Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и методы правового регулирования.






Человечество всегда придавало и придает важное значение социальному регулированию и упорядочению общественных от­ношений. Особое внимание, с момента возникновения государ­ства и права, уделялось и уделяется качественному, результа­тивному правовому регулированию. Верно подчеркивается, что в системе социального регулирования важнейшая роль принад­лежит правовому регулированию, что юрист, для решения сво­их профессиональных задач, исходит не столько из широкого его понимания, сколько из необходимости осознания роли и зна­чения этого регулирования как системы средств и способов реа­лизации права, осуществления субъектами своих естественных прав и свобод, удовлетворения ими своих законных интересов, индивидуальных интеллектуальных потребностей.

В основу развития теории государства и права, помимо разра­ботки институциональных проблем, как принято считать, заложе­ны два направления: 1) совершенствование законодательства и обес­печение эффективного правового регулирования вновь востребован­ных наиболее важных общественных отношений; 2) повышение эффективности реализации существующей системы права. В юри­дической литературе правовое регулирование - довольно извест­ная тема, ее активное творческое исследование началось в начале второй половины XX века. Начало XXI века характеризуется обо­стрением глобальных

проблем, инициировавших активизацию про­цесса глобализации, совершенствованием пра­вового закона, изменения соотношения национального (внутриго­сударственного) и межгосударственного права и их эволюции на основе взаимной трансформации, предопределяющей их конвер­генцию в мировую правовую систему будущего.

В юридической литературе до настоящего времени не всем и не все ясно о содержании таких понятий, как «правовое регулирова­ние», «действие права», «правовое воздействие» и др. Одни авто­ры под правовым регулированием понимают воздействие права на общественные отношения с помощью специальных юридических средств. Другие же исследователи включают в правовое регулиро­вание все виды воздействия права на сознание и поведение людей. Это довольно известное состояние без своевременного выхода из которого не обеспечить качественное правовое регулирование.

Базовой основой правового регулирования являются юриди­ческие нормы. Исходя из этого, под правовым регулированием при­нято считать лишь одну из форм воздействия права на обществен­ные отношения с помощью специфических правовых средств — норм права, правовых отношений, актов реализации и применения пра­ва. Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Они проявляются во взаимосвязях, в действиях, в поведении людей. И показатель преобладания правомерного по­ведения людей над неправомерным зависит от состояния каче­ства правового регулирования. Правомерное и неправомерное по­ведение проявляют себя во взаимоотношениях между участника­ми, субъектами разнородных правовых отношений (экономичес­кие, политические, трудовые, финансовые и др.) Безусловно, правовое регулирование нацелено на обеспечение правомерного поведения. В то же время следует напомнить, что правовому регулированию подвергаются не абсолютно все отношения и не всякое поведение человека предопределено нормой права.

Другими требованиями, которые предъявляются к предмету правового регулирования, являются: 1)правовому регулирова­нию подлежат только те отношения, которые поддаются внеш­нему социально адаптированному контролю; 2) правовое регу­лирование возможно лишь при наличии свободы воли, т.е. если у субъектов есть возможность выбора конкретной модели пове­дения из многих (в крайнем случае, из двух) возможных. На­пример, нельзя человеку запретить жить, дышать, есть, любить, ненавидеть и т. д.; 3) регулируемые общественные отношения, превратившись в структурный элемент правопорядка, должны отвечать принципу системности, т. е. не быть инородным обра­зованием в правопорядке и не противоречить правовой полити­ке правового государства и гражданского общества.

Считается, что в структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: 1) субъекты (индивидуальные и кол­лективные); 2) их поведение, поступки, действия; 3) объекты (пред­меты, явления) окружающего мира, по поводу которых субъекты права вступают во взаимоотношения; 4) социальные факты (со­бытия, обстоятельства), являющиеся причинами возникновения, изменения и прекращения правовых отношений1.

Итак, из всего изложенного вытекает, что правовое регули­рование — это регулирование общественных отношений, имею­щих определенные предпосылки эволюции в правовые отноше­ния и отвечающих определенным требованиям, с помощью норм права и иными правовыми средствами.

Правовое регулирование имеет свои способы и методы. Извест­ны три способа правового регулирования: дозволение, позитивное обязывание, запрет. Дозволение - предоставленная правом воз­можность осуществлять субъектам самим определенные активные действия, отвечающие их интересам. Позитивное обязывание — возложение на лиц обязанности совершать активные позитивного содержания действия. Такие обязанности возлагаются императив­ными нормами в форме властного веления (приказа или инструк­тивного предписания). Запрет - это обязанность не совершать ка­кие-то действия. Например, запрет на использование детского или принудительного труда, при определенных условиях применять оружие и т. д. Хотя и кажется само собой разумеющимся, видимо, нелиш­не все-таки обратить внимание на то, что если законом предус­мотрена обязанность совершать какие-либо действия, то тем самым он и дозволяет их совершать. В то же время, если закон что-либо дозволяет, это вовсе не означает, что субъект обязан совершать такие действия. В дан­ном случае действует принцип усмотрения управомоченного лица на основе свободы выбора.

Метод правового регулирования принято характеризовать как систему способов, типов и других средств правового регулиро­вания, используемых в праве, Методы правового регулирования принято делить на общий и конкретные, В понятие общего метода правового регулирования входят компоненты, составляющие систему государственного пра­вового воздействия на динамичные социальные процессы. К тако­вым можно отнести: а) установление определенного предела (гра­ниц) регулируемых отношений; б) издание соответствующих нор­мативных актов, определяющих содержание прав и обязанностей субъектов правоотношений;

в) признание за участниками правоот­ношений правоспособности и дееспособности; г) установление юри­дической ответственности за нарушение правовых предписаний.

К конкретным методам правового регулирования относятся: императивный, диспозитивный, поощрительный, рекомендатель­ный, индивидуальный. Императивный и диспозитивный методы преимущественно применяются в уголовном и гражданском пра­ве. Метод поощрения характерен для трудового и административ­ного права. Рекомендательный метод используется в сельскохо­зяйственном, корпоративном, международном (многие конвенции, декларации, акты-намерения и др.) праве. Индивидуальный метод связан с самостоятельной юридической деятельностью субъектов, реали­зующих собственные интересы юридическими средствами, кото­рым не свойствен признак общеобязательности их велений (зак­лючение договоров, сделок, соглашений и т. д.). Выделяют также централизованный и децентрализованный, авторитарный и авто­номный методы. Более подробно о методах правового регулирова­ния пишут С.С. Алексеев, Н.А. Матузов, С.А. Комаров.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.