Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режиссерский сценарий






Подготовив литературный сценарий, - клубный работ­ник, взявший на себя обязанности только сценариста, мо­жет считать свое задание выполненным. Теперь дело за

режиссером.

Нужно сказать, что контакт с режиссером начинается гораздо раньше. Еще в период утверждения плана сцена­риями, имея театральный опыт, опыт построения сцениче­ского действия, может принести большую пользу, подскажет, как лучше конкретизировать сценарий.

Однако чаще всего клубный работник соединяет в себе обязанности сценариста и режиссера.

Литературный сценарий—итог сценарной деятельно­сти. Поэтому перед началом режиссерской работы необхо­димо проверить, все ли получилось. Некоторые ошибки,

допущенные в тексте, можно будет исправить в режиссер­ской разработке. Но если они имеют принципиальный характер, если сценарий в своей основе не удался, — не нужно надеяться, что дело поправится режиссерскими средствами.

Как же быть, если авторы почувствовали, что сценарий оказался неудачным? Нужно продолжить работу: либо заново продумать композицию эпизодов, либо пересмотреть композицию всего вечера, либо попробовать по-новому смыслить материал и подчинить его другой, может быть, не менее интересной теме.

В этой книге не ставится задача рассматривать вопросы режиссуры. Это самостоятельная область творчества, осве­щаемая в специальных изданиях. Мы приведем здесь лишь некоторые схемы дальнейшей режиссерской разработки литературного варианта. Знакомство с ними поможет авторам узнать, какие технологические требования предъявляются к литературному материалу. Схемы режиссерской разработки сценария. Для облегчения режиссеру понимания авторского замысла, чтобы он мог лучше организовать сценическое действие, необходимо четко разграничить эпизоды в литературном сценарии. В дальнейшем режиссер предусмотрит подачу, участ­кам сигналов с режиссерского пульта перед каждым новым действием на сцене или включением технических средств.

Вот пример из режиссуры вечера, посвященного Дню Победы над фашистской Германией. В этом случае режиссерский сценарий выглядит так:

33. Все встают.

34. Слово предоставляется военному писателю И. Падерину.

35. Гаснет свет.

36. Кадры штурма Берлина, советские воины у стен

рейхстага.

37. Свет на сцену.

38. Выступает народная артистка РСФСР Валентина Попова — Л. Кассиль. «Парад на площади».

39. Поет солист ансамбля Московского военного округа

А. Вендин — В. Мурадели. «Марш Победы».

40. Гаснет свет.

41. На экране кадры из кинофильма «Ночной полет» (о жен- ском 46-м авиационном полке).

42. Слово предоставляется прославленным летчицам.

43. Гаснет свет.

44. На экране кадры военного парада 1972 года.

45. Играет духовой оркестр, звучат фанфары.

46. Одновременно включают свет в зале и на сцене.

47. В зал входят будущие воины.

48. Почетный караул со знаменами переходит в центр

сцены.

49. Секретарь парткома обращается с напутствием к

призывникам.

50. Звучит по фонограмме оратория Б. Александрова «Годы победные».

51. Призывники под аплодисменты покидают сцену.

52. Звучит оркестр.

53. Секретарь парткома дает команду выносить зна­мена.

54. Все встают.

55. Знамена выносят.

56. Закрывается занавес.

57. Перед занавесом ведущий ансамбля Московского военного округа поздравляет всех присутствующих с праздником — Днем Победы. Объявляет о выступлении

ансамбля.

58. Открывается занавес.

59. На сцене — хоровая группа ансамбля и оркестр. Иногда есть необходимость в разработке более подроб­ного режиссерского сценария. Одна из его примерных схем

такова (см. стр. 108).

 

№ п/п или название эпизода сцены Действующее лицо или участник, характер действия Текст, реплика или концертный номер Свет Музыка, шумы (радио) Механика сцены, реквизит
  Председатель вечера (Открывает вечер) …посвященный 125-летию нашей фабрики, считаю открытым      
  На галерее уже построился хор Исполняется песня о фабрике «Наш марш» Освещается галерея   Подготовить галерею, станки для хора
  Пионервожатая в микрофон за сценой «Для приветствия стро-о-йсь!»   По радио голос  
  Из дверей зала по проходам с горном и барабаном идут пионеры и т.д.   Полный свет в зале «Взвейтесь кострами синие ночи» (магнитофонная запись) Реквизит и флажки для пионеров

 

Для более сложных, многожанровых вечеров, где дей­ствие проходит на нескольких площадках или участники размещаются в нескольких местах зала, используют другие схемы, например:

№ п/п или название эпизода сцены Место действия Участник действия, действующее лицо или Исполнитель Характер действия, описание действия Текст, реплика, концертный номер Свет, диапроекция Кино Радио (запись) Костюм, реквизит Декорации, оформление, механика сцены
                   

 

 

Простейший режиссерский сценарий для любительских киносъемок имеет примерно такую схему:

№ кадра План Метраж Содержание кадра Музыка и шумы Примечание
  Общий 4, 5 Большой парк перед зданием дворца культуры Звуки рояля как бы из окна ДК Снимать с трансфокатором
  Наезд на крупный план   Приближается, укрупняясь, дно из окон То же То же
  Крупный план 1, 5 Окно, через которое виден силуэт пианиста «» Съемка на первом этаже
  Средний план   Пианист у рояля «» Съемка в комнате

 

 

Работа режиссера начинается с режиссерского прочтения литературного сценарий. Он дает ему свою интерпретацию, трактовку основной идеи, состава действующих лиц, дополняет сценарий новыми подробностями. Таким образом, в режиссерской разработке продолжается разви­тие сценарной мысли.

Есть еще некоторые виды сценарно-организационной работы, которую приходится выполнять в клубе.

Планы подготовки сценария и вечера

 

Иногда бывает необходимо, помимо плана представле­ния, устного журнала или концерта-обозрения, подготовить план проведения всего вечера в целом — план-распорядок. Чаще всего это нужно, когда действие переносится в фойе, аудитории, буфет и другие помещения.

Рассмотрим один из таких планов, подготовленный для юбилейного вечера в Доме культуры имени Горького (г. Москва).

1. В гардеробе у входа в фойе гостей поздравляют с праздником костюмированные распорядители.

— Поздравляем с юбилеем!

— Поздравляем с праздником!

2. В фойе — оркестр. Он встречает всех торжественной

музыкой.

После выступления оркестра на эстраде появляются

участники концерта (микрофоны укреплены на стойках).

Исполняется композиция «Есть такая партия», звучат стихи национальных поэтов, не вошедшие в концертную программу. На эстраде — участники коллективов художественной самодеятельности предприятия, певцы, танцоры. Здесь же отдельные коллективы из объединенного хора.

3. Ведущий объявляет, что в других залах и комнатах также проходят выступления. Рассказывает об условиях лотереи.

4. В фойе появляются участники концерта в костюмах народов СССР и других сценических костюмах.

5. На каждом участке свой распорядитель. В буфете он рекламирует товары и регулирует потоки, в танцеваль­ном зале объявляет танцы и номера выступлений. У каж­дого из них мегафон. Нужно, чтобы было больше веселого шума. По фойе, буфету и танцевальному залу снуют поч­тальоны. Они предлагают бумагу, карандаши и разносят почту по номерам. В комнате № 20 —штаб праздничной лотереи. Сюда приходят проверить правильность ответа, получить консультацию. Лотерейные номера выдаются около каждой комнаты за правильные ответы на вопросы, подготовленные специальной комиссией, а в танцевальном зале — как призы за лучшее исполнение танцев.

Задача первого часа — рассредоточить зрителей, дать возможность каждому найти себе занятие по душе.

Перед началом вечера в зрительном зале по всему фойе и помещениям проходят строем участники студии спортив­ного танца и детской хореографии. Они идут с барабанами и фанфарами, приглашают собравшихся в зал. Действие в фойе прекращается и переносится на сцену.

При подготовке мероприятия составляют также план-регламент вечера по такому принципу:

Сбор гостей — 18. 00.

Начало вечера в зале (торжественная часть) —19.15.

Начало концертной программы — 20.00.

Окончание вечера — 22.00.

После утверждения сценарного плана дирекцией, правлением или художественным советом клуба желатель­но распределить обязанности между сотрудниками и акти­вом для лучшей подготовки вечера. На этом этапе появля­ется еще один план — план подготовки. Его создание —

организационная мера, но без нее иногда невозможна дальнейшая работа над сценарием и вечером.

В челябинском Дворце культуры железнодорожников не только творческие работники, но и весь технический персонал участвуют в подготовке и проведении каждого вечера.

Расскажем, например, о вечере «Нас водила моло­дость». Замысел его родился у комсомольцев, с которыми тесно связан Дворец культуры. На первом же совещании, а оно проходило примерно за два месяца до даты проведе­ния вечера, были даны задания его организаторам: комите­там комсомола подготовить комсомольцев и выступающих на вечере; работникам и активистам Дворца культуры по­заботиться о сценарии и необходимых иллюстрациях к нему.

После составления и обсуждения плана сценария, авто­рами которого стали участники молодежного литератур­ного кружка «Юность Урала», каждый исполнитель по­лучил конкретное задание, зафиксированное в плане подготовки вечера:

1. Доработка сценария — руководитель литературного кружка.

2. Подготовка пролога — руководитель театрального коллектива.

3. Съемки кинокадров — руководитель любительской киностудии Дворца культуры,

4. Песни и стихотворения — руководитель народного литературного театра, заведующий массовым сектором Дворца культуры.

5. Оформление сцены, реклама, наглядная агитация — художник Дворца культуры.

6. Хореографическая композиция «Бухенвальдский на­бат», танец «Тачанка» и другие—руководители балетной студии и танцевального коллектива.

7. Выступление хора ветеранов и хора мальчиков — руководители хоровых коллективов.

8. Выступающие на вечере — секретари комитетов комсомола.

9. Подготовка комсомольцев, которым вручаются ком­сомольские билеты, — секретари комитетов комсомола. -

10. Режиссура — директор Дворца культуры, режиссер драматического коллектива.

11. Связь с предприятиями, подготовка аудитории — заведующий массовым сектором Дворца культуры, секре­тари комитетов комсомола.

12. Подготовка микрофонов, свет — электрик Дворца культуры.

В плане были указаны и конкретные сроки исполнения. Этот план не имеет прямого отношения к сценарному делу. Но мы упомянули об организационных мерах, которые мо­гут дополнить сценарную работу. Руководители каждого участка подскажут сценаристам оптимальные решения, предложат варианты, внесут коррективы с учетом имею­щихся возможностей, что впоследствии избавит авторов от необходимости переделывать детально разработанный сценарий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.