Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О форме записи литературного сценария






Какой же вид принимает сценарий мероприятия после единения всех элементов сценарной записи?

Приведем запись одного из эпизодов сценария тематического вечера «Твоя будущая профессия». В нем соединены описания элементов сценического действия, оформления, монолога и диалога, освещения, кинопроекции, шумовой фонограммы. Вот примерная форма записи документального сценария:

Третий из сидящих за столом выпускников школ берет микрофон, встает и проходит на правую часть сцены. Свет на сцене приглушен. Луч движется за выступающим.

Третий. А меня, как и многих моих товарищей, до сих пор волнуют неразгаданные тайны морей. Еще в детстве я мечтал поступить в водолазную школу.

Снова вспыхивает экран. Следует фрагмент из научно-популярного фильма (одна минута).

По экрану проплывают подводные пейзажи. Скалистые утесы, окутанные мраком, сменяются живописными лугами. Медленно ползают по грунту животные причудливой формы. Гигантские крабы поднимаются на своих длинных клешнях, охотясь за неповоротливыми рыбами. То в одной, то в другой стороне возникают ослепительные вспышки. Фосфоресцируют снующие взад и вперед маленькие рачки. Гранитные обломки устилают дно.

Третий. К сожалению, моря близ нашего города нет и не ожидается. Но мне сказали, что можно начинать с реки. Недавно у нас открылись курсы по подготовке речников. Я познакомился с одним курсантом. Пожалуйста, проходи!

Подсвеченный другим прожектором, на сцену, тяжело ступая, выходит водолаз в скафандре. Он делает всего несколько шагов.

Третий. Сейчас вы узнаете его. Это бывший ученик нашей школы Виктор Комолов.

 

Третий помогает водолазу снять шлем. Присутствующие в за­ле могут теперь узнать своего товарища.

Следует короткий диалог между находящимися на сцене.

Содержание:

— Ты давно поступил на курсы?

— Этим летом.

— И уже получил снаряжение?

— Нет, мне его специально выдали для этого вечера.

— Кто?

— Здесь в зале сидят мои учителя.

— Послушаем их.

Ведущий. Разрешите приветствовать наших знат­ных речников. Просим вас на сцену.

Включается музыкальная фонограмма—Марш ре речников. Груп­па работников речного флота поднимается на сцену.

Ведущий приглашает их сесть на отведенные гостям места — под транспарантом с названием вечера «Твоя будущий профессия».

Парень в снаряжении водолаза делает несколько шагов и скрывается за кулисами. Третий возвращается к столику веду­щего.

Ведущий знакомит собравшихся с гостями. Он говорит, что лучше всех о профессии водолаза может рассказать Иван Прохоро­вич Кузьмин — человек интересной биографии, один из наших ста­рейших водолазов, ныне, заместитель начальника порта.

Кузьмин (выступает на вечере впервые, поэтому попросил помочь ему подготовить текст).

За годы работы речным водолазом мне не раз при­ходилось выполнять самые ответственные задания. Но особенно запомнилось мне одно из них.

Было это давно. От Саратова до Москвы прокладывался газопровод. День и ночь шли строительные работы. От саратовских газовых месторождений предстояло направить в столицу по стальным трубам дешевое топливо. Тогда все

горючее меряли на дрова. Так вот один кубометр газа заменяет пять килограммов дров. Мы знали, что после пуска газопровода не нужно будет ежегодно привозить в Москву четыре миллиона кубометров дров, освободятся тысячи автомобилей, десятки тысяч железнодорожных вагонов...

И мы торопились.

Путь газовой магистрали пересекала многоводная река. Рассчитали по плану ее ширину. До противоположного берега оказалось триста метров. Прежде чем приступить к строительству дюкеров, надо было произвести подводную разведку. Глубина реки не превышала двадцати метров, и мы договорились отправится на разведку в кислородных скафандрах. Обнаружили много препятствий; которые при строительстве предстояло устранить. Так, со времен гражданской войны у берега лежал пролет железнодорожного моста. А здесь как раз и должен был проходить газопровод. Все вооружились электрическими резаками, чтобы разделить ферму на части. Пока пилили, меня все время мучила мысль: почему вода не гасит огонь? И сейчас наши водолазы работают со сваркой. Я захватил с собой магнитофонную запись. Включите пожалуйста.

Включается запись звука подводных работ.

- Вы слышите звук? Это от дуги испаряется и разлагается вода. Образуется водород. Этот водород окаймляет дугу. Газ вытесняет воду, и горение происходит не в воде, а как бы в газовой оболочке.

Мы научились тогда и буравить в скалистых утесах скважины, работать с гидромониторами. Кстати, очень забавно вначале, когда струя из гидромонитора, направленная на камень, отбрасывала меня назад. Ведь на дне я весил всего пять килограммов. Многому я тогда научился. Мы с товарищем сами разработали способ укладки труб. Всего пятьдесят минут понадобилось, чтобы уложить под водой трехсотметровую трубу газопровода. И сейчас

водолазы выполняют ответственные задания на стройках пятилетки.

Я думаю, что лучше всего о подготовке водолазов рас­скажут кинокадры.

Ведущий. При разработке этого вечера мы дали за­дание студии кинолюбителей в Доме культуры снять не­большой фильм о первых тренировках молодых водолазов. Слово предоставляется, руководителю студии.

Руководитель студии. Я только скажу, что под­водные съемки сначала доставили нам много хлопот с тех­никой, а затем— большое удовольствие. Снимали мы по сценарию. Спускались под воду, зная, что предстоит снять, а нашего, если можно так сказать, актера вы видели сегод­ня в скафандре. Но давайте сначала посмотрим фильм.

Включается 16-миллиметровый кинопроектор. «...На широком, тихом речном плесе появляется водолазный бот. На палубе стоит инструктор. Вокруг него толпятся юноши. Непо­далеку на скамье расположено водолазное снаряжение: рубахи, шлемы, грузы... Коренастый юноша сбрасывает с себя одежду.

Голос:...И вот я на учебном водолазном судне. В пер­вый раз должен спускаться в воду. На мне шерстяное белье и шерстяная феска.

Инструктор внимательно следит за движениями юноши... Ма­шет рукой. Новичок направляется к скамье, берет водолазное сна­ряжение и начинает натягивать его на себя.

Голос: Одеть водолаза! — доносится команда инст­руктора. Я с волнением подхожу к скамье и торопливо просовываю ноги в прорезиненный комбинезон. Он не только не пропускает воду, но и является воздухонепрони­цаемым.

Сидя на банке, юноша надевает костюм... Товарищи помогают водолазу подняться на ноги. Он поводит плечами... Подходит к огромным ботинкам...» и т. д.

Дальше приводится отрывок из сценария кинолюбителей.

Приведенная здесь форма записи литературного сценария хороша для соединения всех элементов сценического и экранного действия. Тем не менее каждый клубный работник, готовящий сценарий, конечно, может найти для себя иную форму, соответствующую общему замыслу и удобную для его последующего режиссерского воплощения.

Важно, чтобы легко прослеживались весь ход вечера, смена сцен и эпизодов, включение различных элементов действия.

В тексте нужны шрифтовые выделения, абзацы, наименования эпизодов, разделов, стихотворные столбцы и наличии стихотворного текста. Ни в коем случае не следует печатать сценарий как статью. Описательный текст требует одной формы записи, диалог — другой и так далее. Соблюдение этих принципов, как будет видно из последующей главы, даст возможность сравнительно быстро разработать подробную технологию проведения мероприятия. По такому сценарию нетрудно определить объем работы режиссера, технического персонала, организаторов—словом всех, кто занят в подготовке вечера.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.