Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы сознания. Духовное и практическое освоение мира






В чем заключаются два промивоположных способа решения проблемы соотношения материи и сознания?

Уже философы древности исходили из представления о двухмерности бытия, его разделенности на два основных типа: материальное и идеальное. Поэтому наряду с понятием «материи» одним из базовых философских понятий стала ка-тегория идеального. Проблема идеального, духовного мира в целом и субъективного мира человека, его индивидуального духовного мира на протяжении тысячелетий привлекала вни-мание философов.

Однако и сегодня духовный мир человека хранит многие свои тайны, по-прежнему оставаясь своего рода «вещью в се-бе». Стремясь выработать новое понимание человеческого духа, современная философия обобщает и анализирует все сведения о нем, накопленные в разных областях теории и практики. При этом она опирается на выводы классики о специфике идеалъ-ного бытия, его соотношении с бытием материальным.

Заслуга наиболее глубокой разработки проблемы вдеального принадлежит Платону. Именно он впервые обосновал концеп-цию удвоения мира, представив его как состоящий из мира вечных, неизменных сущностей — идей и мира изменчивых, конечных во времени материальных предметов.

Эти мысли Платона получили признание и дальнейшее раз-витие в средневековой религиозной фшюсофии, исходившей из признания существования двух миров — божественного и зем-ного, а в человеке — двух начал — духовного и телесного.

По мере развития философской мысли внимание филосо-фов вновь и вновь обращалось к выяснению специфики иде-ального, выявлению его отличий от материалыюго. Причем решение этих вопросов в рамках материализма и идеализма всегда было неодинаковым. Острые споры велись вокруг сле-дующих двух вопросов:

• какова специфика идеального, в чем состоит его отли-чие от материального;

• каково соотношение, субординация этих двух реально-стей, какая из них является порождающей, первичной.

Позиция философов-материалистов, начиная с Демокрита, состояла в том, что идеальные, духовные явления производны от материальных и потому тождественны им, представляют со-бой то же самое по своим свойствам, что и явления материаль-ные. По мнению Демокрита, душа человека, как и весь окру-жающий мир, состоит из атомов, только более легких и под-вижных1.

Точка зрения философов-идеалистов начиная с Платона со-стояла в том, что идеальное представляет собой качественно иной вид реальности, резко отличающийся от материального. Так, подцерживая и развивая линию Платона, немецкий фило-соф Г. Лейбниц говорил, что, если даже можно бьшо бы увели-чить мозг до размеров болыпой ветряной мельницы, то и в этом случае в нем не удалось бы обнаружить каких-то носите-лей идеалыгого; там нельзя было бы увидеть ничего, кроме от-дельных нервных клеток. Следователыю, идеальное не есть ма-териальное, а есть нечто иное.

И сегодня философы-идеалисты, продолжая спор с мате-риалистами, говорят, что мнение о тождестве материального и вдеального столь же безосновательно, как и утверждение, что масло есть то же самое, что и дерево, а вода есть то же самое, что и железо. Конечно, идеалисты не отрицают существующей связи, взаимодействия между двумя ввдами бытия, но связь и взаимодействие, подчеркивают они, далеко не то же самое, что тождество.

Самые чувствительные физические приборы типа «детек-торов лжи», созданные современной наукой, потому и не яв-ляются вполне точными, что они фиксируют только факт взаи-

1 Лурье С.Я. Демокрит. — Л.: Наука, 1970. — С.315.

модействия физического и психического, а не сам феномен идеального, в котором нет ни грамма материального, вещест-венного.

Идеалисты исходят из того, что духовное существует в ввде особого мира идей, основу которого составляет некоторая со-вокупность наиболее общих понятий, универсалий, таких, как сущее, единое, истинное, благое, прекрасное и т.п.

Концвпция идеализма представляет идеальное не только, как нечто совершенно иное, чем материальное, но и как при-оритетную субстанцию, существующую до и независимо от ма-териального мира, как явление, существующее изначально и объективно и обладающее способностью порождать все мате-риальное.

Однако и в позиции идеалистов есть свои уязвимые места, слабости. К их числу относится вопрос об источниках, причи-нах возникновения идеального мира. Этот вопрос в идеалисти-ческой философии, как и в религиозной, или вообще не ста-вится, обходится, шіи же, как в системе Гегеля, связывается с вечным мировым разумом, абсолютной идеей, выступающими в качестве первопричины. Именно эти, опять-таки идеальные субстанции, по Гегелю, и порождают в процессе своего посту-пательного развития всю существующую действительность.

Это объяснение происхождения вдеального долгае время критиковалось материалистами как совершенно необоснован-ное, мистическое.

Тем не менее данная мысль находит сегодня естественно-
научное подкрепление: ряд физиков высказали предположение,
что наша Вселенная произошла из некоего смыслообразующего
вакуума, творческого первоначала1.?

Но поскольку эти объяснения генезиса Вселенной носят ха-рактер научной гапотезы, в современной философии сохраня-ют свое влияние и другае концепции происхождения идеаль-ного. К их числу относится и материалистическая теория от-ражения.

Каково содержание материалистической концепции созна-
ная кок высшей формы отражения? В чем состоят досто-
анстаа и недосімтки этой концепции?
«

1 См.: Вайнберг С. Первые три минута. Современный взгляд на происхождение Вселенной. — М.: Наука, 1987.

 

Ші Теория отражения, разработанная философией материализма, дает достаточно обоснованный, хотя и небезупречный, ответ на вопрос о происхождении вдеального из материального.

Ее исходным положением является мысль о том, что мате-риальные предметы не только взаимодействуют, но и воспро-изводят, отражают друг друга. Отражение — есть одно из уни-версальных свойств материи. В результате длительной эволю-ции этого свойства материи и возникло человеческое сознание, представляющее собой высшую форму отражения.

Под отражением понимается такое взаимодействие, под влиянием которого происходит изменение структуры предметов, вступающих во взаимодействие. Свойство отражения присуще как живой, так и неживой природе, оно универсально. Причем характер этого взаимодействия на разных уровнях организации материи качественно различен.

Так, на первом, низшем уровне неживой природы имеют ме-сто физико-химические формы отражения, взаимодействия в ввде механических перемещений, тепловых, звуковых, магаит-ных воздействий, химических реакций и т.п.

На втором, биологическим уровне организации материи по-являются более высокие формы взаимодействия живых орга-низмов в виде простейших реакций раздражимости растений и микроорганизмов, чувствительности животных, связанной с простейшими рефлексами, инстинктами, а у высших животных — с ощущениями и восприятиями.

И наконец, на третьем, социальном уровне отражения появ-ляется сознание человека, включающее наряду с чувственным, еще и рациональные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эволюции форм взаи-модействия материальных систем.

Но у сторонников материалистического объяснения проис-хождения сознания есть немало противников. Они указывают на ряд слабых мест, недостатков теории отражения.

• По их мнению, эта теория основана на подмене поня-тия «тождества» понятием «связи». Между тем наличие связи еще не обязательно свидетельствует о сходстве, а тем более близости, тождестве двух предметов. По остроумному замеча-нию одного из критиков материалистических концепций фран-цузского философа А. Бергсона: плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с нею, но

это не означает, что плащ и есть вешалка. Точно так же и ма-териальное с идеальньш. Хотя они и связаны между собой, что и следует из теории отражения, но никак не тождественны друг другу, а наоборот, принципиально, качественно различаются.

• Кроме того, о том, что сознание нельзя свести только к результатам отражения, свидетельствует и содержание наших знаний, психики, культуры: в них велика роль знаний, полу-ченных независимо от процессов отражения в результате авто-номной, творческой акгивности самого сознания, а также с помощью процессов интуиции, различного рода предчувствий, творческого воображения.

Таким образом, ни идеалистическое, ни материалистическое объяснение происхождения сознания не является полностью обоснованным, вполне убедительным.

Очевидно, поэтому среди совремвнных философов все бо-лее широкую поддержку находит представление о том, что бы-тие изначально возникло в двух формах: материальной и иде-альной.

По мнению В. С. Соловьева, «весь действительный мир со-стоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внут-реннем взаимодействии вдеальной и материалыюй природы».1 Великий русский философ видел выход из всей этой смуты ума в том, чтобы отказаться от коренного заблуждения, произво-дящего путаницу, т.е. признать, что и мертвое вещество и чис-тое мышление, и «всемирный механизм и всемирный силло-гизм» суть лишь отвлечения нашего ума, которые сами по себе существовать не могут, но имеют действительность лишь в том, от чего они отвлечены, в чем-то третьем, что не есть ни без-душное вещество, ни бесплотная вдея2.

Эта компромиссная точка зрения на проблемы соотноше-ния материального и идеального, восходящая еще к Аристоте-лю, очевидно, потому и привлекает симпатии, что вообще сни-мает необходимость весьма, как мы ввдели, сложного обосно-вания превращения одного в другое.

Главная трудность такого объяснения связана с действи-тельно глубокими реальными различиями этих двух форм бы-тия, которые независимо от каких бы то ни было логических

1 Саловьев В.С. Соч. В 2-х т. Т.1. - М., 1988. — С.ЗЗО.

2 Там же.

Основы философских зна

 

ухшцрений не позволяют убедительно показать возможность порождения материального идеальным или же наоборот.

Эти глубокие различия обнаруживаются при рассмотрении основных признаков духовного, идеалыюго бытия.

Какможно охаракшризовать признаки идеального быпшя? 8 чем его оімичия от бытия материалмого? Что пони-мавтся под акмивностью сознания?

Специфика идеального бытия, сознания и его продуктов признается сегодня болыпинством философов: и материали-стов, и идеалистов. Эта специфика выражается в ряде призна-ков, свойств идеального бытия, индивидуального и обществен-ного сознания.

• В качестве первого из основных признаков выделяется характеристика вдеального бытия как явления автономного, су-ществующего относительно самостоятельно от материального, наряду с ним. Так, одновременно с вещами существуют слова, формулы, законы, нравственные нормы, научные теории и т.д. Иначе говоря, существует человеческая культура, а может быть и мировой Разум или Бог.

• Сознание существует автономно, но не изолированно от материального. Оно связано с таким материальным явлением, как человек с его мозгом. Если мировой Разум существует на уровне научной гипотезы, то человеческое сознание — на уровне установленного научного факга, подтвержденного всей современной биологаей, анатомией и физиологаей человека.

Человек есть двуединое психо-физическое существо, вклю-чающее в себя слой физический, телесный, сближающий его с животными, и слой психический, духовный, идеальный, отде-ляющий его от них.

Указанные два признака — автономия сознания и его связь с материальным — уже дают основания для определения сущ-ности сознания: сознание есть свойство человека, его способ-ность создавать идеальный образ мира и с его помощью преобра-зовывать себя и окружающую среду в процессе своей предметно-практической деятельности.

Уточняя это определение, нужно сказать, что данная связь идеального с материальным осуществляется по двум направле-ниям, или каналам: с одной стороны, сознание связано с чело-веком, его мозгом, а с другой — с окружающей человека внеш-

ней средой, природной и социальной. Как искра высекается в результате трения двух камней, так и идеальные продукгы соз-нания возникают только благодаря взаимодействию человека с внешней средой.

• В связи с этим еще один признак сознания состоит в том, что оно представляет собой продукт длительного процесса, эволюции, истоки которой восходят ко времени появления жиз-ни на Земле. В результате такой эволюции и сложилось созна-ние в виде весьма сложной струкгуры, включающей ряд ком-понентов, или этажей. Этажи психического, идеального соот-ветствуют основным этапам биологической эволюции, самоор-ганизации природы. Эти этажи, ступени, формы идеального мира свидетельствуют о его постепенном усложнении. Все дан-ные компоненты, хотя и существенно отличаются друг от дру-га, тем не менее являются лишь разными проявлениями одной и той же субстанции — идеального бытия.

Наиболее древним слоем человеческой психики является уровень подсознания. Его основные формы проявления — ин-стинкты, безусловные рефлексы, регулирующие поведение че-ловека в обычных, повседневных, «штатных ситуациях».

Другим, более развитьш слоем идеального, является сфера чувственного сознания, функционирование которой обеспечива-ется пятью органами чувств: слухом, зрением, обонянием, вку-сом и осязанием. Идеальное проявление активности этого уровня сознания — наши ощущения и восприятия, т.е. ком-плексы ощущений.

Еще один уровень сознания, уже собственно человеческий, — сфера мышления, рационального сознания. Это способность че-ловека воспринимать не только отдельные предметы, но и не-видимые связи, взаимоотношения между ними и выражать их в форме понятий и образов, представлений и суждений.

И наконец, важный уровень сознания — способность челове-ка к творческому воображению, так называемое сверхсознание, формами выражения которого являются такие уникальные формы человеческой психики, как озарение, откровение, ин-туиция, вера. Продукгом именно этой сфвры сознания стали великие открытия и всеохватывающие философские и религи-озные системы.

Сложность, многогранность струкгуры идеального бытия породили длительные дискуссии о соотношении его основных

компонентов. Спор между рационалистами и иррационалиста-ми продолжается й поныне.

Но как бы ни был многообразен мир идеального, формы его проявления, он тем не менее во всех своих формах сохра-няет единое качество идеального, бесплотного, невеществен-ного бытия. Однако, несмотря на свою бесплотность, ң цеаль-ность, этот мир отнюдь не пассивен, а весьма действен, акти-вен.

• Следующим и последним важнейшим признаком созна-ния является его действенность, активность. Опираясь на свою способность к идеальной активности, на многогранную психи-ку, человек активно преобразует мир и самого себя.

Правда, как свидетельствует исторический опыт, эта чело-веческая акгивность может давать неоднозначные, противоре-чивые результаты. Плодами человеческой деятельности являют-ся не только Собор Парижской Богоматери и Тадж-Махал, но также Бухенвальд и Освенцим.

И все же, несмотря на противоречивость результатов актив-ности человеческого разума, следует признать, что все плоды цивилизации, которыми люди пользуются сегодня, являются итогом акгивности разума и рук человека.

Поэтому понимание природы идеального, его соотношения и связи с материальным и стало важнейшей фшюсофской про-блемой, которую решает философия, олираясь на данные ряда конкретных наук, особенно психологаи и физиологии.

Каковы совреметые естественно-научные данные о мозге как источиике идеального?

Как уже отмечалось, сознание есть продукт взаимодействия
двух факгоров: человека, его мозга — с одной отороны и окру-
жающей среды, природы, общества — с другой. V

Человек, изолированный от общества, не научится ни мыс-лить, ни говорить. Вместе с тем мышление, конечно, невоз-можно и без мозга.

Мозг — важнейший орган сознания. Каково же его устрой-ство? Основными элементами мозга являются клетки, нейроны. Нейроны отличаются от других клеток тела своей сложной струіоурой. Головной мозг человека состоит из 40—50 млрд нейроң ов, каждый из которых имеет множество соединений с соседними клетками.

Каковы же функции мозгә? Его задачей является регулиро-вание ряда важных процессов, обеспечивающих жизнедеятель-ность человеческого организма, его взаимодействие с окру-жающей средой. Мозг, нервная система в целом, обеспечивает такое важнейшее условие жизни, какой является устойчивость внутренней среды организма, ее стабильность, так называемый гомеостаз. Под оптимальным состоянием организма, гомеоста-зом, понимается нормальное функционирование всех его сис-тем, их гармония. С помощью мозга поддерживаются не только физиологические процессы, но и эмоциональное состояние че-ловека, проявляются такие его чувства, как гнев, тревога, ра-дость, удовольствие и т.п. Мозг обеспечивает также и процесс обучения человека, усвоение им социального опыта, как бы включает память, внимание, волю.

Мозг передает свои «команды» соответствующим органам, системам путем выработки определенных химических, так на-зываемых нейротропных, веществ, одним из которых является, например, адреналин, вызывающий у человека чувства удо-вольствия, радости, подъема. Употребление наркотиков пред-ставляет собой попытку с помощью различных суррогатов им-митировать продукгы «нервной трофики», что зачастую приво-дит к разрушительным последствиям для организма.

Мозг, как и порождаемый им мир вдеального, динамичен,
подвижен.
Причем, являясь продукгом длительной биологиче-
ской эволюции, он развивается и изменяется в процессе его
использования, эксплуатации.,

У взрослого человека ежедневно отмирают 100 тыс. клеток, которые не используются. Акгивная умственная деятельность продлевает их жизнь. Правда, даже при активной умственной деятельности человек использует лишь 4 % нейронов.

Тем не менее в мозге постоянно происходят процессы от-бора информации, запоминания, забывания. И никакие совре-менные психофизические приборы не в состоянии зафиксиро-вать, «сфотографироватъ» процесс работы мозга, возникнове-ния в нем тех или иных образов, мыслей, чувств.

Но результаты его работы достаточно четко материализиру-ются, опредмечиваются, из тайных становятся явными. Это осуществляется с помощью слов, жестов и тесно связанных с ними действий, поступков.

Особенностью строения мозга является его асимметрт-ность. У подавляющего большинства людей левое полушарие «отвечает» за формирование абстрактных понятий, логическое мышление. Правое ответственно за образное мышление, худо-жественное восприятие. Причем у человека может доминиро-вать какое-либо из полушарий, в связи с чем одни обнаружи-вают склонность к так называемым точным наукам, а другае — к гуманитарным и искусству.

Итак, хотя идеальное и специфично, бесплотно, невещест-венно, оно связано с материальным посредством мозга и окру-жающей среды, природной и социальной. Но кроме этих двух, есть и еще одна, третья линия или форма связи идеального с материальным — человеческий язык.

Каково соотношение мышления и языка? В чш сходсшо и рамичия между ними?

Человеческое сознание, как уже говорилось, имеет сложную структуру, верхние и нижнив этажи: собственно сознание, сверхсознание и подсознание, которое иногда называют подва-лами психики. Мышление представляет собой верхний этаж психики, сферу понятий. Мышление есть обобщающее, синтези-рующее сознание, заключительный этап всего длительного процес-са обработки его содержания. Мышление оперирует уже воз-никшими в процессе работы органов чувств ощущениями, вос-приятиями, образами, сопоставляет их, выявляет связи и отно-шения между ними, т.е. наполняет их смыслом. Хотя мышле-ние и опирается на генетически предшествующие ему формы психики, оно остается прежде всего понятийным, поскольку его сущность сводится к оперированию понятиями. Его про-дуктами являются суждения, умозаключения, мысли.

Мышление — сложный, многогранный психтеский процесс, имеющий свою структуру. С точки зрения способа своего внеш-него выражения, в нем выделяются две формы:

• немая, внутренняя речь, бессловесное размышление, внешне выражаемое молчанием, состоянием медитации; ей придается особое значение в восточной философии;

• физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид, форму слов или жестов, ми-мики. Иначе говоря, вербальную или невербальную форму.

Мышление может классифицироваться и в зависимости от харакгера тех объектов, которые оно отражает. С этой точки зрения в нем выделяются два уровня:

конкретное мышление, выраженное в терминах, словах, знаках, обозначающих отдельные, конкретные вещи; данный вид мышления более тесно связан с материальной реально-стью;

абстрактное мышление, выраженное в обобщающих, от-влеченных понятиях, обозначающих невидимые связи между видами, родами, классами предметов и явлений; данный вид мьшіления более отдален от материальной реальности, однако именно в нем наиболее ярко проявляется природа идеального, его специфика.

И абстракгное, и конкретное мышление выражаются в раз-личных физических знаках, символах, прежде всего в словах, в устной и письменной речи, в том или ином языке.

Язык есть материалыюе средство выражения идеального, ду-ха, сознания, мышления. Язык делает дух телесным, материаль-ным, видимым или слышимым. Язык — понятие емкое. Виды языков, используемых человеком, разнообразны:

• речевые формы — устная и письменная речь;

• неречевые формы — жесты, мимика, телодвижения, ви-зуальные контакгы;

• специальные языки — математический, компыотерный, химический, философский и т.п.

• различные системы сигаализации — дорожные знаки, морская сигнализация.

Выражаясь образно, слово — это как бы сосуд нашего духа, из которого мы выплескиваем его на весь мир. Поясняя взаи-моотношения между сознанием и его материальной формой бытия, можно сказать, что сознание движется по миру в повоз-ке языка.

Таким образом, мышление и язык тесно связаны между со-бой, хотя между ними есть не только сходство, но и различия.

Общее между сознанием и языком состоит в том, что истори-чески они возникли одновременно. Идеи не могут существо-вать отдельно от языка. Даже при безмолвном размышлении мы облекаем свои мысли в слова. Язык также древен, как и мышление.

Сходство выражается также и в том, что и мышление, и язык являются продукгом длительного социально-историчес-

кого процесса, они развиваются и обогащаются под влиянием различных форм человеческого общения. История языка пред-ставляет собой выражение истории народа.

То же самое следует сказать и о языке отдельной личности. Богатство содержания и характер языка всецело опредсляются ее мышлением. Для глубоко мыслящих, гениальных писателей, ученых характерен и самый богатый словарный запас. «Заговори, и я скажу, кто ты», — учил Сократ.

Вместе с тем мышление и язык не тождественны.

Мышление, его продукты, понятия, категории, суждения вдеальны, а язык — телессн, материален. Любой из указанных видов языка имеет ту или иную физическую природу. Природа же мышления — психическая, бестелесная.

Поэтому между понятием, мыслью и словом или жестом нет полного тождества. Слово отражает лишь сущность предме-та, но не весь предмет со всеми его многообразными свойства-ми. Мысль же охватывает большее число свойств предмета. На-пример, одно и то же слово «море» возбуждает разные по сво-ему характеру мысли у моряка, рыбака, курортника, художника. Одно и то же слово наполняется у этих людей разным смыс-лом. Таким образом, между словом, мыслью и той реально-стью, с которой они связаны, существует разрыв, дистанция, и иногда очень большая. Одна из областей современной фшюсо-фии — герменевтика — видит в изучении указанных различий одну из центральных философских проблем1.

Отсюда вытекает и следующее существенное различие меж-ду словом и мыслью. В указанной тройке — сознание, слово, реальность — слово занимает как бы срединную позицию, свя-зывая сознание с реальностью. Слово, таким образом, влияет и на мышление, уточняя, проясняя его, и на реальность, на ее преобразование, поскольку за словом обычно следует дело.

И наконец, еще одно различие между сознанием и языком связано с длительностью, стабильностью их существования. Мысль — мимолетна, неустойчива, смертна. Слово же устойчи-во, более стабильно, а иногда даже бессмертно. Именно язык является средством накопления и сохранения знаний, их пере-дачи от поколения к поколению.

Язык так же богат, как весь мир материального и идеаль-ного бытия, с которым он связан. Поэтому он изучается мно-

1 См.: Рикер П. Герменевтика и психоанализ. — М.: Искусство, 1996.

гими науками: лингвистикой, логикой, психологией. Филосо-фия, перерабатывая данные этих наук, решает наиболее общие проблемы, такие, как происхождение языка, его соотношения с мышлением, роль в процессе духовного освоения мира.

Каковы содержате понятия «духовной кулипуры» и его структура? Как соотносятся категории познание и зна-ния?

Понятия «познание» и «знание» часто используются в фи-лософской литературе, тесно связаны между собой, но не вполне совпадают.

Позпание есть функционированис, деятельность человека по вдеальному освоению мира, совокупность применяемых при этом методов, способов взаимодействия различных форм чело-веческого сознания.

Знания есть продукт, идеальный результат всей этой дея-тельности, воплощенный в огромном мире человеческой ду-ховной культуры, многө образном мирс идей.

Для ориентации в этом мире следует представлять его ос-новные элементы, его структуру. В структуре прежде всего вы-деляются два слоя, различающиеся по их направленности:

знания о внешнем мире, изучаемые комплексом естест-венных наук, физикой, химией, биологией и т.д.;

• знания о самом человеке, его психологии, изучаемые комплексом гуманитарных наук, в число которых входят исто-рия, искусство, религия, психология, философия.

Первый слой в истории человеческого познания и культуры предшествовал второму: человечество сначала стремилось по-знать окружающий мир, а уже затем последовало призыву Со-крата познать самого себя. Причем решение этой последней задачи оказалось более сложным, особенно в части, касающей-ся человеческой способности к познанию. Анализ данных спо-собностей остается одной из основных проблем, находящихся в центре внимания таких влиятельных направлений современной философии, как психоанализ, герменевтика, аналитическая фи-лософия и др.

Структура духовного мира может быть представлена и в другом разрезе — по уровню глубины осмыслешя природы и че-ловека. В этом случае в нем можно выделить следующие две части:

• обьщенное массовое сознание, отличающееся высокой степенью эмоциональной насыщенности, бессистемностью, фрагментарностью;

• теоретическое, системное, рационализированное науч-ное знание.

Кроме того, в струкгуре духовного мира, человеческих зна-ний могут быть выделены части в зависимости от их пршад-лежности различным субъектам. Тогда мир знаний будет вклю-чать следующие составляющие:

• индивидуальное, групповое, в том числе корпоративное, национальное, классовое сознание;

• общественное, массовое сознание, в котором выделяют-ся такие его основные формы, как нравственное, эстетическое, религиозное, политическое и др.

Итак, мир вдей, знаний, именуемый иногда и миром соз-нания, идеального бытия, имеет сложную структуру, включаю-щую различные уровни, части, подсистемы. О специфике каж-дой из них речь лойдет в отдельной теме курса, посвященной культуре общества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.