Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уголок живой природы






Желательно, чтобы уголок живой природы располагался недалеко от окна. Окно должно быть обращено на более освещенную сторону кабинета, так как естественный свет является главным экологическим фактором, влияющим на жизнедеятель­ность растений, создающим здесь оптимальный микроклимат. Зеленая листва комнатных растений снижает глазное давление, способствует нормальному наполнению кровеносных сосудов, облегчает приступы мигрени, препятствует гипертонии и невралгии. Для кабинета педагога-психолога необходимо подбирать растения не слишком прихотливые, но в то же время обладающие обильной зеленой массой. В подборе растений следует учи­тывать еще одно важнейшее их свойство — способность выделять положительный или отрицательный заряд в воздух.

Положительный заряд имеют коланхое, герань, роза, папоротник, бегония, все луковичные, лавр. Правильное введение их в фитодизайн обеспечивает бодрость, свежесть, способствуют повышению работоспособности, нормализует функции нервной деятельности. Герань и лавр благородный способны выделять фитонциды, ослабляющие спазмы внутренних органов и способствующие уменьшению функциональных расстройств нервной системы. Отрицательный заряд имеют кактусы, лимонный плющ, пальмы, азалии, традесканции, хлорофитум, монстеры. Они не совместимы с растениями, имеющими положительный заряд, и называются на улучшении самочувствия сотрудников ДОУ тогда, когда нужно «разрядить» обстановку — помогают при перевозбуждении нервной системы, повышенной раздражительности, вспыльчивости, мигренях.

Наиболее благотворное влияние на организм человека оказывают здоровые растения. Поэтому растениям необходимо обеспечит соответствующий уход. В частности, не менее 2 раз в месяц в воду для полива следует добавлять биостимуляторы. Летом полив следует производить в вечерние, зимой — в утренние часы. Между растениями нужно ставить открытые сосуды с водой для поддержания влажности и увеличения образования фитонцидов и аэроионов.

Различные элементы интерьера по окраске должны гармо­нировать с комнатными растениями и между собой. Главное требование при этом — использование спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих раздражения и возбуждения. Стены живого уголка могут быть оклеены фотообоями и представлять определенный пейзаж: хвойный бор, березовую рощу, берег моря, водопад и т. д. Интерьер дополняют:

• клетка или вольер для птиц;

• аквариум с рыбками.

Рабочая зона специалиста

1. Стол специалиста (одно- или двухтумбовый).

2. Стул взрослый (2-3 шт.).

3. Мягкая мебель с журнальным столом.

Туалетное помещение игровой

1. Раковина для умывания.

2. Вешалки для полотенец и туалетных принадлежностей.

3. Унитаз-слив.

4. Корзина для мусора.

5. Хозяйственный шкаф для хранения уборочного инвентаря

 

 

Релаксационный сектор

Релаксационный сектор кабинета педагога-психолога может иметь на стенах фотообои (с пейзажем), мягкое ковровое покрытие на полу, горшки с комнатными растениями. Для усиления эффекта необходимо подобрать «пейзажную» музыку соответствующую оформлению кабинета. Для аутотренинга на фоне березовой рощи, дубрав, лесных опушек можно использовать музыкальные произведения Дебюсси. Подойдет и магнитофонная запись с пением птиц и цикад. Морскому пейзажу лучше будет способствовать тема Шахерезады из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского или магнитофонная запись с шумом моря, водопада, реки.

• После напряженных коррекционных занятий или аппаратного лечения (если это детский сад компенсирующего вида) дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усиливают наблюдения за рыбками в аквариуме, струями воды в небольшом фонтанчике или водопаде. Фонтанчик своим журчанием усиливает впечатление естественного природного окружения. Здесь дети могут намочить ладони, лицо, побрызгаться. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, с наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ракушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, шишечки, фасоль, горох. В процессе таких занятий снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются розовое эфирное масло, ромашка (уравновешивают процес­сы торможения и возбуждения, снимают подавленное состояние);

• полынь лимонная, сено (снимают раздражение, уменьшают нервное и мышечное напряжение);

• лаванда (устраняет перевозбуждение, снижает агрессию и истерические реакции, способствуют нормализации функции вегетативной нервной системы);

• розмарин (стимулирует сосредоточение внимания и разви­тие памяти);

• анис (используют при дыхательной недостаточности и сер­дцебиении);

• шалфей (укрепляет нервную систему, способствует устра­нению астено-депрессивных состояний); мята (приводит к расслаблению, улучшает мозговое крово­обращение, нормализует пульс и дыхание).

, восстанавливают эмоциональное равновесие.

Эффективность релаксационного сектора кабинета увеличивается при использовании следующих эфирных масел:

Используя эфирные масла, психолог, однако, должен помнить, что стимулирующие запахи способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. Если же человек уже находится в ней, то дополнительное стимулирующее воздействие может вызвать чрезмерное нервно-психическое напряжение. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность. Здесь нужны успокаивающие ароматы. Кроме того, следует учитывать, что на некоторые из них у детей может быть аллергия (например, на ромашку, лаванду).

В этом случае можно использовать ионизатор воздуха или Люстру Чижевского. Принцип работы этого аппарата основан на образовании аэроионного потока с помощью тихого разряда в воздухе. Вследствие этого помещение насыщается отрица­тельно заряженными аэроионами кислорода. Это обеспечива­ет чистоту воздуха, создает ощущение непривычной мягкости и мышечной раскованности, нормализует обменные процессы в крови.

Другим средством повышения эффективности работы релаксационного сектора кабинета может быть использование музыкальных средств реабилитации. Для этого в оборудование данной части кабинета должен быть включен магнитофон и аудиотека с записью голосов птиц и явлений природы, а также классической музыки.

Исследователи утверждают, что наиболее сильный и выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а да просто невозможно предугадать. В связи с этим в целях профилактических целях не следует брать объемных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведения малых форм.

В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыка, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из 3 произведений, вызывающих в итоге сходную реакцию.

Выбираются, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент. Например, если человека мучает меланхолия, навязчи­вая тревога, страх, то первой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость духа.

После того как воспитатели и дети привыкнут к использованию музыки на занятиях психолога, ее можно включать в процессе проведения коррекционно-развивающих и воспитательских занятий в виде физкультурной минутки (мобилизирующей вариант) и в процессе осуществления режимных моментов, а также за полчаса до того, как в группе начнется «тихий час» (успокаивающий вариант).

Такова модель современного кабинета педагога-психолога ДОУ.

В заключение следует отметить, что на двери кабинета психолога обязательно должен быть вывешен график его работы с указанием конкретного времени приема родителей, а также сетка занятий с детьми разных возрастных групп. Это позволит постепенно наладить всю систему индивидуального сопровождения развития ребенка в ДОУ. Рассмотрим ее подробнее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.