Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самоконтроля






1. Назовите основные требования к кабинету педагога-психолога.

2. чем назначение диагностического сектора кабинета спе­циалиста?

3. В чем назначение коррекционного сектора кабинета специ­алиста?

4. В чем назначение релаксационного сектора кабинета спе­циалиста?

 

 

ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В ДОУ

I этап. Постановка проблемы

Цель: выявление предмета психологического воздействие и коррекционной работы, подтверждение обоснованности необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.

Уровни адекватности запроса могут различаться:

• жалоба полностью необоснованна, главная проблема — личностных особенностях родителей, воспитателей или неадекватности их восприятия;

• жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и воспитателями);

• жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка в нарушении межличностных отношений в семье;

• жалоба обоснованна, проблема связана с психическим раз­витием ребенка или межличностными отношениями, наиболее ярко проявляющимися в домашних условиях;

• жалоба обоснованна, преобладающие проблемы наиболее ярко проявляются вне семьи (в детском саду).

Затем происходит выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы, заставившей обратиться к психологу. Это происходит в процессе сбора экспертной информации о дошкольнике и базовой диагностики.

В результате оказываются возможными:

• дифференциация нормы и патологии психического развития ребенка;

• определение состояния психологического здоровья ребенка;

• выявление зоны актуального и ближайшего развития ребенка;

• изучение особенностей личности;

• выявление содержания внутреннего конфликта.

 

II этап. Уточнение проблемы

В начале данного этапа проводится психолого-педагогической консилиум. Его задачами являются: дифференциальная психологическая диагностика с целью выявления психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии корригирующего воздействия ребенка;

разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка.

В ходе разработки стратегии сопровождения осуществляется выбор:

а) направлений коррекционно-развивающего воздействия на ребенка (коррекция поведения, нарушений психологического развития и др.);

б) сферы психологического воздействия на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).

Параллельно начинается работа по консультированию педагогов, администрации, родителей (с осуществлением социально-диспетчерской деятельности педагога-психолога в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов), которая позволяет создать оптимальные условия для осуществления системной подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Значительная доля рабочего времени педагога-психолога при этом отводится анализу результатов комплексного сопровождения развития ребенка в ДОУ и просвещению педагогов и Родителей.

III этап. Решение проблемы

Данный этап начинается с динамической диагностики развития ребенка, которая позволяет определить:

• уровень его воспитуемости и обучаемости;

• потенциалы микро- и макросреды, позволяющие оптимизировать процесс комплексного сопровождения развития ребенка.

Параллельно осуществляется корректирующий контроль - уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего и психотерапевтического воздействия на ребенка и его среду.

Заканчивается данный этап работы контрольным консилиумом. В это время осуществляется анализ и оценка:

• катамнеза ребенка;

• организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ;

• организации взаимодействия с родителями и их обучения.

Затем разрабатываются и оформляются рекомендации по координации деятельности и взаимодействия специалистов, родителей и воспитателей ДОУ, уточняются рекомендации по организации работы с ребенком с учетом динамики развития и обучения ребенка.

Рефлексия деятельности педагога-психолога, которая завершает весь цикл его работы, направлена на определение соответствия результатов поставленным целям работы (текущим, итоговым, отдаленным) и выявление факторов, препятствующих его эффективной работе.

Рассмотрим последние подробнее.

 

Факторы, препятствующие эффективной работе

На протяжении всех этапов работы педагога-психолога он сталкивается с определенными проблемами и «соблазнами».

Так, для I этапа работы, первичной и вторичной диагностики, определения адекватности запроса родителей и воспитать лей, типичными будут следующие проблемы:

1 Проблемы, связанные с ошибками, возникающими в просоциальной перцепции родителей и воспитателей, обращающихся за помощью к психологу: ошибкой «ложного согласия», «эффектом ореола», ошибкой «средней тенденции» и др.

2. Проблема «замусоренности» диагностического поля психологоа недостаточно апробированным инструментарием, в некоторых случаях — некорректностью его применения.

С другой стороны, может появиться соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация должна быть прогностичной, то есть ориентированной в будущее, — полноценно оценить качество работы психолога можно лишь через некоторое (иногда довольно длительное, если речь идет о детях с отклонениями в развитии) время. Поэтому некоторые из психологов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, могут работать недобросовестно и заявлять, что только «время покажет», насколько качественна их помощь ребенку или взрослому.

3. Проблемы, возникающие вследствие нарушения принципа конфиденциальности полученной психологом информации.

Материал, полученный психологом в процессе его работы с детьми, воспитателями или родителями на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни психолога, ни психологическую науку. В этом случае речь идет о соблюдении принципов этики работы педагога-психолога, или этического кодекса. Согласно ему, на этапе диагностики психолог должен:

· соблюдать принцип добровольности участия в психологических процедурах (работа допускается только после по­лучения согласия родителей детей в ней участвовать и разрешения администрации ДОУ на проведение исследований);

· использовать процедуры и техники, не ущемляющие досто­инства участников образовательного процесса;

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, проглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.

• предоставить возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.

На II этапе работы, разработки и реализации программ психологического сопровождения ребенка, в работе психолога встречаются следующие соблазны и проблемы:

1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется

го возможностей сделать людей зависимыми от себя. Кроме того, это может сочетаться с заблуждениями о «всесильности» психолога в решении всех проблем воспитания и обучения детей в детском саду и вопросов повышения профессионализма педагогических кадров. Воспитатели и другие педагогические работники ДОУ обычно очень настороженно относятся к тем психологам, которые начинают их «учить» тому, в чек педагоги чувствуют себя более компетентными, поэтому возникает проблема отторжения психолога от педагогического коллектива.

2. Соблазн «самокрасования» на работе, когда психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.

Особенно это опасно, когда выливается в самоуверенный дилентантизм в коррекционной работе. Кроме того, такие недо­статки в работе дошкольной психологической службы, как центрация психологов на диагностической функции, вместо профилактической, пропедевической и коррекционной, только усиливает это. С другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на обращающихся к психологу людей тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «производить впечатле­ние» найти такую «золотую середину», чтобы оказаться фасилитатором и координатором работы всего педагогического кол­лектива ДОУ и родителей детей.

3. Соблазн следования «методическим модам», когда в погоне за самыми последними новинками в практической психо­логии консультант тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевав освоить ни одну из них.

Для того, чтобы данную проблему преодолеть, необходимо учитывать следующие принципы работы психолога. Принцип профессиональной компетентности: психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями. Психолог не должен передать сложные психологические методики неподготовленным специалистам, а также использовать методики, которыми в долж­ной степени не владеет.

Принцип адекватности применяемых методик: они должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию детей и взрослых условиям эксперимента. Этот принцип сочетается с принципом: «Не навреди!» (или «принцип ненанесения ущерба испытуемому»). При этом организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению детей, родителей и воспитателей.

Принцип профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психологическо­го воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой — поддерживать у ребенка и взрослого чувство удовлетворения от общения с психологом.

Принцип разделенной ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная: постепенно сформировать чувство ответственности и готовность к ней у приходящих к нему людей. Сам психолог должен отвечать только за саму организацию такой помощи, а не за принимаемые другими участниками образовательного процес­са решения. С другой стороны, психолог может способствовать дознанию ребенком, воспитателем, родителем того, что каждый из них сам является причиной своих достижений.

Для III этапа (анализ и оценка результатов работы с целью осуществления корректирующего контроля) характерны следующие проблемы.

1. Проблемы разработки программ индивидуального психологического развития ребенка исходя из представлений нестатистической и функциональной норме.

К понятию среднестатистической нормы относится категория детей, которые выполняют диагностические заданий на 85-100% уровне успешности. При этом важно учитывав качественные критерии анализа данных: принятие заданная, способ выполнения, обучаемость ребенка, отношение к результату.

К понятию функциональной нормы относятся дети, которые относительно хорошо приспосабливаются к социуму и обладают достаточным уровнем социально-психологической адацтированности, чтобы не выделяться среди других детей

При этом социально-психологическую адаптированноеп (термин армянского психолога А. А. Налчаджана) можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений между личностью и группой:

• когда ребенок без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность и удовлетворяет свои основные потребности;

• при этом он в полной мере отвечает ожиданиям, которые предъявляет к нему социум (по возрасту, полу, социальному статусу).

2. Проблемы предвзятого отношения педагога-психолога к детям (родителям, воспитателям), связанные с нарушением принципа беспристрастности психолога. Данный принцип нуждается в особом комментарии. Л. А. Петровская, анализируя подход к проблеме К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду, что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта».

3. Проблемы согласования мнения психолога с точкой зрения специалистов (или проблемы выработки единого к осуществлению дальнейшей коррекционно-развивающей работы)

Данные проблемы стоит решать, опираясь на принцип уважения себя и своих коллег, их права на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между колле­гами и сотрудниками в присутствии детей и их родителей.

4. Соблазн работать «вразнос», забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Например, психолог ДОУ, чтобы не показаться «черствым», всем раздает свой телефон, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи с родителями или воспитателями и т. д. Это осложняется тем, что работа психологов в детском саду итак обыч­но осуществляется в режиме «скорой помощи».

Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда пси­холога приводит его самого в психиатрическую больницу. Поэтому, как говорила на своих лекциях известный психотера­певт А. С. Спиваковская, «психолог не должен глубоко погружаться в проблемы клиента», если он не обеспечил свои «тылы», которые позволили бы ему «выйти» из проблем кон­сультируемого человека и «вернуться в свое нормальное состояние».

Задания для самоконтроля

1. Назовите основные этапы деятельности педагога-психолога, работающего в ДОУ.

2. Выделите основные уровни адекватности запроса родителей и педагогов, обращающихся к психологу за помощью по поводу проблем воспитания, развития и обучения ребенка.

3. Перечислите основные сферы психологического воздействия на окружающую ребенка среду.

4. Объясните, в чем заключается основная цель человеческого воздействия на ребенка и его окру;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.