Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем спщифика научного зтния? Каковы его основныеметоды познания?






Еще одним способом духовного освоения мира человеком является научное знание. Этот способ специфичен, он во многом отличен от религиозного постижения действительности и даже противоположен ему.

Так, что же такое наука? Каковы специфические черты, признаки этого метода познания? О сложности ответа на этот вопрос свидетельствует тот факт, что в истории науки продол-жаются споры о времени ее появления. Одни считают, что наука со всеми присущими ей признаками появилась уже в Древнем мире, в период античности, т.е. 2, 5 тыс. лет тому назад. Другие же утверждают, что наука в полном смысле этого слова возникла лишь в Новое время, примерно в XVIII в., т.е. всего 300 лет тому назад.

По мнению последних, специфическая форма познания, от-вечающая всем признакам науки, появилась только в Новое время.

Каковы же признаки научного познания, отделяющие его от других сфер духовной культуры?

• Специфика науки обусловлена ее связью с теми сфера-ми человеческой психики, на которые она преимущественно опирается. Это не эмоционально-чувственная сфера, не область подсознания, с которьши связана религия, а прежде всего сфе-ра разума, мышления. Науку поэтому часто определякхг как вид знаний, полученных с помощью разума, способности человека к логическому, доказательному мышлению. Наука, таким обра-зом, есть сфера разума.

• Поэтому основными инструментами, на которые опира-ется научное познание, являются продукты мышления — поня-тия, а также их взаимосвязанные комшіексы — суждения. В этом отношении наука отличается от искусства, познающего мир с помощью художественных образов. Если с помощью об-разов человек схватывает целостный облик предметов, то поня-тия позволяют ему улавливать их внутреннюю сущность. Итак, научное мышление — преимущественно понятийное. Этой своей особенностью оно отделяется от искусства, базирующегося на образном восприятии мира.

• Наука не только формулирует точные понятия предме-тов и явлений, выявляет их сущность, но и сопоставляет, обобщает, систематизирует данные понятия. Таким образом, наука это не только понятийное, но и системное мышление. Наука есть систематизированное, теоретическое знание, Этой свой особенностыо она отграничивается от повседневного, обыденного сознания, которое носит в основном фрагаентар-ный характер.

• И наконец, наука формулирует свои понятия, категории и законы, основываясь на наблюдении явлений, происходящих как в естественных, так и в искусственно созданных условиях. Наблюдения в искусственных условиях, специально созданных для целей исследований, называются научными эксперимента-ми. Особое значение экспериментальные исследования имеют для естественных наук, химии, физики, биологии и т.д. В этом и состоит одно из главных отличий естественных наук, которые иногда называют точньши, от гуманитарных. Итак, научное


знание есть экспериментальное, эмпирическое, опытное знание. И данная его особенность особенно ярко выражена в естествен-ных науках.

Таким образом, наука есть основанное на разуме система-тизированное понятийное знание, главным источником которого является эксперимент.

Какова современная научная картина мира?

Современная наука представляет собой сложный социаль-ный институт. В развитых странах это обширная система орга-низаций, лабораторий, исследовательских центров. Наука вы-полняет сегодня ряд важнейших социальных функций, среди которых главными являются воспитательная, практическая, прогностическая.

Обобщающим результатом развития науки являётся созда-ние ею современной научной картины мира.

Научная картина мира — это его обобщающая модель, наи-более общие представления о мире. Научная картина мира сво-им содержанием стремится ответить на два основных вопроса:

• Что есть мир? Что из сущестаующего в этом мире является гаавным, а что второстепенным? Для ответа на эти вопросы поль-зуются такими предельно общими понятиями, как «бытие», «небытие», «материя», «сознание» и др. Однако картина мира, ос-нованная только на этой его стороне была бы неполной. Поэтому она включает в себя ответ еще на один вопрос. и • Каков этот мир? Как он существует, каковы его основ-ные качества, свойства? Для ответа на эти вопросы пользуются понятиями «единство мира», его «континуальность»; «структур-ность», «дискретность», «многообразие»; понятием «устойчивые связи», «законы».

Содержание современной научной картины мира, основы которой были заложены в начале XX в. А. Эйнштейном, может быть сведено к следующим основным положениям.

1. Природа есть единый, целостный организм. Мир континуален. Для современного ученогө вся материя одинакова. Материя, из которой сделаны звезды, в своей основе такая же как та, из которой сделана Земля; лягушки созданы из той же ма-терии, что и камни. Только при этом материя была использована по-разному. Для современного биолога все, что есть у бактерии, есть и у слона., л и

Обоснованию идеи единства мира посвящены исследования величайших ученых нашей эпохи А. Эйнштейна, М. Планка, И. Р. Пригожина, В. И. Вернадского.

Альберт Эйнштейн обосновал в своих трудах идею единства материи, пространства и времени.

Макс Планк показал единство двух основных состояний ма-терии: вещества и поля, возможность их взаимопревращений.

Иль Романович Пригожин доказал единство и постоянную смену в мире процессов организации и дезорганизации, поряд-ка и хаоса.

Владшшр Иванович Вернадский создал теорию биосферы, выражающую идею органического единства природной и соци-альной среды.

Однако и сегодня создание картины единого, целостного мира еще не завершено. Так, нет ответа на вопрос о том, что представляет собой элементарная частица, составляющая все-общую основу микромира, а следовательно, и Вселенной. Не создана до сих пор и единая теория поля.

2. Признавая единство, целостность мира, современная наука вместе с тем значительно углубила представления о его многообразии. Для ученого нашего времени мир хотя и един, но отнюдь не представляет собой серую, порождающую скуку картину. Напротив, окружающий нас мир для современного исследователя ярок, многообразен. Бакгерия для него все же отличается от слона. Мир не только един, континуален, но и разделен, струкгурен, дискретен. В нем существует и неживая, и живая природа, как есть и материальное, и идеальное.

Основная струкгура мира включает в себя три составные
части: мегамир (мир звезд и планет); макромир (мир вещей, со-
измеримых с человеком) и микромир (мир элементарных час-
тиц), столь же далекий от нас по своим харакгеристикам, как и
мегамир. •,, $

3. Многообразие, дискретность мира, согласно современ-ньш научным представлениям, обусловлены различием свойств, качеств отдельных его структурных частей, и прежде всего различиями в характере их движения. Таким образом, еще одним признаком современной картины мира является движение, изменение, диалектика предметов и явлений. Следова-тельно, эта харакгеристика мира обращает наше внимание уже не на то, что существует, а на то, как существует окружающий

нас мир и мы сами, т.е. на свойства мира, важнейшим из кото-рых является движение.

Правда, как уже отмечалось, это универсальное свойство мира подметили еще древние философы, например Гераклит. Его идеи о движении развивала вся последующая философия и наука. Но современный этап внес нечто новое в представления о движении, значительно модернизировал их, хотя и сохранил в качестве фундамента ранее известные положения.

С современных позиций движение материи следует рас-сматривать с учетом различий двух ее основных состояний: ве-щества, основной характеристикой которого является масса, и поля, основной харакгеристикой которого является энергия.

Вместе с тем движение рассматривается как имеющее два основных направления: самоорганизации — увеличение упоря-доченности и дезорганизации — уменьшение порядка, движе-ние в сторону хаоса. Заслуга описания движения с этих пози-ций принадлежит И. Р. Пригожину, создателю одной из но-вейших научных дисциплин — синергетики.

В современных исследованиях движение характеризуется и еще с одной, информативной точки зрения: или как процесс накопления, увеличения, наращивания информации, или как движенис в направлении ее упрощения, уменьшения вплоть до достижения нулевого уровня. Информационную картину мира впервые исследовал американский ученый, основатель кибер-нетики Н. Винер.

Современная наука, кроме того, рассматривает движение, развитие современного мира как космический процесс универ-сальной эволюции, основными этапами которой являются: не-бытие, праматерия, состояние смыслообразующего вакуума; бы-тие, возникшее из небытия; эволюция неживой природы, этапы которой представлены в известной таблице химических элемен-тов Д. И. Менделеева, и эволюция живой природы, картина ко-торой была впервые отражена в эволюционной теории Ч. Дарвина.

Но несмотря на кажущуюся полноту и завершенность, со-
временная научная картина мира постоянно обновляется и раз-
вивается. Свидетельством этого являются острые дискуссии,
споры между физиками, учеными других специальностей. И
наибрлее важным вопросом вызывающим постоянные дискус-
сии, является вопрос о достоверности научных знаний, степени
их соответствия реальной действительности. -•; -

Достоверна ли современная тучмя квртіша миро? Ка-ковв степень истиниости научнш зтши вообще?

Представления о степени достоверности наших знаний о мире, объекгивной реальности имекхг свою историю. Она включает два основных этапа: классический и современный.

В классической философии и науке признавалось, что ок-ружающий нас мир, физическая реальность, существует объек-тивно, независимо от нас и наши чувства, разум, познаватель-ные возможности достаточны для достоверного отражения этого мира. Иначе говоря, признавалось, что мир идей, слов и мир предметов, вещей едины, взаимосвязаны, соответствуют друг другу. Это была классическая парадигма, т.е. совокупность убеждений, признающая абсолютность наших научных знаний о мире.

В современной философии и науке утвердилось мнение, что между нашими знаниями о мире и физической реальностью полного единства нет, что наши знания, скорее, отноеительны, чем абсолютны. Итак, в XIX—XX вв. под влиянием развития науки, несмотря на ее значительные достижения, парадигма, признающая абсолютность наших знаний, сменилась парадиг-мой их относительности.

Этот сдвиг в представлениях о достоверности знаний Ііро-изошел из-за того, что у ученых стали все чаще появляться со-мнения в полном соответствии наших слов и отражаемых ими вещей. Сомнения возникли из-за того, что все чаще стало об-наруживаться, что наши знания о мире зависят не только от этого мира, но и от нас самих. Ученые, в первую очередь фи-зики, заметили, что картина мира во многом зависит от позн-ции наблюдателя, ученого, от характера используемых им при~ боров.

В результате современная физика стала исходигь из признания того факга, что научная картина мира зависит от самого мира, его струкгуры и свойств, т.е. и от обьекта, и от субьекга, от ученого наблюдателя, от тех условий, в которых он находится.

Согласно представлениям современной науки, наши пред-ставления о мире таковы, какова та система отсчета, с которой мы к нему подходим, Поэтому все наши знания о мире и об отдельных вещах представляют собой своеобразное двуединство объекгивного и субъекгавного, абсолютного и отноеительного. Это двуединство наших знаний о мире заметил уже Кант,

представивший любую из существующих в нем вещей в ввде двуединства: как «вещь для нас», как явление и как «вещь для себя» — сущность, которая навсегда останется для нас тайной, непостижимой загадкой. Естественно, что при таком подходе оказывается, что наши знания о мире всегда останутся непол-ными, ограниченными, относительными.

Таким образом, на вопрос о достоверности наших знаний можно дать лишь умеренно-оптимистический ответ. При этом человечество, опираясь на услехи современной науки, не отка-зывается и от других способов постижения действительности, в частности с помощью искусства.

Какова сущносмь и специфика художественного, эстети-ческого освоения действительности?

Специфика искусства состоит в том, что оно представляет собой особый вид деятельности людей по преобразованию предметов на основе законов красоты, гармонии, соразмерно-сти внутренних моментов и частей. Глубинные источники этой деятельности коренятся, по-видимому, в свойствах бытия, его гармонической целостности, соразмерности его частей, в при-сущих ему внутренних ритмах.

В основе искусства как специфической формы духовной дея-тельности лежат эстеттеские категории прекрасного и безобразного.

Под прекрасным понимается все гармоничное, имеющее цельный образ, форму. А под безобразным — все бесформен-ное, не имеющее цельного образа, дисгармоничное. Античные философы определяли это различие как космос и хаос, порядок и беспорядок, гармонию и дисгармонию. Идея красоты - одна из главных в мире идей Платона. Для него прекрасное есть со-вершенное в своем роде.

В процессе исторического развития менялись и представле-ния людей о прекрасном и безобразном. Так, для художника древности представление о прекрасной женщине вошіощалось в облике будущей матери, женщины, ожидающей ребенка. И этот идеал красоты соответствовал главной функции женщины в первобытном обществе — быть продолжательницей рода. В наше время вдеалом женской красоты стала женщина со спор-тивной фигурой, выступающая в роли соратницы мужчины в труде и жизни. Вместе с изменением представлений о прекрас-ном менялся и характер категории безобразного, выступающего всегда как своего рода тень прекрасного.

Художественная деятельность, преобразование мира по за-конам красоты универсальна, она охватывает все сферы чело-веческой акгивности, включая труд, быт, досуг. Она может коснуться любого предмета. Однако областью ее концентриро-ванного выражения является сфера искусства: живопись, тан-цы, музыка, литература, архитекгура, театр, кино.

Специфика искусства связана с тем, что основным его инст-рументом является не понятие, как в науке, а художественный образ, выраженный в литературном герое, живописном портре-те, скульптуре и т.п. От понятий науки художественный образ отличается конкретностью, обращенностью преимущественно к чувствам. Образное видение мира является одним из наиболее эффективных способов его освоения. Именно образ дает нам мгновение, быстрое, разовое сознание. Поэтому на искусство активно опираются и религая, и наука.

Специфика искусства проявляется и в характере решаемых им социальных задач, в его основных функциях.

Каковы основные фумкции, задачи искусства?

Обычно выделяют познавательную, воспитательную, компен-саторную, коммуникативную функции искусства.

Искусство наряду с наукой прежде всего выступает одним из средств самопознания общества. Через художественную мо-дель мира, через эту «вторую реальность» достигается более глубокое познание подлинной природной и социальной реаль-ности. Причем идеальный мир искусства, имеющий целью по-знание человеческой реальности, создается с помощью особых «строительных конструкций» — поэтического слова, мелодии, ритма, рисунка, пластики человеческого тела и других эстети-ческих средств, которые оказываются нередко более эффекгив-ными инструментами познания действительности нежели по-нятия, суждения и теории, применяемые наукой. Высокая ин-формативность искусства связана с тем, что его формы несут людям знания легко, как бы играя.

Но если для науки познание мира — главная функция, то для искусства эта задача вторична. Его основная функция - эстетического воспитание. Искусство призвано не столько обучать человека, сколько возвышать, облагораживать, просветлять душу, пробуждать в нем добрые чувства. Главная цель искусст-ва состоит в тот, чтобы, создав тот или иной вдеал, образец совершенства, сформулировать духовные предпосылки для

приобщения людей к этому идеалу в их обычной, повседневной деятельности.

Вместе с тем искусство решает и более простые, приземленные задачи. Их выполняет развлекательная или компенсаторная функция. Ее необходимость связана с тем, что окру-жающая нас реальная жизнь достаточно сурова. Как сказал поэт, «для веселия планета наша мало оборудована». Искусство как раз и призвано, развлекая людей с помощью книг, оперетг, кинокомедий, телесериалов, помочь им преодолеть эту суровость жизни. Конечно, искусство не может заменить жизнь, но оно может дополнить ее, поднять интерес к ней.

И наконец, искусство выполняет и коммуникативную функцию, способствуя самовыражению в процессе художественной деятельности и обычных людей - потребителей произведений искусства, и людей творчески одаренных, способных к созданию художественных ценностей.

Именно эти задачи свидетельствуют о высоком предназначении искусства, объясняют причины его сохранения и выживания даже в кризисные периоды общественного развития.

В челл заключается спеццфика морали, каковы ее признаки «и структура?

Ценности науки, искусства приобретают значение, смысл лишь тогда, когда они включаются в ту или иную систему мо-ральных ценностей. Вне тех или иных моральных норм, сами по себе научные и художественные ценности нейтральны.

Мораль - древнейшая форма общественного сознания. Она за-родилась в первобытном обществе, еще до появления религии, искусства. Мораль возникла тогда, когда человека стал отличать то, что есть, что существует, от того, что должно быть, что че-ловек должен делать. Мораль есть специфическая способность человека надстраивать мир сущего вторым миром - миром должного.

Совокупность ценностей, определяющих идеал должного поведения, и называют моралью.

Моральные или этические ценности представляют собой определенную иерархию, или пирамиду, основу которой составляют жизненные ценности, формирующиеся еще на под-
сознательном уровне: чувство самосохранения, потребность в пище, половая потребность и т.п.

Выбор той или иной высшей ценности и, следовательно, их иерархии определяется личными, внутренними убеждениями человека. Поэтому моральные ценности в зависимости от их конкретного харакгера могут иметъ как позитивные, так и не-гативные, гибельные последствия для человека.

Из сказанного вытекает, что системы моральных ценностей бывают разными. Например, что вчера считалось высоконравственным, сегодня может расценивать, как безнравственное. Или то, что у одного народа признается нравственным, у другого осуждается. У каждого отдельного человека своя иерархия ценностей.

Группы ценностей данного общества, той или иной нации, отдельного индивида создают ту или иную господствующую в данном обществе, у данного народа или в сознании и поведе-нии конкретного человека господствующую мораль.

Моральным, высоконравственным в каждом конкретном случае признается то поведение, которое соответствует приня-той данной социальной общностью или личностью системе мо-ральных ценностей. Например, человек, для которого, в каче-стве основной ценности выступает честность, признается высо-конравственным, если он последовательно поступает в соответ-ствии с принятой системой, в основе которой лежит данная категория. Понятно, что в качестве определяющих могут быть приняты и другие ценности.

Поведение в соответствии с ценностями, признаваемыми в конкретных обстоятельствах наиболее высокими, именуется термином «добро», а в соответствии с какой-либо низко стоя-щей ценностью определяется как «зло».

Так, по свидетельству В. С. Соловьева, суждение о моральных ценностях у представителя диких африканских племен состояло в следующем: «Добро - это, когда я отниму у соседей их стада и жен, а Зло - когда у меня отнимут ». (Соловъев В.С. Нравственность и политика // Мир философии. 4.2. — М.: Политиздат, 1991. — С.361.)

История этики свидетельствует о чрезвычайном многообразии этических систем.

И тем не менее в них можно выделшъ три группы ценностей разного уровня:

• главные этические ценности, направленные на самосохранение человека, оправдание человеческой деятельности, активности, в том числе и познавательной, признание ценности свободы, волевых качеств, целеустремленности;

• ценности, поддерживающие основные человеческие добродетели, такие, как мудрость, справедливость, правдивость, искренность, преданность, скромность и т.п.;

• частные этические ценности, например, любовь не только к ближнему, но и к дальнему, общительность, своеобразие, индивң цуальность личностных качеств.

Кроме перечисленных существует множество других нравственных ценностей. А многообразие моральных ценностей и норм породило и разнообразие концепций, объясняющих происхождение морали.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.