Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство рассказчика






Для того чтобы подготовить интересный сценарий, нуж­но научиться увлекательно рассказывать. Хороший рас­сказчик не пытается воспроизвести все подробности. Он даст возможность своему собеседнику додумать то, что легко подразумевается, пропуская моменты, которые не яв­ляются существенными или уводят мысль в сторону. Но­вую информацию, новые сведения он расходует экономно, не стараясь выложить все сразу. Восприятие человека име­ет границы, существуют пределы для слуха и зрения, при­чем ученые установили, что пропускная способность зри­тельного аппарата намного превышает возможности слуха.

Для клубного сценариста это означает, что не следует злоупотреблять информацией, рассчитанной на слух (лек­ции, беседы, монологи, диалоги), нужно искать наглядный материал, делать вечера максимально насыщенными в

 

смысле зрительного восприятия. Однако важно помнить, что при попытке дать человеку за короткий срок слишком большое количество информации снижается его способ­ность активно усваивать материал. Вот почему на некото­рых лекциях, докладах люди утомляются, перестают слу­шать выступающего. Иногда это случается и в конце ин­тересного по тематическому замыслу вечера, который сли­шком затянулся.

Перегрузка информацией часто объясняется желанием изложить материал, требующий цикла выступлений, за один вечер или даже в течение времени, отведенного на страничку устного журнала.

Другая крайность — недостаток информации, обилие в сообщении общих мест и известных истин. Недостаток информации приводит к так называемому «информацион­ному голоду», который проявляется в клубе в различных формах: шум в зале (собравшиеся восполняют недостаток, обмениваясь собственной информацией), отвлечение по любому поводу, движение в рядах и т. д.

Нужно построить вечер так, чтобы не допускать однооб­разия сообщений, и стараться чередовать материал, различ­ный по характеру, создавая непрерывную смену информа­ции и тем самым элемент новизны, непредвиденности. Со­временный зритель и слушатель не получит удовлетворе­ния, если он с самого начала знает все, что будет показано на сцене. Он должен активно воспринимать происходящее, решать небольшие задачи, угадывать, ждать наиболее ин­тересного и получать новое постепенно, частями, а не все сразу.

Осуществляя запись литературного сценария, важно следить, чтобы каждый эпизод имел определенное эмоцио­нальное воздействие. У сценариста уже есть координаты, по которым он поведет рассказ, он связан с конкретным материалом. Не стоит особенно опасаться, что в данной стадии работы сломаются некоторые предварительно наме­ченные лишние элементы конструкций: ведь еще раз уточ-

няются замысел, сценарный ход, сюжет, план, приходится создавать новые схемы, многое менять.

В работе над литературным сценарием очень важно сразу установить верный темп повествования или драмати­ческого действия. От этого будет зависеть длительность эпизодов, сценок, характер каждой фразы, произнесенной действующими лицами. Смена темпа в ходе повествова­ния или действия создаст ритмический рисунок сценария. В лирических эпизодах его придется замедлить, в актив­ные моменты действия — ускорить и т. д.

Необходимо также следить за постоянной сменой впе­чатлений, чередованием речевых, музыкальных, шумовых и зрительных элементов. Не стоит стремиться вносить в текст литературные красоты. Лучше работать над словом в другом направлении, добиваясь ясности формулировок, точности передачи авторского замысла, чтобы в дальней­шем люди, которые будут готовить мероприятие, могли без особых разъяснений понять идею сценария.

Запись литературного сценария состоит из пяти основ­ных элементов:

1. Описание места действия, оформления, декораций.

2. Монолог.

3. Описание действия.

4. Диалог.

5. Технические замечания.

В последующих главах рассмотрим подробно каждый из названных элементов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.