Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм действия права.






Одной из основных функций права является регулятивная функция. Поэтому вполне объясним научный интерес к правовому регулированию вообще и к механизму право­вого регулирования, в частности, ибо опосредованно им реализует­ся одна из ведущих юридических функций права и достигается его основополагающая цель - упорядочение взаимоотношений субъек­тов правоотношений, установление качественного правопорядка.

Считается, что впервые более определенно о механизме воздей­ствия права на общественные отношения высказался Н.Г. Алек­сандров. Однако общепризнанно, что заслуга теоретической раз­работки механизма правового регулирования (МПР) принадле­жит выдающемуся ученому Российской Федерации С.С.Алексе­еву. В свое время он утверждал, что правовое регулирование является главным, решающим выразителем правовой действи­тельности, имея в виду, что посредством правового регулирова­ния устанавливается определенный правопорядок, защищаемый

правоохранительными средствами. Фактически, речь идет о рас­смотрении права в динамике.

В наше время С.С. Алексеев отмечает, что механизм право­вого регулирования является одним из элементов правового регулирования. Последнее же является одной из научных катего­рий, которая позволяет рассмотреть особенности правовых явле­ний в динамике. Таким обра­зом, правовое регулирование имеет свой специфический механизм, который называется механизмом правового регулирования (МПР). Механизм правового регулирования, как определяет его С.С. Алек­сеев, это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Есть и другие дефиниции механизма правового регулирования. Так, А.В. Малько рассматривает МПР как систему правовых средств, направленных на преодоление пре­пятствий, не позволяющих удовлетворить законные интересы субъектов права. В.В. Лазарев же главное назначение данного ме­ханизма видит в том, что через него осуществляется перевод содер­жания права в реальное правомерное поведение людей.

Основными чертами механизма правового регулирования счи­таются: а) носит общегосударственный характер, ибо осуществля­ется в соответствии с предписаниями общеобязательных норм, под­держиваемых государством; б) опирается на возможность обраще­ния к государственному принуждению; в) воздействует на обще­ственные отношения в определенных пределах (дозированное воз­действие); г) направлен на упорядочение сложившихся обществен­ных отношений и на содействие развитию и утверждению новых правовых отношений, отвечающих законным интересам общества и конкретного человека; д) осуществляется при помощи, лишь ему присущей, системы правовых средств, способов и методов.

В качестве характерной составляющей можно здесь рассмот­реть и структуру механизма правового регулирования. В трактовке структуры механизма правового регулирования наметились различные, но не взаимоисключающие подходы. На­пример, С.С. Алексеев считает, что механизм правового регули­рования в основном состоит из трех звеньев: а) юридические нор­мы; б) правовые отношения; б) акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей. С.С. Алексеев отмечает так­же, что к процессу правового регулирования на заключительной стадии (а в ряде случаев и при возникновении правоотношений) может присоединиться и особое звено — индивидуальные предпи­сания (акты применения права). Другие авторы выделяют два элемента: а) нормы права, выражающие главные способы воз­действия права - дозволения, запреты, обязывания; б) способы реализации - результативную сторону механизма. В то же вре­мя ими отмечается, что между этими двумя элементами суще­ствуют промежуточные элементы - юридические факты, пра­воотношения. Называют также (А.В. Малько) пять основных элементов механизма правового регулирования: а) нормы пра­ва; б) юридический факт или фактический состав; в) правоот­ношение; г) акты реализации прав и обязанностей; д) охрани­тельный правоприменительный акт (факультативный элемент). Отдельные авторы дают еще более расширенный круг элемен­тов рассматриваемого механизма.

В юридической литературе наибольшее предпочтение полу­чила позиция С.С. Алексеева о четырех элементах механизма правового регулирования: юридические нормы; правоотноше­ния; акты реализации субъективных прав и юридических обя­занностей; индивидуальные предписания (акты применения права)3, выступающие в качестве факультативного элемента.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.