Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологический менеджмент на предприятии






Отсутствие на предприятии политики, ориентирующей на снижение негативных последствий на ОС, приведёт в итоге к снижению экономической эффективности его функционирования, конкурентоспособности и исключению его из сферы общественного производства.

Современная практика показывает, что только осмысленное отношение людей к экологическим последствиям хозяйственной деятельности обеспечивает конкурентные преимущества в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Экологический менеджмент предприятия (ЭМ) охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием (планирование, управление, контроль за деятельностью предприятия), связанные с ООС.

Важное значение имеют требования, предъявляемые к ЭМ различными заинтересованными группами (руководство, акционеры, сотрудники, партнёры по бизнесу, различные общественные группы), а также возможности и границы его реализации.

Для раскрытия содержания ЭМ как системы управления и одновременно как процесса управления существенными моментами являются:

основы и рамочные условия ЭМ;

вырабатываемые на этой базе стратегии ООС и ресурсосбережения;

реализация стратегий на тактическом и оперативном уровнях в различных сферах деятельности предприятия.

ЭМ ориентирует предприятие, ввиду длительного и комплексного характера экологических проблем, на следующие качества (характеристики) развития:

Долгосрочную, стратегическую и, одновременно, рыночную направленность всей работы;

Открытость процессов принятия решений и демократическое участие сотрудников в них;

Учёт комплексного и взаимосвязанного характера всех проблем;

Целостный охват вещественно-энергетических трансформаций в фазах производства, потребления и воспроизводства и соответствующего этим фазам загрязнения ОС;

Сочетание инструментальных (ориентированных на реальные практические действия) и ценностных (ориентированных на ООС) взглядов всех сотрудников;

Организационные и технические инновации при учёте экологической и общественной ответственности;

Применение эволюционных концепций развития предприятия (напр., к «зелёной» организации).

Подходы к ЭМ: активный ЭМ и пассивный или реактивный ЭМ.

Т.о., ЭМ предприятия – это часть общей системы менеджмента предприятия, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, собственно практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутого результата и совершенствования экологической политики.

Ступени формирования ЭМ на современном предприятии могут быть дифференцированы по разным критериям:

С точки зрения научно-практической ориентации ЭМ может быть представлена следующая его классификация:

ООС с точки зрения производства; маркетинга; менеджмента; социально-экологических позиций.

По степени (уровню) активности отклика предприятия можно выделить следующие стадии формирования ЭМ: «начинающие фирмы»; «сокрушающиеся вдовы»; «сознательные граждане»; «прагматики»; «активисты».

Процесс введения системы ЭМ формально может быть представлен следующим образом: (по У.Штегеру): Процесс принятия решений в ЭМ (риски, шансы, факторы) – постановка экол-киоправданных целей и постановка принципов – стратегии предприятия – экологические мероприятия (+снабжение, логистика, маркетинг) – контроль.

13. Формирование «зеленого бизнес-плана» на предприятии

Стремление предприятия стать более дружественным ОС должно стать частью производственного или стратегического планирования предприятия, куда входит:

определение потенциальных угроз предприятию и открывающихся перед ним возможностей;

их сопоставление с сильными и слабыми сторонами предприятия.

Составной частью учёта экологических аспектов в стратегическом планировании должен стать SWOT-анализ (сильные, слабые, возможности, опасности).

Его задача – оценка нынешнего положения предприятия, а затем – разработка нескольких альтернативных вариантов на будущее.

Этапы SWOT-анализа:

Сильные стороны предприятия в экологическом плане;

Слабые стороны предприятия в экологическом плане;

Возможности, открывающиеся перед предприятием в контексте движения за ООС;

Опасности, которые несёт предприятию движение за ООС.

На основании результатов данного анализа разрабатывается несколько планов хозяйственной деятельности. Т.о., формируется «зелёный» бизнес-план. Он должен:

включать прогрессивную экологическую стратегию;

обеспечить экологическую совместимость всех производств предприятия;

создать такие условия, при которых плановые, информационные и контролирующие службы уделяли бы равное внимание экологическим, экономическим и финансовым вопросам.

Оптимальный вариант «зелёного» бизнес-плана – сочетание экономических задач организации с минимальным ущербом для ОС

14. Экологический имидж предприятия и его значение экол. имидж - система представлений, сложившихся в обществе, о влиянии деят. организации на состояние ОС; • представление потребителей об «экологичности» продукции и услуг организации,

Если организация не принимает активного участия в формир-и своего экол. имиджа, он всегда носит негативный х-р. Задача экол. имиджа зак-ся в убеждении общества в том, что существ-ие п/п-ия имеет и положительные стороны. Причем эта работа д. осуществляться постоянно. Общая схема разработки программы форм-я экол.имиджа. 1. Идентификация целей- распространение позитивной инф. о деят. их организации, (буклетов) 2. Разработка плана меропр.3. Разр-ка программы мероприятий4. Оценка эффек-ти. Низкий экологический имидж предприятий все чаще становится барьером их выхода на внешний рынок. Устойчивое развитие предприятий и улучшение их конкурентоспособности, как известно, требует комплексного решения экологических, технических, экономических и социальных задач. Эффективная экологическая политика требует, чтобы управление окружающей средой стало неотъемлемой частью управления предприятием и качеством его продукции в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 14000 и 9000. Появляется все больше компаний, которые осознают, что их успешность связана с проведением политики устойчивого развития, т.е. с экологизацией всех сторон производства и сбыта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.