Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные закономерности психического развития. Факторы психического развития детей.






Закономерности возрастного развития изучает особая отрасль психологии - возрастная психология. Предмет ее исследования - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности растущего и развивающегося человека. Психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования.

Развитие психики следует рассматривать «не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качетвенные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям» (С.Л. Рубинштейн).

1. Чем ребенок моложе, тем выше темпы его физического и психического развития

. В дошкольном возрасте:

- активно развиваются все психические процессы;

- появляются тонкие переживания;

- рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);

- складываются интересы;

- развиваются способности, закладываются основы характера.

2. Чем выше темпы развития ребенка, тем более он раним, тем легче можно повредить его физическое и психическое здоровье. Возрастает необходимость квалифицированного и продуманного воспитания на основе единства требований к ребенку тех, кто его окружает, воспитывает.

Становление психики не простое сцепление случайностей, а процесс закономерный. Люди стремились изучить эти закономерности. В философии известны два противоположных подхода к проблеме развития: метафизический и диалектический.

 

МЕТАФИЗИКИ ДИАЛЕКТИКИ
Рассматривают развитие как увеличение (уменьшение) данного изначального свойства. Ребенок — как взрослый в миниатюре Рассматривают развитие как результат единства и борьбы противоположностей. Развитие — это не столько количественные изменения, сколько возникновение новых форм и качеств

3. Развитие отдельных органов и психических функций происходит не изолированно друг от друга, а взаимосвязанно и обусловленно. Одни органы влияют на развитие других. Так, развитие двигательного анализатора влияет на сердечно-сосудистую систему, головной мозг; предметные действия — на развитие восприятия, мышление и др.

Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекают не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности. Каждая функция мозга имеет строго определенное время начала и время завершения своей эволюции. Так, развитие воображения не совпадает с развитием функций волевых действий. В подростковый период рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, сердце увеличивается быстрее, чем сосуды; сила растет, а координация движений ухудшается и др.

Есть периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, определенного рода влияниям окружающей действительности. 4. Эти периоды называют сензитивными 3-6 лет: восприятие, мышление, воображение и т.д.; 5-6 –чтение; 6-7 – учебные навыки и др.. Сензитивность возрастных периодов: это чувствительность детей к обучению и направленность активности.

Каждая функция имеет ограниченное время для своего развития. Задача той или иной функции — помочь ребенку устанавливать связь со средой, обеспечивать себе жизнеспособность в ней, познавать окружающий мир. Функция развивается по мере ее привлечения и активизации.

Функции входят в свои фазы развития в разное календарное время с индивидуальными различиями для каждого ребенка.

В сензитивный период можно достичь предельного развития той иной функции, иначе эта возможность будет «похоронена» в детстве. Природой определено календарное время индивидуально для каждого ребенка. Это значит, что, скажем, какая-то функция у этого ребенка войдет в свою наиболее интенсивную фазу развития в возрасте двух лет и, постепенно замедляя темп, завершит эту фазу до 9—11 лет.

Несмотря на то, что различные органы, системы, психические функции развиваются с присущими им особыми закономерностями, рост и развитие являются единым целостным процессом.

Деятельность развития органов, систем психических функций регулируется центральной нервной системой (ЦНС) и ее высшим отделом — корой головного мозга.

В целом развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.