Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подведение итогов занятия






Самооценка ребенка с помощи методика «Лесенка». Поощрение психологом за старание: «Сегодня у тебя получилось лучшечем вчера. Завтра, наверное, будет еще лучше, чем сегодня!»

Если детей можно объединить, ориентируясь на сходство нарушения и структуры дефекта, определяющих примерно одинаковый уровень обучаемости, то психокоррекционные занятия проводятся в под групповой или групповой форме.

 

ПОДГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Программа должна включать основные виды занятий с детьми: ориентировочные занятия, терапевтические иобучающие.

Требования к составлению занятий:

• должен учитываться возраст детей и индивидуальные особенности воспитанников;

• необходимо учитывать этап психокоррекционной работы основную направленность всех занятий.

Отработка необходимых умений и навыков должна проходить в 3 этапа: получение информации о содержании того ид» иного навыка, применение его в конкретной ситуации, перенос навыка, усвоенного на занятии, в повседневную жизнь.

При организации занятия учитывается принцип постепенного погружения и выхода из игровой ситуации; начало и конец занятия должны быть «ритуальными», чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

Исходя из сложности и продолжительности занятия, в нем могут быть до 2 физкультурных минуток. При этом одна из них является динамической, активной (элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой, упражнения на динамическую организацию двигательного акта и т. д.), вторая — направлена на релаксацию и обучение правильному типу дыхания.

При работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, за­нятия психолога чаще всего носят комплексный характер, хотя приоритетными считаются направления работы, связанные с формированием умений и навыков:

• адаптации (в младшей и средней группах);

• эффективной коммуникации (в средней и старшей группах);

• произвольного поведения (в старшей и подготовительной к школе группе).

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Исходя из того, что фазы социального развития ребенка, в том числе адаптации, связаны с формированием механизмов личностного роста, перспективный план психокоррекционной работы целесообразно строить, опираясь на последовательность возникновения последних.

Каждый механизм личностного роста формируется в процессе определенного типа взаимоотношений ребенка с социальной средой — соответственно, психокоррекционные мероприятия должны быть построены таким образом, чтобы сохранить естественную последовательность их возникновения и смоделировать тип отношений, характерный для появления механизмов:

· эмоциональной синтонии;

· децентрации (эмоциональной и интеллектуальной);

· пространственно-временного смещения.

По мере того как потребность в общении становится более выраженной и появляется эмоциональная децентрация, особое внимание уделяется формированию «эмпатической цепочки» (по Л. П. Стрелковой):

сопереживание —> сочувствие —>

содействие (прямое заимствование чувств) —>

(переживание иных по сравнению с объектом

восприятия чувств) —>

(предложение помощи)

Формирование эмоциональной отзывчивости предлагается проводить в процессе режимных моментов, в свободной деятельности детей, в семье и на специальных занятиях воспитателя и дефектолога, во время физкультурного и музыкального занятий, общих досугов. Со своей стороны, психолог проводит подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование положительной самооценки и благоприятного психологического климата в группе, умений распознавать собственное эмоциональное состояние и настроение сверстника, деть в нем причину собственного и чужого поведения, овладение навыками произвольной регуляции поведения и становление внутренней позиции личности.

Рассмотрим подробнее методику работы на каждом этапе.

 

I ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ВНИМАНИЯ К СВЕРСТНИКУ

Механизмом личностного развития является эмоциональная синтония, которая возникает в процессе эмоционально-практического общения со сверстниками.

Задачи этапа:

• осознание границы между собой и внешним миром;

• ощущение своей значимости для других;

• формирование общей позиции ребенка и сверстника по отношению к внешнему миру;

• обеспечение интереса и эмоциональной направленности на партнера.

Главным условием педагогического воздействия является обеспечение эмоционального единства группы. Общность эмоционального состояния удовлетворяет потребность детей в аффилиации — принадлежности к общему кругу общения, — которая является базовой социальной потребностью и присутствует у всех детей с нарушениями в развитии. В процессе складывания эмоциональных отношений, привыкания к сверстнику он должен стать «своим», т. е. войти в ось личности «Я имею» (К. Блага, М. Шебек).

С детьми проводятся игры, направленные на достижение общего эмоционального состояния, созвучности переживаний каждого члена группы, т. е. на появление эмоциональной сиптонии (такие игры, как «Паровоз», «Я принес тебе подарок», «Волны» и др.). Естественно, что при организации подобных игр особенное внимание уделяется преодолению отчужденности и защитных барьеров по отношению к сверстникам. В этих целях рекомендуется включать негромкую музыку, которая обеспечивала бы положительный фон настроения и общий ритм совместных движений (например, записи оркестра под управлением Поля Мориа, композиции Эдварда Симони, «Золотая флейта» Стефая Николаи, «Романтическая гитара» Фрэнсиса Гойи и др.).

Психолог в это время проводит тематические занятия, направленные на создание благоприятного психологического климата в группе детей и облегчение процесса адаптации ребят в е. Приведем пример занятия.

 

Конспект психокоррекционного занятия

(средняя группа, первый год обучения, дети с ЗПР)

Тема: «Какой я, какие другие? Давайте познакомимся».

Цели и задачи: организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.