Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Прокофьев 6 страница






Ложная активность – проявление активности человеком при отсутствии положительной мотивации по отношению к выполняемой деятельности и низком конечном результате. Внешне ложная активность очень похожа на обыкновенную активность, но это только по характеру действий – скорости, напористости, насыщенности. По сути, по смыслам и конечным целям она совершенно различна с истинной активностью. Так, она может иметь отвлекающий характер от какой-то другой цели и деятельности индивида или коллектива, может совершаться со спекулятивными целями заслужить похвалу, удержать свое положение, поднять имидж, обеспечить карьеру. Ложная активность возникает при формальном подходе к деятельности, а также при неумении действовать. В детском коллективе это достаточно распространенное явление, возникающее при формальной организации самоуправления. Духовно-нравственное воспитание есть единственный способ преодоления этого явления как в детской, так и во взрослой среде.

Ложная эрудиция – поверхностное знание о многих вещах, научных и бытовых, показное умение им пользоваться. Цель ложной эрудиции – произвести впечатление, поймать и удержать внимание к себе окружающих и нужных людей с тем, чтобы затем извлечь из общения с ними выгоду. Человек с ложной эрудицией не изучает жизнь, а собирает коллекцию умных и оригинальных вещей, слов и изречений, чтобы с их помощью «пускать пыль в глаза», нравиться людям. Этот человек много цитирует, показывает свою осведомленность в любых вопросах, сыплет именами «знакомых» авторов, новыми для слушателей терминами. Но все это неглубокое поверхностное знание, на котором затем вырастает демагогия.

Ложь (ст.слав. – ложь) – качество безнравственного поведения, проявляющееся в преднамеренной неправде, обмане, искажении событий, сокрытии правды, уходе от истины в отношения человека с самим самой и другими людьми. Ложь, согласно Библии, относится к первому преступлению человека. Это мягчайший из проступков, порождающий и другие человеческие пороки. Ложь нередко «дружит» с ленью, завистью, насилием, со слабой волей, но может порождаться и бессилием, незащищенностью человека. Так, жестокость родителей, неуспехи в учебной деятельности могут рождать детскую ложь как способ самозащиты ребенка. Согласно православию ложь изобрел дьявол для отлучения людей от Бога и в борьбе с Богом. Ложь бывает внешняя и внутренняя. Внешняя ложь делает человека предметом презрения в порядочном обществе, а внутренняя – своего собственного.

Локус контроля (лат. – пространство контроля) – это то жизненное и профессиональное поле жизнедеятельности, в рамках которого человек может принимать свои решения и влиять на их исполнение. Локус контроля – это психологическая концепция, объясняющая механизм формирования личной ответственности человека. Маленький человек имеет локус контроля в пределах игрового уголка, взрослый – в пределах служебной роли. Живя и действуя в определенном пространстве, человек берет на себя часть ответственности за него. Расширение локуса контроля у детей – задача семьи и школы. Через это формируется такое качество, как ответственность, субъектные персональные установки и ощущения и др. качества.

Лояльность (фр. – верный) – тип человеческого поведения, проявляющегося в терпимости и добром отношении к властям, другим партиям, обществам и событиям. Лояльный человек – это человек законопослушный, верный принятому образу власти и стилю управления, снисходительный к ее ошибкам, послушный указаниям. Лояльность – в лучшем случае нейтральность, невмешательство даже при условии внутреннего несогласия. Внешне лояльность выражается в очеловеченном, открытом, приветливом, непротиворечивом поведении человека. Лояльность людей – основа развития правового государства, цивилизации вообще.

Лубочное искусство – упрощенное до примитивизма, сильно приукрашенное по сюжету и краскам произведение народного творчества, рассчитанное на простой массовый неизысканный вкус. Это могли быть лубочная литература, картина, украшение на стенах дома и домашней утвари, ковры, скатерти, салфетки и т.д. Темами лубочных произведений были как фольклорные сюжеты, так и классические – литературные и исторические, с которыми авторы обращались довольно вольно – сокращали, искажали, приукрашивали. Название «лубочное» такое народное творчество получило в XVIII в. от слова «лубок» - дощечки из подкорки дерева, на которых рисовались картинки и дешево продавались. Из такого же мягкого лубка делали мочало, лыко, лукошки, дощечки для катания пасхальных яиц. Лубочные произведения народного творчество – это искусство примитивизма, получившее признание как фольклорное искусство.

Лукавство (др.рус. – извилистый) – отрицательное нравственное качество личности, проявляющееся как неискренность, хитрость, коварство, прикрытые льстивым мягким словом, взглядом, поступком. Лукавый человек – это хитроумный и злобный по отношению к людям человек. В буквальном смысле «лукавый» означает согнутый как лук, искривленный, дугообразный. Постепенно это слово стало обозначать злого и хитрого человека.

Льстивость (ст.слав. – обман) – отрицательное нравственное качество личности, характеризующееся сознательным использованием ложной похвалы другому человеку в личных корыстных целях. Льстивость – это угодничество перед высшими или властьимеющими, перед сильными и влиятельными, это притворное перед ними лицемерие. Льстец – это человек, использующий лесть при достижении своей цели, это человек унижающийся и лишенный достоинства. Он порочен и сам по себе, и побуждает к пороку того, кто эту лесть принимает, соблазняясь похвалой в свой адрес. Как качество личности льстивость возникает по подражанию, от дружбы с теми, кто сам любит лесть, от комплекса неполноценности; преодолевается воспитанием, открытым образом жизни, достойным личным примером, осуждением. Льстивость питает карьеризм и другие пороки человеческого поведения. В народе говорится: льстец под словами, что змей под цветами.

Любезность (ст.слав. – дорогой) – нравственно-этическое качество личности, выражающееся как вежливость, приветливость, доброжелательность, уступчивость по отношению к людям, как склонность говорить им приятные слова и комплименты, быть обходительным и внимательным. Любезные люди, как правило, добрые, предупредительные, обладающие эмпатийными качествами, они приятны в обращении. Однако, чрезмерная любезность может перерастать в угодничество и даже льстивость.

Любимчик (ст.слав.) – это ребенок, выделяемый среди других детей, которого восхваляют и которому покровительствуют в ущерб другим членам сообщества. Любимчиками могут быть дети в семье, особенно младшие, отдельные ученики в классе. Родители или учителя, имея таких любимчиков, как бы авансируют их доверием и любовью, восхваляют их, возлагают на них надежды, воздают почет, доверяют более, чем другим. Любимчиками, как правило, становятся дети ласковые, послушные, исполнительные, внешне приятные, хорошо учащиеся. Сами того не понимая, они попадают в ловушку любви взрослых и нередко злоупотребляют ей. Взрослые же, явно попустительствуя любимчикам, портят детей, вызывают к ним страсти у окружающих – зависть, нелюбовь, зло, отчуждение.

Любитель – это человек, имеющий склонность к занятиям каким-либо делом, не предопределенным его семейными или профессиональными функциями. Это человек с увлечением, пристрастием к чему бы то ни было. Этим увлечением человек занимается не профессионально, самостоятельно постигая его глубины и становясь мастером-любителем. Любительство позволяет человеку саморазвиваться, самореализоввываться, самовыражаться. В условиях школы оно выращивается в кружках и клубах, посредством поощрения в процесс внеучебной деятельности. В домашних условиях это обеспечивается посредством создания образовательной среды, повышения образовательных возможностей. Так из детей вырастают любители-фотографы, цветоводы, художники и т.д.

Любовь (ст.слав. – дорогой, милый) – самая высокая христианская добродетель, творящее начало человеческой жизни. Она делит весь людской род на добрых, любящих, значит созидающих, и злых, значит, разрушающих людей. Любовь – проявление высших эмоций и творческих способностей человека. Согласно православию, любовь – это Бог, входящий без всякого посредства в человека. С предметом любви связывается приумножение бытия. Бог открывает себя как любовь. Она имеет практическую ценность, ибо радостные переживания украшают жизнь, обогащают ее, с ее помощью преодолевается отчуждение людей, она – источник многих нравственных чувств – стыда, вины, тревоги, жалости, а также нравственных качеств личности – терпимости, бескорыстия и др. Любовь помогает справляться с гневом, забывать об обидах, снимает страх, способствует состоянию веры и безопасности. В зависимости от объекта любви различают: любовь к Богу, к родителям, детям, к самим себе, к мужчине и женщине, учителя к детям. Часто говорят о любви к природе, животным, к профессии, к труду и т.д. И всюду любящий человек проявляет одни и те же качества – активное участие в жизни другого, принятие его со всеми особенностями, стремление к нему, способность его защищать. В понимании христианской антропологии различение полов и существование сексуальных влечений служит не просто естественной цели продолжения рода; это служит взаимному обмену жизнью, воссоединению тварной любви с божественной. Любовь по силе различна: страсть, сердечная привязанность, расположение, высшая любовь, платоническая любовь. Без любви нет духовной жизни. На принципах любви построены все мировые религии. В русской культуре – это великая животворящая сила, имеющая космогонический смысл. В русской мифологии была богиня любви – Лада.

Любодеяние – так в церковнославянском языке называется процесс движения человека к совершению греха: «принятие нечестны х помыслов, беседа с ними», «услаждение ими, соизволение им, медление в них». Любодеянием называют и сам грех, такой как блудные мечтания, нехранение чувств, сквернословие, т.е. то, что убивает в человеке любовь. От идеи греха до его совершения – все это зависимо от конкретного состояния духовного, душевного и физического здоровья человека. Любодеянием убивается любовь, и потому это слово можно понимать как деяния против любви, что убивает в человеке все добродетели. Любодеяние относится к числу главных страстей, которые следует преодолевать в себе.

Любознательность – интеллектуально-нравственное качество личности, выражающееся как общая недифференцированная направленность на познание, приобретение новых знаний, на поиск ответов на возникающие вопросы. Любознательность основана на врожденном исследовательском инстинкте, она является мощнейшим стимулятором в учебной деятельности. Любознательный человек пытлив, активен, он находит удовольствие от интеллектуальной деятельности, от самостоятельной деятельности вообще, он возбуждается от возможности приобретать новые знания и умения, он готов ради этого преодолевать препятствия.

Любопытство – нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как страсть узнать и увидеть то, что знать не обязательно, что не входит в прямые функции человека и не составляет его долг. Любопытство – это познание без цели и надобности, без пользы для себя и других. Любопытство – это страсть читать чужие письма, знать чужие тайны. Вместе с тем, любопытство есть мощный стимул, мотиватор познания, который вполне можно использовать в процессе обучения. Часто любопытство вызывают лабораторные работы, экскурсии, проблемные ситуации.

Лютеранство (нем.) – разновидность христианской религии, одно из направлений протестантизма. Сформировалось в XVI в. в Западной Европе. Сущность лютеранства в признании всех символов христианской веры, в отношении к Святому Писанию как единственному источнику богопознания, в признании личной веры в Бога как главного, оправдывающего и сдерживающего страсти средства жизни человека. И потому Церковь лютеране считают святым местом, где могут пребывать реально только высоко духовные и нравственные люди. Лютеране отрицают церковную иерархию, признают силу лишь таинств крещения и причащения. Они упростили убранство церквей и сделали более свободной церковную службу. В их церквях нет икон, они не почитают святых, упразднили монашество.

 

 

«Слово – наш важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменить».

В.А. Сухомлинский

М – четырнадцатая буква современного русского алфавита, обозначающая звонкий губной согласный звук, называется «эм». В церковнославянской азбуке (кириллице) символизирует явления «мыслете», «мысль», «мыслить», в ней «м» имеет числовое значение – 40. Согласно первославянской философической азбуке она несет высокие смыслы материнства: Мир, Материальный мир, Микромир, Макромир. В русской народной культуре эта буква также символизировала воду. Сегодня в сокращенном виде «м» обозначает мужской род.

Магия (лат. – волшебство) – эта система тайных знаний и умений использовать надземные и сверхъестественные силы для влияния на природу, животных, человека. Это невещественные нематериальные знания и умения, вскрывающие скрытые связи между человеком и внешним миром. Возникла она еще в первобытном обществе и до сих пор существует в своих разных видах: лечебная, любовная. аграрная и др. магия. Магическое действие основано на уверенности, что подобное производит подобное, что следствие похоже на свою причину и потому желаемого можно достичь путем его имитации. Магию нередко приравнивают к колдовству. Различают белую магию, т.е. благотворную, добрую, свободную от эгоизма, властолюбия, честолюбия и корысти, а также черную магию, несущую кому-либо зло, разрушение, болезнь. Магия неотделима от религии (сама являлась одной из древнейших ее форм), хотя как насильственных способ вмешательства в жизнь ею отвергается. Вместе с тем, некоторые явления, ранее относимые к магии, ныне получают объяснение и становятся доступными многим. Например, внушение и самовнушение, гипноз и др.

Маета (ст.слав. – мучение) – так в древности называли тяжелый труд, тяжелую жизнь, состоящую из постоянно возникающих мучительных ситуаций личной жизни. Маета – это монотонно повторяющиеся сложности. «Маета» произошла от «трудиться», «стараться», «труд», но «труд» утомительный, вызывающий усталость, тупой, исчерпывающий человека, изматывающий силы. Сегодня это бытовое слово не входит в состав литературного языка, чаще используется в народной лексике.

Май (лат. – по имени богини Майи) – пятый месяц календарного года, последний месяц весны. Богиня Майя у древних римлян почиталась покровительницей гор и плодородия. В эту пору леса, луга, поля покрываются зеленым покровом трав, цветов, листвы. Старинное русское название мая – «травень» («Апрель с водою, май с травою»). Май – ответственная пора для земледельца, каждый его день расписан по работам, подготовке и проведению посевов. Наблюдения в мае очень важны, по приметам можно предсказать виды на урожай. Это один из лучших месяцев года: тепло, зелено, красиво, птицы поют… Это время любви. В мае немало знаменитых праздников: 1 мая – День труда, 6 мая – день святого Георгия Победоносца (Юрия, Егория), 15 мая – день памяти Бориса и Глеба (начинают сеять хлеб), 20 мая – Вознесение Господне, 24 мая – день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Май – это 9 мая – День Победы над фашистской Германией. Для системы образования – это завершающий месяц учебного года. Экзамены начинаются в июне. Для тех, у кого их нет – это время экскурсий, походов. прогулок в лес. Май – особенно благотворное время постижения исторического, литературного и духовного знания.

Майевтика (гр. – повивальное искусство) – метод поиска, познания и исследования истины, состоящий в свободном обсуждении проблемы с помощью наводящих вопросов. Получение ответов, их сопоставление, обобщение подводит людей к истине, к решению. Мысль здесь как бы «рождается» индуктивным путем. Спор, дискуссия, организационно-деятельностная игра, проводимые по методу майевтики, включают в себя определение используемых понятий, ответы, использование примеров из жизни, повторное определение понятий и так постепенное приближение к более точному ответу. Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. Майевтику изобрел Сократ, она составляет основу сократовских бесед, технологию его эвристики. Сегодня родилась новая научная дисциплина, устанавливающая междисциплинарные связи в научном знании, «сталкивающая» разнородные данные о чем-то или о ком-то, синтезирующая данные лонгитюдных и генетических методов. Это наука о целостном изучении человека, его индивидуального психического мира.

Майнстреминг (см. разноуровневое обучение).

Макрокосм (гр. – великий мир) – Вселенная в целом, во всем объеме, иначе – макромир. Макрокосм – это мир больших систем, их поведение, функции; это объективная реальность, в которой живет и действует человек (планета, земные тела, природа, камни, почва и т.д.). Все это доступно человеку, его наблюдению. Макрокосм живет по своим законам. С ним тесно связан микрокосм.

Макрофазы развития личности (гр. – крупные) – периодизация отдельных возрастных периодов развития личности. Так, эпоха детства подразделяется на три макрофазы: период раннего детства (2-3 года), период дошкольного детства (3-7 лет), период младшего школьного возраста (7-11 лет). Эпоха юности включает в себя макрофазы: период отрочества, т.е. среднего школьного возраста (11-15 лет), период старшего школьного возраста, т.е. ранней юности (15-17 лет) и т.д. Каждая из фаз является возрастной ступенью и имеет свои особенности.

Максима (лат. – высший принцип) – это жизненное правило, принцип поведения, установленный человеком лично для себя. Как правило, это обобщенная житейская мысль, мудрость поколений, выраженные в краткой лаконичной форме. Максимами могут быть пословицы и поговорки («Хочешь жить – умей вертеться»), фразеологические обороты (все «до лампочки»), удачные выражения героя литературных произведений («На всякого мудреца довольно простоты»), высказывания великих мира сего («Кто не работает, тот не ест») и др. Максимы собираются в дневниках, в книгах размышлений и афоризмов. Ими руководствуются, в них верят, их включают в свою речь, к ним прибегают, как к доказательствам, ими убеждают.

Максимализм (лат. – наибольший) – отрицательное нравственное качество личности, проявляющееся в крайней требовательности к другим людям, чрезмерно строгом суждении и осуждении, доведение своих идеалов до высшей степени качества. Максимализм особенно присущ юношескому возрасту (юношеский максимализм), резко и безапелляционно судящему о поступках и жизни взрослых людей, родителей прежде всего. Отсутствие личного опыта, особенно опыта потерь, оптимизм, идеализация жизни не позволяют юношеству быть снисходительным к слабостям других людей. Максимализм – это также гипертрофированная принципиальность, жесткость, неуступчивость, неумение понимать другого человека.

«Маленький человек» - обобщенное название человека, занимающего низкое общественное положение и играющего незаметную роль в общественно-экономическом устройстве государства. Такое определение, по сути идеологическую мифологему, ввели в обиход литературные критики-прогрессивисты в первой половине XIX в. Идея была подхвачена и развита идеологами советского времени. Так сложился литературно-идеологический образ «маленького человека», как человека ни на что не претендующего, патологически смиренного, бедного, «средних» способностей, с мелкими интересами, человека «из толпы», «из очереди», «из массы». Идеологема жила самостоятельной жизнью и сама по себе уже влияла на становление такого человека («слова имеют силу»). Этот внешне скромный, тихий, безнадежно терпеливый и жалкий человек внутренне оказался еще и озлобленным и безответственным («это меня не касается, я ни за что не отвечаю»). Период перестройки общественно-государственного устройства России (конец ХХ в.) принес в общество элементы демократии, гуманизма, свободу православному вероисповеданию, что тут же сломало идеологию «маленького человека»: перед Богом и законом все равны, а ценность человека определяется не занимаемым в системе власти местом, а тем, как каждый из членов общества делает свое дело, будь оно маленьким или большим.

Малиновый звон – особое звучание церковных колоколов, мелодичное, бархатное, мягкое, ангельски прекрасное. Существует несколько объяснений происхождения этого названия. По одной версии оно возникло от сравнения звона с излюбленной народом ягодой малиной и ее неярким, нежным мягким цветом, ласкающим и радующим глаз и душу русского человека. По другой – это название связано с именем старого бельгийского городка Малин. В городском соборе здесь были колокола особой чистоты, о чем рассказывали русские путешественники, называя его «малинским звоном». В прошлом столетии «малинский звон» переродился в «малиновый» как более понятный и близкий народу.

Малодушие (др.-рус.) – нравственное качество личности, характеризующее человека как слабовольного, нерешительного, трусливого. Малодушный человек легко поддается случайному влиянию, он, как говорят в народе, мягкотелый, опасливый, мнительный. Интересно, что слово «малодушный» произошло от названия помещика, имеющего мало крепостных крестьян в своем владении – мало душ. Сегодня так говорят о человеке, у которого «мало души» как стержня личности. Малодушие – признак слабого человеческого духа.

Малороссы – одна из трех главных ветвей (великороссы, белороссы) русской группы славянской семьи народов, имеющих историческое, этническое и культурное единство. Это одна из трех ипостасей существования русской народности под названием «украинцы». Сложились в XII-XIII веках на юге, юго-востоке территории центральной Европы, на территории Киевской Руси. Первоначально этот народ назывался казацким, и лишь позже, по аналогии с окраинным (край земли русской) местожительством, стали именоваться украинцами, т.е. проживающими на окраине. До начала XX века между тем даже документально именовались малороссами, малороссиянами. По числу населения значительно уступают великороссам. Они имеют свою развитую культуру – язык, обычаи, костюм, искусство, преимущественное их число православной веры. Малороссы в настоящее время составляют украинскую национальность.

Маменькин сынок – избалованный ребенок, изнеженный мальчик или молодой человек. В семейном воспитании, всего скорее, такой ребенок был любимчиком, все здесь крутилось вокруг него, его потребностей и интересов. Ему угождали, служили, за него делали трудную работу. Это, как правило, залюбленный ребенок. «Маменькин сыночек» - это нравственное качество личности, проявляющееся как инфантильность, недоверие к своим силам, капризность, неумение работать и безответственность. У «маменькиного сынка» слабо развиты такие мужские качества, как сила воли, выносливость, решительность, умение заступиться за слабого и др. Школа может компенсировать такой недостаток семейного воспитания.

Маммона (евр. – богатство) – это мифический образ, символизирующий богатство и деньги, приобретенные, как правило, неправедным путем алчными людьми. Пристрастие к маммоне несовместимо с любовью к Богу, является порочной страстью, влекущей за собой другие пороки. В христианстве маммона представляется как злой дух идол, покровительствующий богатству, не приносящему счастья. Маммона – это кумир падшего человека, пристрастного к земным благам, комфорту, роскоши. Это символ «золотого тельца», олицетворяет корыстолюбие, стяжательство, алчность, пристрастие к земным благам.

Манерность (нем. – прием, способ) – способ поведения человека, а также нравственно-этическое качество личности отрицательной направленности, выражающееся в жеманстве, чопорности, неестественности, щепетильном отношении к выполнению этических норм и этикету, к внешней атрибутике поведения – фасону и моде. Манерность – всегда искусственность, деланность, поведение напоказ. Слово «манерность» вошло в русский лексикон со времен Петра I.

Маниловщина (совр.рус.) – образ мыслей и поведение, а также нравственное качество личности, характеризующиеся повышенной пустой мечтательностью, оторванной от реальной жизни, бездеятельностью, заведомо несбыточными желаниями и пожеланиями, беспечностью. Чаще всего она возникает от слабоволия, беспринципности, в условиях жизненного достатка и комфорта, но вполне реальна и в прямо противоположных условиях – от безысходной бедности и нищеты. Это отрицательное нравственное свойство входит в менталитет русского человека. Термин «маниловщина» литературного происхождения – от имени одного из гоголевских героев «Мертвых душ».

Манипулирование (лат. – ловкое движение рук) – гибкая тактика управления кем-либо или чем-либо, характеризующаяся как ловкость, граничащая с мошенничеством. Так, манипулирование общественным мнением состоит из спекуляций интересами, использования «слабых» мест, передергивания фактов и их подтасовки, подкупа людей, полуправды, игры на людских ожиданиях, заинтересованной расстановки фактов, искажения их смыслов, а также посредством использования психотропных средств и приемов суггестивного программирования человеческого поведения. Чаще всего это делается средствами массовой информации (через радио, телевидение, периодическую печать). К манипулированию прибегают как государственные, политические деятели и организации, так и отдельные лица в целях защиты собственных интересов путем психологического обмана. Особенно активно оно используется в выборных компаниях. Манипулирование как целенаправленное действие опирается не на реальное положение вещей, а на мнимое, символическое или желаемое. Манипулирование есть средство зомбирования. Родилось это слово от названия небольшого тактического подразделения в римской армии, гибкого, подвижного и свободного в выборе наступательных средств и форм. Его широко стали использовать и в военном деле, и в технике, и в цирковом искусстве, где оно носит позитивные смыслы. Безнравственность социального и психологического манипулирования людьми очевидна. От его власти спасает развитая духовность, грамотность, в том числе в области медиа-образования, и «здравый смысл».

Манна небесная (евр. – что это такое?) – это питание, которое посылал с неба Бог сынам Израилевым во время их странствования по Аравийской пустыне в страну обетованную. Манна небесная была взамен хлеба, которого они не могли достать во время своего долгого изнурительного пути. Она ниспосылалась им в течение всех 40 лет их исхода из Египта. Ею питался весь 3-4-миллионный еврейский народ. Эта манна, как хлеб небесный, с тех пор символизирует защиту Бога, нежданную поддержку, равную волшебству. Манна небесная – это что-то желанное, крайне необходимое, редкое, это Божья благодать.

Маргинальность (лат. – граница) – состояние личности, отвергнутой обществом или конкретным сообществом по причине отрицания или невыполнения ею их норм, правил и требований. Такой человек, по своей собственной вине или по вине окружающих, как бы выпадает из культуры или субкультуры, его воспитавшей. Первоначальный смысл слова «маргинальный» заключался в обозначении заметок на полях рукописей или старых книг, т.е. того, что вне нормативного текста. Маргинальность нередко возникает в системе образования, особенно в школах. Маргинальные дети – это отвергнутые школой дети с проблемами, особенно с асоциальным поведением и плохой учебой. Такие явления порождает антипедагогическая среда школы и семьи. Состояние маргинальности есть источник зла, агрессии и многих других безнравственных поступков людей.

Мариология (гр. – учение о Марии) – богословская дисциплина, основанная на догмате Божией Матери Марии, и изучающая ее жизнь, историю икон, посвященных ей, помощь, оказываемую Ей России.

Марксизм (по имени К. Маркса) – система философских, экономических, социально-политических и педагогических взглядов на природу и законы развития человека и общества, основанных на закономерностях развития материального производства. Зародился в конце XIX в. и получил название по имени его основоположника – немецкого философа К. Маркса. Марксизм есть завершенная форма материализма, соединенного с диалектикой Гегеля, стержнем которой является мысль о тождестве мышления и бытия. Марксизм, как мировоззренческая система, выражалась в следующих идеях о базисе и надстройке; существовании классов и классовой борьбе; экономике как анатомии человеческого общества, о бытии как совокупности общественных отношений. Сущность человека здесь тоже сводилась к «совокупности общественных отношений». Марксизм был непримиримым врагом религии, особенно христианства. Здесь утверждалось, что вне природы и человека нет ничего. Марксизм создал так называемый «научный атеизм», где утверждается, будто христианство калечит личность, ибо воспитывает смирение, покорность и самоуничижение, будто религия создает иллюзорное счастье. Марксизм предложил свои способы борьбы с религией. Марксизм был принят в качестве государственного мировоззрения в Советском Союзе и просуществовал более 70 лет, до периода перестройки. В эти годы сформировалась его новая ветвь – марксизм-ленинизм.

Марксизм-ленинизм – ветвь марксизма, оформленная в 20-х годах в советской России под влиянием взглядов В.И. Ленина, отечественного философа и первого руководителя послереволюционного советского социалистического государства. Восприняв марксизм как учение «научного коммунизма», Ленин В.И., его соратники и последователи продолжали его развивать, применяя на практике. Были доработаны идеи о народовластии и самоуправлении, об общественной собственности, о межнациональных отношениях, об общественном молодежном движении, о партии, о воспитании масс и подрастающего поколения. Марксизм-ленинизм – это уже напрямую идеология рабочего класса в конкретных российско-советских условиях. В нем отрабатывались идеи полной насильственной ликвидации частной собственности, религии, идеи диктатуры пролетариата и снижения исторической роли «реакционного» крестьянства, классовой борьбы. Ученые считают, что ленинская теория о социалистической революции коренным образом отличается от марксистской. В педагогике марксизм-ленинизм развивал такие идеи Маркса, как о гармоническом развитии личности, о роли среды, о направлениях содержания воспитания и образования и др. Педагоги и ученые, воспитанные в течение многих десятилетий на этом материалистическом учении, с трудом расстаются с внешне красивыми марксистско-ленинскими взглядами, реализация которых принесла немало бед народу России в целом и каждому человеку в отдельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.