно-стью его общего состояния и его общего действия. Только на-ходясь в едшстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы

8 Осиовы философскнх знаний 225


создают общество как единую систему, как особый организм, об-ладающий не только свойсттами, присущими его отдельным частям, но и такими, которых нет ни у одной из составных частей. Если отделъная часть еще может быть в какой-то сте-пени понята вне целого, то целое, как учил Аристотель, может быть понято, хотя и на основе учета свойств составляющих его элементов, но вместе с тем только как нечто болыпее, как не-что иное, чем простая сумма своих составных частей. Причем это целое больше не только количественно, но и качественно, т.е. у системы как целого есть такие качества, свойства, кото-рых нет ни у одной из составляющих частей. Так, свойства во-ды не сводятся к качествам составляющих ее элементов — во-дорода и кислорода. А свойства живого организма не сводятся к характеристикам составляющих его отдельных клеток, орга-нов и тканей. Поэтому, чтобы понять общество как целое, нужно. изучить не только его части, но и выявить особые свой-ства общества как целого.

Существуют следующие свойства общества как целостного организма:

• самодеятельность;..,, ',.

• самоорганизация;

• саморазвитие; ^;;,, =,,

• самодостаточность.

Следует отметить, что если первые три свойства присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и со-ставляющим его сферам, группам, то свойство самодостаточно-сти характерно исключительно для общества в целом.

Самодостаточностъ — это способность системы своей собст-венной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность — главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятель-ности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиноч-ку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Лишь совокулность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодос-таточную социальную систему — продукт совместной деятельно-

сти людей, способных собственншш усилиями создавать все необ-ходимые условия для своего существования.

Что такое статика и динамика общественной жизиа?
Каково содержание ключевых понятий диммики
общества?
л

Как уже отмечалось, общество, как и природа, представляет собой противоречивое единство стабильности и нестабильно-сти, устойчивости и изменчивости. Поэтому социальный ана-лиз предполагает рассмотрение общества не только в статике, с точки зрения его структуры, но и в динамике, с точки зрения его изменения и развития.

В связи с этим во второй заключительной части данной те-мы ставится задача показать, что общество, хотя и представляет собой совокупность относительно устойчивых, стабильных структур, не находится в состоянии неподвижности, покоя. Об обществе, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно течет, движется, изменяется. Это свойство природы и общества было замечено уже античными философами. Наиболее полное и глубокое учение о развитии как всеобщем свойстве бытия создал Гегель. О. Конт и К. Маркс в своих философских систе-мах уделили болыпое внимание специфике социального разви-тия, его эволюционным и революционным формам. Современ-ные философы практически единодушны в том, что неотьем-лемой составной частью исследования социальных объекгов являются наряду с аспекгами структуры также и аспекты разви-тия. Иначе говоря, рассмотрение общества в статике, т.е. с точки зрения его организации, структуры, обязательно должно быть дополнено анализом его динамики, изменения и развития.

При исследовании этих проблем в социальной философии широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «факторы развития», «эволюция», «революция» и др. Рассмотрим кратко содержание этих понятий.

Процесс — это единая серия изменений в социальной систе-ме, т.е. в группах, институтах, других ее элементах. Возможны различные виды процессов: внутри личности, например, про-цесс самообразования человека; процессы, происходящие в от-ношениях двух индивидов; изменения внутри общности, между

ними; процессы изменений, охватывающие структуру общества в целом.

Существует и иной подход к классификации типов соци-альных процессов. Так, возможно выделение процессов, объе-диняющих, сближающих, уравнивающих людей или, напротив, разъединяющих, порождающих сцперничество, конфликгы.

Простейшим процессом является функционирование общест-ва, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной деятельностью, в рамках сложившихся структур и отношений.

Под изменением понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.

Развитие — есть частный случай изменений, возникающий, когда постепенные количественные изменения приводят к глу-боким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов структур и отноше-ний между нами.

Прогресс — одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в повышении степени приспособления и жизне-способности системы в меняющихся условиях ее существова-ния и связан с процессом усложнения системной организации.

Противоположньш прогрессу является понятие регресс — сужение шзможностей системы к саморазвитию и усвоению усло-вий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.

Анализ общества с точки зрения его изменения и развития включает следующие основные проблемы:

• направленность совершающихся в обществе изменений;

• источники или факторы развития;

• формы, в которых совершается любое развитие.

Существует ла направленность совершающихся в обще-стве ишенений? Что такое детерминизм?

При рассмотрении первой из указанных проблем следует учитывать, что существование постоянных, направленных из-менений в обществе признают далеко не все фшюсофы. Такую направленность развития от низших форм к высшим признают фшіософы-детерминисты (Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс). Ин-

детерминисты, или волюнтаристы, (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К. Поппер) абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике и связывая с ними все социальное раз-витие, отрицают его направленность и закономерность.

Детерминизм признает, как правило, не только направлен-ность исторического развития, но и его по преимуществу про-грессивный характер, т.е. исходит из того, что новые фазы со-циального развития при необходимости являются и более со-вершенными. Другами словами, развитие ведет к постоянному улучшению общества.

Вокруг проблемы прогресса велось множество дискуссий. Если определенная часть философов признает прогресс в эко-номической, политической, научной сферах жизни, то поступа-тельное развитие в области нравственной, в сфере морали ос-паривается многами из них в связи с отсутствием четких кри-териев морального совершенствования.

Тем не менее независимо от признания направленности, закономерности или прогрессивности происходящих в общест-ве изменений сам факт этих изменений, вызывающих постоян-ное обогащение социальной струкгуры и отношений между людьми, признается большинством философов, ибо трудно от-рицать обогащение духовной жизни людей, развитие науки, техники, расширение возможностей удовлетворения разнооб-разных человеческих потребностей.

Каковы основиые предпосшт развитеія общества? Нто такое социальные движения, каковы их виды?

Важным является и вопрос об источниках, факторах шіи причинах происходящих в обществе изменений.

Одна из них связана с непрерывным процессом функциони-рования общества, постоянной деятельностью людей по удовле-творению своих насущных потребностей. В результате совер-шенствуются их навыки и способности, более разнообразными становятся виды деятельности. Состав общества, социальных групп постоянно изменяется. Уже в силу этих естественных причин, длительных процессов, в ходе которых люди изменя-ются по возрасту, рождаются и умирают, поколения сменяют ДРУг друга, происходят достаточно глубокие изменения в струк-туре и организации общества.

Но кроме процессов повседневного функционирования, в общественной жизни обнаруживаются и более серьезные, ко-ренные изменения, затрагавающие основы жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и рево-люционных движений.

В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменением природных основ социальной жиз-ни, климатическими, биологическими и даже космическими факгорами (Ш. Монтескье, В. И. Вернадский, Л. Н. Гумилев, А. Л. Чижевский), другие искали эти причины в изменениях экономики, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу), третьи — в изменениях в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин).

Каждый из этих факторов, конечно, оказывает определен-ное воздействие на развитие общественной жизни, но их соци-альная роль неравноценна. Причем природные, экономические и культурные факгоры теснейшим образом связаны между со-бой. Так, увеличение рождаемости (природно-биологический факгор) приводит к быстрому развитию общества только в со-четании с одновременным развитием производства, образова-ния, медицинского обслуживания.

Весьма велика роль технических изобретений и научных от-крытий. Изобретение и широкое применение паровой машины в XVIII в., в частности, предопределили Промышленную рево-люцию, а затем вызвали к жизни новый тип индустриального общества с развитой промышленностью, буржуазией и проле-тариатом. Развитие орудий труда, прогресс техники и науки, как убедительно показывает исторических опыт, изменяет все области общественной жизни, струкгуру различных общностей людей — болыпих и малых, их культуру и способ удовлетворе-ния потребностей.

Большую роль играет культура, в том числе ее международ-ное взаимодействие. Тақ, активный перенос в Японию в XX в. достижений науки из Западной Европы и США содействовал тому, что в сравнителыю короткий исторический срок, несмот-ря на поражение во Второй мировой войне, Япония преврати-лась в одну из самых высокоразвитых стран мира. К сожале-нию, истории известно немало примеров и противоположного

характера, когда проводимая господствующими силами полити-ка изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых товаров доводила могущественные государства до глубо-кого кризиса упадка, в результате устаревания институтов и социальных структур.

Опыт истории убедительно показывает, что культурное творчество может создавать реальную угрозу существующим институтам, социальным структурам и власти. Поэтому оно по-стоянно контролируется властью, государством. Многовековая история развития науки и техники, литературы и искусства, фшюсофии знает немало примеров ожесточенного сопротивле-ния новым идеям и теориям (дарвинизму, генетике, киберне-тике), техническим изобретениям (внедрению паровых машин, компьютеров), культурным ценностям.

Вместе с тем при всем значении экономических, культур-ных и других социальных предпосылок общественного развития, нельзя не учитывать и того, что все люди являются живыми организмами, входящими в состав биосферы планеты Земля. Люди, как и другае живые существа, подвержены действию сил притяжения, электромагнитных полей, космических лучей, термодинамических воздействий. Для природных феноменов, какими являются и люди, надо искать не только социальные, но и природные причины их изменения и развития. Поэтому современная философия, опираясь на последние достижения естественных наук, активно разрабатывает концепцию соци-альной жизни как явления, движущими силами которого явля-ются также и природные, биосферные факторы, например, ис-следованные Л. Н. Гумилевым ритмы этногенеза, включающие фазы подъема, депрессии и упадка. Другой русский ученый А. Л. Чижевский установил связь циклов активности Солнца с биологическими и социальными процессами на Земле.

В связи с этим современная философия видит свою задачу в том, чтобы исследовать все природные и социальные факгоры, так или иначе инициирующие процессы изменения и развития общественной жизни. Постепенно накашшваясь, все эти фак-торы и порождают могучие реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс глубоких социальных перемен.

Каковы причины массовш социальнш движений? Что та-кое революционная симуация?

 

Глава

Философская концепция культуры

Каково соотиошеиие и взаимосвязь природы, общества и кулыпуры? Как понимается кулыпура в широком и узком смысле слова? _ _

Культура изучается различными науками: культурологией, социологией, историей. Каждая из наук дает ей свое истолкование. Для философии характерен системный, целостный под-ход к категории культуры общества. Философская концепция культуры включает рассмотрение двух основных проблем: і

• сущность культуры, ее соотношение и взаимосвязь я обществом и природой; ]
/ • основные структурные компоненты культурной жизни, I специфика каждого из них.

~Что же такое культура? Первоначальный смысл латинского слова «культура» означал обработку земли, уход за нею, ее при-способление к человеческим потребностям. И сегодня под культурой понимается совокупность средств, используемых че-ловеком для жизни, созданная им «вторая природа», искусст-венный дом, позволяющий ему выжить в суровых условиях ес-тественной, «первсй» природы.

Итак, Гв. самом общем, широком, философском смысле " і^шьтура — это все, что человек производит, и сам способ дан-ного производства. Причем это не только духовные, но и мате-риальные ценности...-«-««„^«^™,, ^

В Іаком широком смысле, включаіоіцем" всё мнбгообразйф ее материальных и духовный проявлений, говорят о культуре палеолита и неолита, египетской и древнегреческой, культуре Востока и Запада, социалистической и буржуазной.

В этом широком смысле культура выступает с точки зрения своего генезиса как результат взаимодействия трех основных компонентов: природы, отдельных людей и общества в целом. Причем будучи порожденной их совокупностью, та или иная конкретно-историческая культура оказывается относительно независимой от каждого из этих компонентов, как это проис-ходит с выдающимися научными открытиями, памятниками архитекгуры, великими произведениями искусства, философ-скими и религаозными идеями и т.п.

Следовательно, культура как совокупность всех материаль-ных и духовных ценностей генетически связана с природой, с конкретным обществом и людьми, ее создавшими. Но вместе с тем она относительно независима от них, автономна. После своего возникновения она начинает свою относительно само-стоятельную жизнь, которая иногда продолжается тысячеле-тиями. Такова судьба египетских пирамид, афинского Парфе-нона, римского Колизея, московского Кремля.

Однако в указанном широком смысле категория культуры включает и такие порождения рук человеческих, как атомная бомба, гильотина, Освенцим, Бухенвалвд, направленные на уничтожение человека.

Поэтому в философии дается определение культуры и в уз-ком смысле слова. Под ней уже понимаются не все материаль-ные и духовные ценности, а только та их часть, которая спо-собствует существованию и развитию человека как уникально-го, общественного существа, его совершенствованию, облаго-раживанию, улучшению. В этом узком смысле культура пред-стает как совокупность двух подсистем.

• Как совокупность материальных и духовных условий, которые не позволяют человеку опуститься ниже достигаутого уровня «человеческих требований», вернуться к животному уровню, что обусловливается определенными требованиями к условиям жилья, личной гигаены, питания, к одежде, а также общепринятыми нравственными нормами. Выполняя эту функцию культура, конечно, как говорил В. С. Соловьев, не может обеспечить превращения земли в рай, но может не до-пустить ее превращения в ад.

• Не ограничиваясь этой первичной задачей, культура, кроме того, выступает и как совокупность материальных и духовных ус-ловий, способствующих дальнейшему развитию, совершенствош-нию человеческой природы, разума, чувсгв человека, его способ-ности понимать себя, других, свое место в мире.

Выполнение этих двух функций требует от общества, деяте-лей культуры напряжения всех сил, особенно в условиях кри-зисных ситуаций. Неимоверную трудность выполнения задач культуры очень образно выразил современный поэт:

Слой человека в нас чуть-чуть,

Наслоен зыбко и тревожно. ^,...

Легко в скотину нас вернуть, ғ г8р«*

Поднять обратно очень сложно1.

Итак, определение культуры в узком смысле слова как бы возвращает нас к исходному, принятому еще во времена ан-тичности смыслу этого термина, под которым понимается со-вокупность условий, способствующих сохранению и улучше-нию, «обработке», облагораживанию духовных и телесных ка-честв человека.. •>.аг'К-.'.? '< '-, гіг.-,: гешгіэ яО- •>, •.-. •-..-•>. ^.;..-

8 чем заключается многоплвновость, сложиость структу-кулшурной жизни?...,.

Многопрофильность культуры, многообразие решаемых ею задач обусловливают и сложность ее структуры, большое раз-нообразие составляющих ее компонентов и частей. Харакгер этих составных частей культурной жизни определяется крите-риями, избранными для ее анализа.

Так, при подходе к культуре как к одной из разновидностей социальной деятельности в ней выделяются следующие два ас-пекта.

Субъектный, деятельностный аспект, рассматривающий культуру как процесс, совокупность норм, приемов, процедур, которые задают характер всем другам формам деятельности людей — экономической, политической и т.д. С этих позиций, в частности, может быть выделена совокупность норм и проце-дур, характерных для недемократической и демократической разновидностей культурной жизни, глубокие различия между которыми наиболее ярко выражены, например, в спартанской и афинской культурах Древней Греции.

Объектный, ценностный подход, рассматривающий культуру как определенный итог, результат культурного про-цесса, творческой деятельности. В этом случае культура пред-стает как исторически сложившаяся система материальных и

1 Губерман И. Гарики на каждый день. — М.: Эмиа, 1992. — С.7.

духовных ценностей, а также религиозных, философских, на-учных, этических и эстетических.

Если первый, деятельностный подход к анализу культуры применяется широко в социологии, то второй, ценностный, преобладает в культурологаи.

Иначе выглядит структура культурной жизни при анализе соотношения в ней материальных и духовных компонентов. При таком подходе мир культуры подразделяется на две под-системы: материалъные и духовные ценности.

• К материалъным воплощениям кулътуры обычно относят
состояния техники, условия труда, жилья, характер одежды, а
также уровень таких организаций, как государственная систе-
ма, судопроизводство, армия, система образования.:

К духовным проявлениям кулыпуры относят достижения нау-ки, нравственноста, искусства, религии, правоюго и политиче-ского сознания, соответствующие вдеи, нормы, теории.

При этом, конечно же, учитывается условность подобного разделения, поскольку культура представляет собой определен-ную целостность, единство, в котором материальная и духовная стороны теснейшим образом переплетены между собой.

Каменный топор так же воплощает в себе всю первобытную культуру, как компьютер — современную.

И наконец, структура культуры может быть представлена с точки зрения степени ее рационализированности, системности. С этой позиции она тоже подразделяется на две подсистемы:

• научное, высокорационализированное, теоретическое сознание;

• обыденное, бессистемное, фрагментарное сознание, в котором велика роль эмоциональных, иррациональных момен-тов, предрассудков, суеверий и т.п.

В последующем мы сосредоточим внимание на особенно-стях основных форм духовной культуры, в которых наиболее ярко выражается ее сущность: религии, науке, искусстве и мо-рали.

В чем сущность религиознои веры и какоеы ее особетости?

Религия является одной из древнейших форм культуры, ду-ховного освоения человеком окружающего мира.

Религию можно определить как совокупность взглядов, а также соответствующих организаций, основанных на способно-

сти людей верить в существование богов — сверхъестественных творцов и правителей мира.

Психологическая основа религии коренится в сфере под-сознания, в иррациональном стремлении человека идолопо-клонству, к поклонению какой-либо высшей силе, родителям, друзьям, политическим лидерам, богам.

Религия как одна из форм духовной культуры характеризу-ется рядом особенностей.

• Религиозные верования весьма многообразны, они име-ют много разновидностей. Одной из древнейших видов религии был политеизм, многобожие. Этот ее вид господствовал в дох-ристианской Древней Греции, Риме, а также на Руси. Более развитой религией стал монотеизм, проявлениями которого яв-ляются современные мировые религаи христианство и ислам.

• Все религии отличаются большим динамизмом, их со-держание постоянно видоизменяется. Так, христианство, имевшее в ранний период своей истории форму веры в лично-го, персонифицированного Бога — теища, в период Возрож-дения стало приобретать вид религии пантеизма, так называе-мого общего Бога, Бога-субстанции, растворенной в природе. В Новое время появилась еще одна разновидность христианской религии — деизм, который вообще выводил Бога за пределы природы.

> И наконец, своего рода «верой наизнанку» является широко распространившийся в Западной Европе с конца XVIII в. ате-изм. Атеизм есть отрицание Бога. Он представляет собой как бы веру в ничто, веру наоборот. По определению Ф. М. Достоевского, атеисты веруют в атеизм как в новую веру, никак при этом не замечая, что уверовали в нуль.

Атеистическая критика, хотя и приобретала порой крайне резкий характер, как это имело место в советский период исто-рии России, тем не менее не смогла вытеснить иррациональ-ную потребность людей в поклонении Богу. Вместе с тем ате-изм сыграл не только разрушительную, но и созидательную роль, способствуя совершенствованию, реформированию, мо-дернизации, осовремениванию религиозной веры.

Именно в результате атеистической критики современная христианская и мусульманская религии видят в Боге не столько всемогущего властителя, сколько существо гуманное, человеч-ное, любящее, жертвенное. По мнению русского фшіософа

Н. А. Бердяева, атеизм, таким образом, выполнші историче-скую задачу «углубления богопознания». *

Благодаря указанным особенностям религаозной веры она на протяжении всей человеческой истории сохраняла свое огромное влияние и сегодня остается неотьемлемой составной частью духовной культуры.

Наибольшим влиянием в современном мире пользуются три религии: ислам, буддизм, христианство. Каждая их них имеет свои разновидности. Так, в христианстве исторически сложи-лись католическая, протестантская и православная церкви. Сегодня подавляющая часть населения земли, по некоторым подсчетам до девяти десятых, являются верующими, исповеду-ют ту или иную религиозную веру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.