Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Прокофьев 5 страница






Лавирование (гол. – менять направление) – способ поведения, характеризующийся частой сменой курса, направления, средств под влиянием внешних условий. Лавирование необходимо в спортивной борьбе, в политических отношениях, в предпринимательстве и др. видах деятельности. Лавировать – это уклоняться от нападения, препятствия, действовать ловко. Иногда люди лавируют в конфликтных ситуациях, пытаясь либо «выйти сухими из воды», либо не попасть в ловушку хитростей и нечестности другой стороны. Способность к лавированию иногда перерастает в нравственную черту личности отрицательной направленности. Термин «лавирование» морского происхождения – в морском деле так называли движение парусного корабля против ветра, уклоняющегося, увертывающегося от подводных рифов, скал, большой волны. Собственно, это искусство управлять судном.

Лавра (гр. – квартал, поселение) – почетное название православного мужского монастыря. Слово «лавра» первоначально обозначало монастырское поселение в лесу, где складывалось очень строгое монашеское общежитие, близкое к отшельничеству. Таких лавр было много в Европе в IV-VI веках, на Руси – в X-XI вв. Сегодня лавра – это монастырь, возвышающийся над другими своей обширностью, многолюдством, красотой строений, славной и глубокой историей, богатством. Лавра непосредственно подчиняется высшей церковной власти и имеет особые права. В России на конец XX в. сохранилось три лавры. Слово это первоначалом имеет название растения (лавровый лист), почитавшегося как очистительное и защищающее человека. Лавр в Древнем Риме был символом победы, мира, божественного знамения, бессмертия. В христианстве он стал символом вечной жизни.

Лагерь (нем. – военное поселение) – временное место поселения детей, молодежи для отдыха, соревнований, проведения каких-либо общих дел. Лагерь – это и место военной временной дислокации. Лагерь в педагогике – это летнее (реже зимнее) поселение детей для отдыха во время каникул. Детские лагеря отдыха (бывшие пионерские) могут иметь разные направления: лагеря спортивные, туристические, экологические, трудовые и др. В девяностые годы стали создаваться православные лагеря для детей, желающих принять участие в восстановлении церквей и храмов. Лагерем также условно называют объединение чьих-либо сторонников или партий.

Лад (др.-рус. – космос) – согласие, гармония; выражает идеи единения человека с космосом, а также отечественного согласия и сплочения народа, гармонию народного бытия, пропущенную через душу человека. Лад – это душевное согласие, настрой и равновесие, обретенные через душевное участие. В народе считалось, что без такого лада нет красоты и полноты любви. В некоторых местностях ладом называли помолвку и благословение родителей перед свадьбой. От слова «лад» произошло «ладно», тоже обозначающее согласие. Согласие как идеал объединенности породило пристрастие у славян к замкнутой линии, к кругу. Отсюда круговая планировка славянских поселений, украшения в форме кольца. Круг, в смысле лад, стал главным оберегательным знаком, аллегорией красоты и меры.

Лада (др.-рус. – согласие) – гармония и согласие в супружеской паре, в супружестве, основанном на любви. Лада – это Ладо (муж, любимый) и Лады (жена, любимая). Лада – это супруг и супруга, возлюбленный и возлюбленная, милый и милая. У славян-язычников Лада – это также имя богини летнего плодородия, любви, юности, красоты, покровительницы брака. Есть и еще более широкий смысл у этого слова. Оно обозначает идеал объединенности и гармонии.

Ладан (гр. – пахучая смола) – благовонная пахучая смола – древесный сок, твердеющий на воздухе. В ритуальных действиях его употребляли язычники для воскурения своего почитания богов, при погребении. Христианство осмыслило ладан как символ неземной святости. В православии ладан используется во время богослужений. Ладанкой называют курительницу, лампадку перед иконой, а также сумочку с какой-либо святыней, которую носят на шее вместе с нательным крестом.

Ласка (ст.слав. – нежность) – характер отношений людей друг к другу, к животным, к природе. Характеризуется выражением любви, добра, нежности, приветливости, заботы. Есть родительская ласка, без которой нельзя воспитывать ребенка, есть супружеская ласка, без которой невозможна прочная семья. Люди говорят друг другу ласковые слова, проявляют нежные действия. Это всегда располагает друг к другу. Лаской называют и пушного зверька, иногда обобщенно животных семейства куньих – куницу, горностая, белку. Ласка у древних славян выражала эротическую символику.

Ласковость – нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в ее способности выражать свои добрые отношения к людям, любовь к другому человеку с помощью ласки, нежности и мягких манер и слов. Людей, обладающих этим качеством, называют ласковыми. Ласковость, как качество личности, смягчает общение, снимает напряжение, побуждает к доброте и доверчивости. Не зря в народе говорят: «Ласковый теленок двух маток сосет», «Ласково слово не трудно, да споро». Сила данного человеческого качества состоит в его влиянии не столько на сознание, сколько на эмоции человека.

Латентное научение (лат. – скрытое, невидимое) – скрытый, внешне не фиксируемый процесс внутреннего развития ученика, его отдельных психических процессов, запоминания, понимания. Этот процесс определяется с момента воздействия до момента открытого проявления. В учебном процессе так бывает нередко: на протяжении какого-то времени ученик казалось бы не воспринимает советы педагога или объясняемый им материал, но вдруг обнаруживает понимание и даже знание и умение им пользоваться. При известных условиях его умения проявляются в действии. Такими неожиданными «прорывами» полна детская жизнь.

Латиница – латинская азбука и письмо (отсюда родилось слово «латинизмы»), обозначающее слова и обороты речи, заимствованные из латиницы и прижившиеся в русской речи. Латинизмы воспринимаются как заимствованные и иногда чужеродные элементы родного языка.

Лгун – человек использующий ложь в качестве средства общения с другими людьми. Лгун – это человек, искажающий факты, скрывающий или подтасовывающий их, сознательно обманывающий, уходящий сам и уводящий других от истины. Всякий лгущий, согласно православной вере, делается сыном дьявола, который и есть отец лжи. Человек-лгун, как правило, теряет свое нравственное достоинство, он склонен к другим противонравственным поступкам – жестокости, злу, мщению, обману. Православие проповедует личное неучастие во лжи и волевое преодоление в себе возникающей страсти солгать.

«Лебединая песня» – так образно называют последнее, наиболее значимое действие человека, наиболее полное проявление его способностей и таланта. Это может быть любовь к другому человеку, какое-либо художественное произведение, техническое устройство и т.д. По народному поверью лебедь поет один раз в жизни, перед смертью, песню неземной красоты. Этот смысл и заложен в «лебединой песне». Лебедь – романтическая птица, одновременно символ и света, и смерти.

Легенда (лат. – читать) – фольклорный эпический жанр, занимающий серединное положение между мифом и историческим описанием. Некогда легенды воспринимались как достоверные рассказы об истории – о прошедших временах. событиях и людях. Легенды содержат элементы идеализации героев и их поступков, что и сближает их с мифами. Смысл слова «легенда» заложен в его изначальном происхождении как чего-то того, что должно быть с серьезностью прочитано, узнано, понято и с доверием принято. Легенды в западном христианстве – это литургические отрывки для ежедневного богослужения, содержание в себе религиозно-дидактические идеи, или описания жития святых. В современной российской культуре слово «легенда» все более используется для обозначение литературного жанра и в криминалистике для обозначения версии случившегося.

Легкомыслие – интеллектуально-нравственное качество личности, выражающееся как необдуманное, неосновательно продуманное и даже бездумное поведение человека, его взглядов и отношений. Легкомыслие – это несерьезность, поверхностность, ветреность в словах и действиях. Это отрицательное качество личности, вырастающее на почве слабо развитой интеллектуальной сферы, а также залюбленности и заласканности. Оно может служить основанием для других негативных качеств личности, например, безответственности, пассивности, неоправданного оптимизма, разбросанности, неуравновешенности и др.

Лексическая культура речи – разнообразие и грамотность использования слов и словосочетаний в речи индивида. Она включает в себя, во-первых, присутствие в речи образных выражений, стилистически окрашенной лексики, оценочных оборотов, однозначных и многозначных слов лексики ограниченной сферы употребления (например, профессионализмов), диалектных слов и, конечно, литературной лексики. Во-вторых, лексическую культуру определяет уместность использования этих средств.

Лень (ст.слав. – вялый) – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в нежелании трудиться (умственно и физически), действовать по совершенствованию себя и своего окружения, в стремлении к легкому и упрощенному времяпрепровождению и безделью. В человеке нет стремления, ему неохота ничего серьезного и полезного делать. Лень (леность) относится к числу самых губительных человеческих качеств. Она останавливает любые разумные действия и желания, оставляет неудовлетворенными мечты, желания и духовные потребности. Лень ведет к разрушению человеческой эволюции и, в конечном итоге, к разрушению личности. Народная мудрость отметила леность как мать всех пороков, синонимом слова «лентяй» было слово «гультяй». Много хлопот лень доставляет школьному обучению, но в детях она преодолевается педагогическими средствами.

Лесть (ст.слав. – обман) – безнравственное действие человека, высказывающего похвалу, одобрение другому человеку с корыстной целью. Это притворная похвала, «проискливая», т.е. лукавая, с выгодой для себя и не соответствующая истине. Лесть и сформированное на ее основе нравственное качество льстивость – это угодливость, потворство, прельщение самолюбия, лицемерие. В то же время слово «лестный» используется в более мягком смысле, как комплиментарность, возможно и заслуженная, и непременно удовлетворяющая самолюбие того, к кому обращено (например, комплимент, отзыв, рецензия).

Лето (ст.слав. – год) – время года, начинающееся со дня летнего солнцестояния 22 июня и заканчивающееся в день осеннего равноденствия 22 сентября. Это по астрономическому летоисчислению в Северном полушарии Земли. В обыденной жизни здесь летом называют самое теплое время года – месяцы июнь (др.-рус. – червень) – месяц цветения вишни, июль (др.-рус. – липец) – месяц цветения липы, август (др.-рус. – серпень) – время жатвы. В народных поверьях лето называли «припасухой». Это время труда и таких праздников, как Вознесение Господне, Святая Троица, Успение Пресвятой Богородицы. Лето связывают с ясными теплыми днями. В некоторых территориях России лето близко к понятиям «юг», «южный». Лето также считается дочерью титанов и матерью Аполлона и Артемиды. Это мифический персонаж, именем которого названо время года, такое же кроткое и милое, как и сама богиня. Символизирует его женщина в венке из колосьев пшеницы, несущая серп. Психологи утверждают, что летом чаще всего рождаются меланхолики, люди уравновешенные, спокойные.

Летопись (ст.слав. – год, писать) – хронологическое описание событий по годам; это повествовательное сочинение, в котором по летам (годам) излагаются по возможности точно и беспристрастно события в городе, стране. Летописи на Руси появились в период Крещения, что считается началом русской историографии. Писали их в монастырях (монахи-летописцы), при княжеских дворах. На сочинение летописей в те далекие времена смотрели как на дело Божие. Сегодня – это древние исторические памятники полусветского, полурелигиозного характера. В школе их изучают в истории и литературе.

Лечебная педагогика – ветвь педагогики как системы наук, изучающая особенности реконструкции педагогического процесса и среды в целях усиления их влияния на оздоровление детей с теми или иными заболеваниями. Лечебная педагогика – это педагогика, Способствующая развитию, обучению, воспитанию и самореализации ребенка с любыми физическими и психическими отклонениями. В ней педагогические средства выполняют функции лекарств. Лечебная педагогика способствует социализации больных детей, а также профессиональной реабилитации взрослых. Методы и формы, ею рекомендованные, соответствуют виду и степени заболевания человека. По сути своей – это высоко духовная наука помощи слабому, немощному, нуждающемуся.

Леший (ст.слав. – хозяин леса) – сказочное существо. олицетворяющее хозяина леса. Оно представлялось человеку опасным – способным завести в лес, заплутать, сбить с дороги. Его в народе представляли немым, обросшим седыми волосами стариком, который неприятно кричит, хлопает в ладоши, пугает людей смехом, свистом, бранью. Иногда его представляли волосатым и в шкуре. Этот поэтический образ в народе стал символом осторожного отношения человека к лесу и возможной помощи, если все-таки что-то в лесу с человеком случилось: он может указать дорогу, спасти от зверья, вывести скот к поселению. В русских народных сказках, возникших еще в языческую пору, леший – частый герой. В селах до сих пор называют лешими страшных обросших людей или тех, кто кого-то напугал.

Лжепророк – человек, выдающий себя за истинного мессию, пророка, предсказителя, на самом деле таковым не являющийся. Это ложный пророк, лгущий, но скрывающий истину. Таковыми, как правило, являются руководители религиозных сект, создатели ложных учений веры. Это люди, либо спекулирующие на доверии людей, либо психически страдающие манией величия, но в любом случае умеющие красноречием увлекать людей и вести за собой обещанием радужных перспектив или, напротив, принижением самоценности земной жизни людей.

Лжесвидетельство – ложное показание эксперта, свидетеля, очевидца, участника событий, данное сознательно вопреки истинному положению вещей, но ради личной выгоды. Лжесвидетельство может иметь разные формы – жалобы, показания очевидца или участника, доноса, клеветы, сплетни и др. Лжесвидетельство – большой грех; оно уводит от истины, порочит человека, запутывает путь к правде. В судебной теории и практике оно влечет наказание как разновидность преступления.

Лживость – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в намеренном искажении человеком представлений о действительности ради достижения корыстных целей или из стремления избежать нежелательных последствий своих или чьих-либо поступков. Лживость – это поведение, в основе которого лежит ложь, обман, полуправда. Для некоторых людей – это привычная форма поведения, они могут лгать без всякого повода и причины и даже во вред себе. Детская лживость возникает по причине подражания взрослым, при предъявлении непосильных требований, при стремлении к самоутверждению, а также при самоутверждении и из хвастовства. Ложь чаще всего используется ребенком как защитный механизм. Кстати, от лжи и лживости надо отличать детские фантазии. Лживость – качество греховное, недостойное поведения православного человека.

Либерализм (лат. – свободный) – политическое и идеологическое течение, объединяющее сторонников свободного предпринимательства, парламентского строя, ограничения тоталитарной власти, свободы слова, правовой защиты человека и власти закона, допущения предпринимателей к управлению государством. Критики либерализма относят его к разновидности нигилизма, в основе которого лежит равнодушие к судьбам людей и государства. Либералы ищут, по их мнению, такого Бога, который оправдал бы бизнес, современное положение вещей. Они сориентированы на человека, цивилизацию без культуры и веры, комфорт и удобства, жизненные блага. Либерализм породил протестантизм, гуманизм, атеизм, материализм. Многие политики и ученые считают либерализм доктриной и рабов, и рабовладельцев одновременно. В педагогике употребляется понятие «либеральный стиль руководства (управления)», что чаще всего обозначает излишнюю терпимость к нарушениям, снисходительность к нарушителям, отсутствие жестких требований к подчиненным. Это так называемый педагогический либерализм. С позиций философии и социальной психологии либерализм есть выражение индивидуалистской психологии.

Либертаризм (англ. – свобода) – новое научное течение в педагогике, отвергающее роль государства в воспитании и образовании людей. Сторонники либертаризма требуют ликвидации государственной власти над школами и университетами, государственного управления целями, содержанием, выбором технологий образования. Все это, считают они, должно быть исключительно прерогативой семьи, определяться в согласии с семейными образовательными потребностями. Возникший во второй половине ХХ в. либертаризм выступил на защиту независимости личности и свободы ее развиваться в индивидуальном режиме, отвергая значимость групповых требований, контроль (оценки, экзамены) над знаниями. Либертаристы ратуют за развитие альтернативного образования, культивирующего свободную волю как особый дар человеческой психики.

Лидерство (англ. – ведущий) – ролевая позиция человека в группе, выражающая в неформальном признании его авторитета всеми членами этой группы. Лидерами становятся благодаря личным качествам и умениям выполнять лучше других какую-либо деятельность, способствующим всеобщему признанию. В системе межличностных отношений лидер играет ведущую роль: его слушают, ему подчиняются, его уважают и берегут. Стиль отношений лидера и группы может быть различным: авторитарным, демократическим и попустительским. Как правило, лидер выдвигается на основе выполнения какой-либо деятельности, так что в каждой из них у группы может быть свой лидер, т.е. свой признанный авторитет.

Лингвистическое развитие – развитие у детей чувства языка, особенно родного, осознания и понимания природы языковых явлений, умения пользоваться языком во всем многообразии его богатства. Лингвистическое развитие протекает стихийно, естественно, вместе с общим развитием, такое развитие основывается на врожденном чувстве родного языка. Чаще же всего лингвистическое развитие достигается посредством обучения и специальной программой.

Литургия (гр. – общее слушание) – главное христианское богослужение, состоящее из коллективных молитв, пения духовных песен, чтения священного писания, проповеди и таинства причащения. На литургии выражаются главная идея христианского миропонимания и цели церкви по отношению к прихожанам. Совершается ежедневно с утра до обеда, по праздникам и воскресеньям проводится Божественная литургия. Одна из богословских наук, литургика, изучает и описывает особенности и порядок литургического богослужения как общественного деяния христианской церкви.

Лихо (ст.слав. – зло) – это зло, связанное с лишением человека чего-то лучшего, это горе страдание, слезы. Лихо – это и образ в славянской мифологии, воплощающий злую долю человека. Иногда в сказках ее изображают худой, некрасивой одноглазой женщиной, действующей вместе с Горем, Недолей. Это, условно говоря, прообраз Бабы-Яги. Встреча с Лихом, по верованиям славян-язычников, приводит к болезням, лишениям и даже гибели. От слова «лихо» появились «лихолетье» (тяжелый год, возможно военный, мятежный, неурожайный или с мором), лиходей (злой, жестокий человеке), лихорадка (болезнь), лихоимец (взяточник, вымогатель, мздоимец) и др.

Лихоимство (ст.слав. – зло имеющий) – отрицательное нравственное качество человека, обозначающее нарушение им законов общества и традиций, будучи государственным человеком. Лихоимец – это тот, кто берет взятки, мзду, подношения за выполнение своих должностных обязанностей, кто любит подарки за расположенность к ходатаю и просителю, кто занимается вымогательством, шантажом с целью получения «левого» дохода. Это старое русское слово, наиболее точно отражающее нравственно-отрицательный смысл подобного рода поступков. К лихоимству, как правило, склоняются люди, не верующие в Бога, не придерживающиеся определенных политических взглядов. Это эгоисты, пораженные страстями жадности и зависти.

Лицедей (др.рус. – притворщик) – древнерусское название бродячего актера, играющего чужие роли, надевающего чужую «личину» - маску и костюм. Лицедейство – театральное представление на площади для народа (на ярмарках, праздниках). Лицедеи воспринимались народом как притворщики, двуличники, как своего рода оборотни, скрывающие под маской свои дурные стороны. Быть не собой, неискренне говорить, плакать и смеяться осуждалось людьми. С ними избегали личной дружбы, не уважали, но на спектакли ходили охотно. Православная церковь долго не признавала лицедеев и лицедейства как действа, разменивающего свою душу на чужие роли, чувства и слова. Правда, рождественские вертепы на библейские темы ею поощрялись. Постепенно театральное лицедейство добилось всеобщего признания и стало частью духовной жизни общества.

Лицей (гр. – ликей) – среднее общеобразовательное учебное заведение повышенной сложности. До революции – высшее учебное заведение для лиц мужского пола; с 1917 года по причине своей привилегированности закрытое; восстановленное в 90-х годах ХХ в. Сегодня – это особый тип образовательного учреждения с углубленным изучением дисциплин по какому-нибудь профилю. Дореволюционные лицеи готовили своих выпускников к государственной чиновничьей службе, к работе в качестве учителей начальной школы и поступлению в вуз. Современные лицеи, как учебные заведения продвинутого качества образования, в основном готовят учащихся к продолжению образования в вузах. Название «лицей» произошло от поименования одной из афинских гимнасий, расположенных по соседству с храмом Аполлона Ликийского («ликей» - лицей). Количество современных лицеев в России значительно превысило дореволюционное.

Лицемерие (ст.слав. – двуликий) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся в способности человека притворяться, прикидываться добрым, порядочным, доверчивым и вообще нравственно положительным человеком, совершая исподтишка зло, преступление добра. Лицемерный человек принимает на себя одну личину, действует по другой. Такое двуличие внешне проявляется в ханжеской льстивости, любезности, порядочности, затем продолжается в мести, коварстве, жестокости, и других нарушениях норм морали. О таком человеке говорят, что он злонамерен, зловреден или ханжа. Православие считает лицемерие грехом против второй заповеди Христа, согласно Библии, лицемерие неоднократно обличалось Господом в лице фарисейства.

Личностно ориентированное обучение (ЛОО) – новационная для конца ХХ века образовательная технология, основанная на идеях целостного подхода к развитию личности, ее культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации. ЛОО обеспечивает развитие и формирование всех способностей и возможностей человека, заложенных Богом и природой: индивидуальных задатков, личностных смыслов, индивидуального стиля жизнедеятельности, ценностных ориентаций и т.д. При этом цели обучения и частично его содержание определяются не сверху, с «госзаказа», а снизу – от образовательных и духовных потребностей личности обучающегося и «готовых» мотивов учения. Содержание делается средством развития человека и удовлетворения его потребностей, а не целью учебной деятельности. Технология ЛОО строится на проживании создаваемых учителем учебных ситуаций: выбора, успеха, личностно-ценностных, проблемных, производственных, жизненных, автономной самоорганизации, применения теории в практике и др. Различают также уровни ЛОО как уровни субъективации позиции личности в процессе обучения: оценивания, означивания, осмысливания, рефлексии. Личностно ориентированное обучение рекомендуется сочетать с коллективными способами обучения. В единстве они дают лучшие результаты. В ходе ЛОО происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, он развивается наиболее разносторонне и гармонично. Основная задача при этом – воспитание субъективных свойств личности в единстве с духовно-нравственными.

Личность (др.рус. – лик, лицо) – устойчивое духовно-психологическое образование, посредством которого человек становится членом общества, представителем своего народа и нации производителем духовных и материальных ценностей. Показателями сформированности личности в человеке являются: духовность, нравственность, развитость самосознания и творческость. Именно эти качества обеспечивают человеку свободу и субъективность как внутреннее состояние. Личность есть воплощение образа Божия в человеке, механизм и форма боговоплощения. И потому она не может быть отрицательной, а лишь положительной, направленной на добро. Человек может быть инстинктивным, личность же всегда целенаправленна, человек может поступить плохо, но личность в нем – это носитель образа Божия, т.е. совести, долга, чести, достоинства. Личность «приобретается» упорным трудом души и тела. Только через личность человек может быть духовным существом и выполнять свою миссию на Земле.

Личностный потенциал работника (ЛПР) – это степень развития профессионально значимых качеств и свойств личности, обеспечивающих успешное выполнение работником трудовых заданий и эффективное решение производственных задач. ЛПР включает: психофизиологический потенциал (развитие способностей и склонностей человека, его здоровье, работоспособность, выносливость и т.д.); квалификационный потенциал (объем и качество общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность выполнять работу определенного уровня и качества); социальный потенциал (уровень гражданского сознания, духовной и социальной зрелости, умение общаться, отношение к труду, правосознание и поведение и т.д.). ЛПР формируется посредством и в системе профессионального образования и определяет степень конкурентоспособности специалиста на рынке труда. При этом начало его закладывается в семье, детском саду и школе.

Личный пример – метод воспитания, основанный на подражании детей и молодежи лучшим образцам жизни и деятельности людей. Этими людьми, чьи действия, слова и отношения копируют, повторяют дети, могут быть прежде всего отец и мать, близкие семье люди, родственники, друзья семьи. Их примеры видны, доступны, понятны, у них всегда можно спросить о сокрытом и неясном. Этими людьми также могут быть государственные и общественные деятели, ученые, военные и святые православной церкви. Изучая их жизнь, знакомясь с деятельностью, дети выбирают себе «идеального героя», как пример для подражания, и следуют ему. Такова природа детства. Особенно большую роль в жизни растущего человека в дошкольном и младшем школьном возрасте играет пример родителей, как «живой» образец ежедневного воспроизведения наглядного поведения. В подростковом возрасте таким «личным примером» становится жизнь и деятельность героев – отечественного воинства. И лишь у юношества появляется идеал из среды духовных наставников человечества.

Ловкость (ст.слав. – охота, ловля) – нравственно-этическое качество личности, выражающееся в быстроте слов и действий, сообразительности, проворности, умении лавировать. Ловкость – качество многозначное. В одном случае она положительна: в спортивных и детских играх, в критических ситуациях природного характера и др. В другом – она нравственно отрицательна. Это в споре, когда словесная ловкость переходит в демагогию, обман. Слово «ловкость» произошло от «ловить» зверя на охоте, рыбу в реке, где нужно проворство, хитрость, быстрота. Сегодня ловкость воспитывается как физическое качество личности и свойство, обеспечивающее выживание в сложных, чрезвычайных условиях жизнедеятельности.

Логическая культура речи – составная часть культуры речи, выражающаяся в соблюдении логических законов, таких как закон тождества, закон противоречия, закон достаточного основания. Логическая культура речи предполагает умения давать общую характеристику предмета мысли, избегание бессмыслиц, логическое построение предложений, выделение в них логических предикатов, умение давать логическую характеристику понятий, суждений, умозаключений. Логическая культура речи способствует повышению ее коммуникативности, следование нормам литературного языка. Этому учат в школе посредством дисциплин регионального или местного компонентов учебного плана (риторика, логика, культура общения), а также в дисциплинах образовательного стандарта (литература, русский язык, культура речи).

Логос (гр. – слово) – это свойственная Богу сила мысли, разума. В христианстве отношение к логосу определяется отношением к Богу, и вся история рассматривается как воплощение Божьего откровения. Логос – это великая Божественная сущность, мировой разум. Логос есть признание объективности духовного мира, он придает ценность и смысл всему существующему на Земле. Логос – это не индивидуальное человеческое мышление и не их совокупность, но в них он присутствует. Существование логоса объясняет человеческое творчество, происхождение идей, не имеющих аналогов в жизни и личном опыте мыслящего.

Лодырь (др.рус. – глодать) – это человек, ведущий нетрудовой образ жизни, избегающий труда как источника и средства собственного благополучия. Хлеб насущный лодырь добывает нечестным путем – плутовством, хитростью, обманом, лестью и т.д. В зависимости от образа жизни, который ведут лодыри, народ их называет гуляками, забулдыгами, плутами, ворами, злодеями. Лодырь – это, как правило, легкомысленный человек, лентяй, безответственный, способный ехать «на чужом горбу». Один порок влечет за собой рождение целого ряда других.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.