Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии процесса социализации. В отечественной социальной психо­логии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой






В отечественной социальной психо­логии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности, по­этому отношение к ней служит основанием для классификации ста­дий. Выделены три основные стадии:

- дотрудовая,

- трудовая

- послетрудовая.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ран­няя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до по­ступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психо­логии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, вклю­чающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

Относительно периода обучения в вузе или колледже (техникуме) существу­ют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техни­кум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следую­щей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведе­ниях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости чело­века, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь пери­од трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социа­лизация заканчивается вместе с завершением образования, большин­ство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на то, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, при­дает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социа­лизации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекраща­ет процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроиз­водство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сбро­шен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно переоце­нить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации при­обретает особое значение в современных условиях в связи с идеей не­прерывного образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения меж­дисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с акмеологией — наукой о зрелом возрасте. Акмеология (от греч. акме — верши­на, пик) изучает «закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высоко­го уровня в этом развитии». Понятно, что изучение социализации в зрелом возра­сте во многом связано с акмеологическими разработками.

Вообще социализации взрослых в последнее время уделяется боль­шое внимание. Можно обозначить два направления исследований. С од­ной стороны, интерпретация социализации как непрерывного процес­са. В этом ключе в основном сосредоточено большинство социологи­ческих работ. Выявлена, например, по сравнению с детской социализацией, специфика социализации взрослых; она выражается в измененении лишь внешнего поведения, в оценивании норм (а не в усвоении их), в осознании оттенков между «черным» и «белым» (а не в простом следовании правилам), в овладении лишь навыками (а не вформировании мотивации) [Смелзер, 1994. С. 108]. В других работах специально исследуется вопрос о так называемом «кризисе середины жизни», десятилетии «роковой черты» (30—40 лет), когда возникает расхождение между мечтами и действительностью и люди начинают освобождаться от иллюзий.

Другое направление исследований характерно для психологии. В этом случае социализация не рассматривается как непрерывный про­цесс, социализация взрослых есть лишь преодоление психологичес­ких тенденций, сложившихся в детстве, взрослые просто переосмыс­ливают этот опыт.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще бо­лее сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще относительно нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее выз­вана объективными требованиями общества к социальной психоло­гии, которые порождены самим ходом общественного развития. Про­блемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения), приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается его удель­ный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дис­циплины, как геронтология и гериатрия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.