Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4 Деятельность, основные виды деятельности. Специфика и структура человеческой деятельности, ее мотивация. Способности и деятельность.






В отечественной психологии С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.

Основа – марксистское понимание деятельности как динамической системы взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит воплощение в объекте психического образа субъекта и предметной действительности.

Базовые положения:

1. Единство психики и деятельности.

2. Деятельность, как движущая сила психического отражения.

Принципы деятельностного подхода:

-принцип развития и историзма;

-предметности;

-активности;

-интериоризации-экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта;

-единства строения внешней и внутренней деятельности;

-системного анализа психики

- зависимость психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Структура деятельности

 

Основными характеристиками Д. являются предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации Д. состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе Д., благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в обусловленности Д. животных свойствами объектов, ключевыми раздражителями, выделившимися в ходе эволюции вида и служащими удовлетворению тех или иных биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой Д. Она проявляется в социальной обусловленности Д. человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных в орудиях схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, в ценностях, социальных нормах.

Субъектность Д. находит свое выражение в следующих аспектах активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность Д.; в личностном смысле («значение для меня»), придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

При анализе Д. выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная Д., а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной Д. в индивидуальную Д. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания Д. во внутреннюю Д. В основе структурно-функционального рассмотрения Д. лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при к-ром та или иная реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами Д. подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре Д. изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и вид регуляции Д. (произвольный, непроизвольный). При рассмотрении Д. в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой Д.: надситуативная активность, определяющая саморазвитие Д. и возникновение ее новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной Д. в постоянно изменяющейся действительности. Реализация Д. осуществляется на основе психофизиологических механизмов, изученных в русле «физиологии активности» Н.А. Бернштейна, теории «функциональных систем» П.К. Анохинаи представлений о системной организации высших корковых функций А.Р. Лурия.

8.Темперамент Каждый учитель сталкивается с индивидуальными различиями своих учеников 1) наличие или отсутствие интереса к учебной деятельности 2) наличие или отсутствие необходимых знаний, умений, навыков 3) разная степень выраженности динамических особенностей Работоспособности, темпа, переключаемости). 1 и 2 причины содержательной стороны психики, ее мотивационно-содержательный фактор. Они зависят от условий воспитания, жизненного опыта и имеют социальное происхождение. Третья причина определяется психофизиологическими особенностями ребенка. Для того, чтобы учитель мог продуктивно использовать изложенную информацию в своей работе, он должен уметь выделять индивидуально-типологические особенности своих учеников. Основная задача обучающего заключается в том, чтобы каждый ребенок, независимо от индивидуальных особенностей, типологических свойств мог активно приспособиться к требованиям учебной деятельности и добиться результатов. Стабильные индивидуальные черты, за которыми скрываются основные свойства нервной системы нужно обязательно принимать во внимание, поскольку эти свойства непосредственным образом влияют на учебную деятельность.

Ориентация на индивидуально-типологические особенности ученика, построение обучения с учетом этих различий – вот главный принцип индивидуализации обучения, к которому следует стремиться педагогу.

Критериальные учебные ситуации проявления подвижности-инертности нервной системы.

1) выполнение заданий, разнообразных по содержанию и по способам решения; 2) высокий темп работы; 3) быстрое переключение внимания 4) жесткое ограничение времени выполнения работы 5) однообразная монотонная работа 6) длительная работа 7) усвоение нового и повторение старого материала 8) систематизация, составление схем.

Постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях – первый признак. что в основе лежат природные свойства нервной системы.

Обучающийся (школьник, студент), представляя определенный возрастной период развития, как субъект учебной деятельности на каждой ступени образовательной системы характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности.

 

Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г. Клаусу)

 

Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
Скорость Быстро Легко, без труда Прочно, устойчиво во времени Легко переучивается Обладает гибкостью Медленно С трудом, напряженно, тяжело Поверхностно, мимолетно, быстро забывается С трудам переучивается Характеризуется ригидностью, застылостъю
Тщательность Добросовестно Аккуратно Основательно Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно
Мотивация Охотно Добровольно По собственному побуждению Активно, включение, увлеченно Старательно, усердно, изо всех сил Неохотно По обязанности Под давлением Пассивно, вяло, безучастно Нерадиво, лениво
Регуляция действия Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целенаправленно Настойчиво, постоянно Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистемно, без плана Периодически, неустойчиво
Когнитивная организация Осознанно, с пониманием Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно Механически, не понимая, методом проб и ошибок Случайно, непреднамеренно Нерационально, неэффективно
Общая оценка Хорошо Плохо

Вопрос. 5. Категория личности в психологии относится к базовым категориям. Все психические явления формируются в деятельности и общения, но принадлежат не процессам, а субъекту, общественному индивиду – личности.

Психологическая структура личности. Структура личности шире, структуры его индивидуальности: личность как индивидуальность; личность как субъект межиндивидных отношений. Триада биологическое-психическое-социальное: их соотношение в психике многомерно, многоуровнево, динамично.

 

Природная среда Факторы формирования Социальная среда
Деятельность

 

Личность
Индивидуально-психологическая сторона Мировоззренческая сторона Социально-психологическая сторона
Психические процессы Моральный облик Отношение к другим людям
Психические свойства Мировоззрение Социальные роли
Психические состояния Нравственный облик Социальные позиции
Психические образования   Социальные установки

 

Личность определяется:

- что и как она знает

- что и как она ценит

- что и как она созидает

-с кем и кА общается

- каковы ее эстетические потребности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.